Принуждение (борьба, соперничество)
Тот, кто выбирает данную стратегию поведения, прежде всего исходит из оценки личных интересов в конфликте, как высоких, а интересов своего соперника — как низких. Выбор стратегии принуждения в конечном итоге сводится к выбору: либо интерес борьбы, либо взаимоотношения.
Выбор в пользу борьбы отличается стилем поведения, который характерен для деструктивной модели. При такой стратегии активно используются власть, сила закона, связи, авторитет и т. д. Она является целесообразной и эффективной в двух случаях. Во-первых, при защите интересов дела от посягательств на них со стороны конфликтной личности. Например, конфликтная личность неуправляемого типа часто отказывается от выполнения непривлекательных заданий, «сваливает» свою работу на других и т. п. И во-вторых, при угрозе существованию организации, коллектива. В этом случае складывается ситуация «Кто кого...». Особенно часто она возникает в условиях реформирования предприятий и учреждений. Нередко при реформировании организационно-штатной структуры предприятия (учреждения) предполагаемые «вливания» одних подразделений в другие носят необоснованный характер. И в этих случаях человек, отстаивающий интересы таких подразделений, должен занимать жесткую позицию.
Уход.
Стратегия ухода отличается стремлением уйти от конфликта. Она характеризуется низким уровнем направленности наличные интересы и интересы соперника и является взаимной. Это по сути дела взаимная уступка.
При анализе данной стратегии важно учитывать два варианта ее проявления:
- когда предмет конфликта не имеет существенного значения ни для одного из субъектов и адекватно отражен в образах конфликтной ситуации;
- когда предмет спора имеет существенное значение для одной или обеих сторон, но занижен в образах конфликтной ситуации, то есть субъекты конфликтного взаимодействия воспринимают предмет конфликта как несущественный.
В первом случае стратегией ухода конфликт исчерпывается, а во втором случае он может иметь рецидив.
Межличностные отношения при выборе данной стратегии не подвергаются серьезным изменениям.
Уступка.
Человек, придерживающийся данной стратегии, так же как и в предыдущем случае, стремится уйти от конфликта. Но причины «ухода» в этом случае иные. Направленность на личные интересы здесь низкая, а оценка интересов соперника высокая. Иначе говоря, человек, принимающий стратегию уступки, жертвует личными интересами в пользу интересов соперника.
Стратегия уступки имеет некоторое сходство и со стратегией принуждения. Это сходство заключено в выборе между ценностью предмета конфликта и ценностью межличностных отношений. В отличие от стратегии борьбы, в стратегии уступки приоритет отдается межличностным отношениям.
При анализе данной стратегии следует учитывать некоторые моменты.
Иногда в такой стратегии отражается тактика решительной борьбы за победу. Уступка здесь может оказаться лишь тактическим шагом на пути достижения главной стратегической цели.
Уступка может стать причиной неадекватной оценки предмета конфликта (занижение его ценности для себя). В этом случае принятая стратегия является самообманом и не ведет к разрешению конфликта.
Данная стратегия может быть доминирующей для человека в силу его индивидуально-психологических особенностей. В частности, это характерно для конформистской личности, конфликтной личности «бесконфликтного» типа. В силу этого стратегия уступки может придать конструктивному конфликту деструктивную направленность.
При всех выделенных особенностях стратегии уступки важно иметь в виду, что она оправдана в тех случаях, когда условия для разрешения конфликта не созрели. И в этом случае она ведет к временному «перемирию», является важным этапом на пути конструктивного разрешения конфликтной ситуации.
Компромисс.
Компромиссная стратегия поведения характеризуется балансом интересов конфликтующих сторон на среднем уровне. Иначе ее можно назвать стратегией взаимной уступки.
Стратегия компромисса не портит межличностные отношения. Более того, она способствует их положительному развитию.
При анализе данной стратегии важно иметь в виду ряд существенных моментов.
Компромисс нельзя рассматривать как способ разрешения конфликта. Взаимная уступка часто является этапом на пути поиска приемлемого решения проблемы.
Иногда компромисс может исчерпать конфликтую ситуацию. Это наступает при изменении обстоятельств, вызвавших напряженность. Например, два сотрудника претендовали на одну и ту же должность, которая должна освободиться через полгода. Но через три месяца ее сократили. Предмет конфликта исчез.
Компромисс может принимать активную и пассивную формы. Активная форма компромисса может проявляться в заключении четких договоров, принятии каких-то обязательств и т. п. Пассивный компромисс — это не что иное, как отказ от каких-либо активных действий по достижению определенных взаимных уступок в тех или иных условиях. Иначе говоря, в конкретных условиях перемирие может быть обеспеченно пассивностью субъектов конфликтного взаимодействия. В предыдущем примере компромисс между двумя сотрудниками состоял в том, что никто из них не предпринимал ни прямых ни косвенных активных действий по отношению друг к другу. Через три месяца должность, на которую они претендовали, была сокращена, каждый остался при своих интересах, а отсутствие ненужных «баталий» позволило сохранить между ними нормальные отношения.
Анализируя стратегию компромисса, следует иметь в виду и то, что условия компромисса могут быть мнимыми, когда субъекты конфликтного взаимодействия достигли компромисса на основе неадекватных образов конфликтной ситуации.
Понятие «компромисс» близко по своему содержанию к понятию «консенсус». Сходство их заключается в том, что и компромисс, и консенсус по своей сущности отражают взаимные уступки субъектов социального взаимодействия. Поэтому при анализе и обосновании стратегии компромисса важно опираться на правила и механизмы достижения консенсуса в социальной практике.
Сотрудничество.
Стратегия сотрудничества характеризуется высоким уровнем направленности как на собственные интересы, так и на интересы соперника. Данная стратегия строится не только на основе баланса интересов, но и на признании ценности межличностных отношений.
Анализируя стратегию сотрудничества в конфликтном взаимодействии, следует учитывать некоторые обстоятельства.
Особое место в выборе данной стратегии занимает предмет конфликта. Если предмет конфликта имеет жизненно важное значение для одного или обоих субъектов конфликтного взаимодействия, то о сотрудничестве не может быть и речи. В этом случае возможен лишь выбор борьбы, соперничества. Сотрудничество возможно лишь в том случае, когда сложный предмет конфликта допускает маневр интересов противоборствующих сторон, обеспечивая их сосуществование в рамках возникшей проблемы и развитие событий в благоприятном направлении.
Стратегия сотрудничества включает в себя все другие стратегии (уход, уступка, компромисс, противоборство). При этом другие стратегии в сложном процессе сотрудничества играют подчиненную роль, они в большей степени выступают психологическими факторами развития взаимоотношений между субъектами конфликта. Например, противоборство может быть использовано одним из участников конфликта как демонстрация своей принципиальной позиции в адекватной ситуации.
Являясь одной из самых сложных стратегий, стратегия сотрудничества отражает стремление противоборствующих сторон совместными усилиями разрешить возникшую проблему.
Инвентарь и материалы
Бланки с распечаткой по количеству участников, ручки, орехи, каштаны по количеству участников,стул,лента белого скотча, три отрезка веревки по 1 м., три лавочки.
Упражнения
Упражнение «Счет»
Упражнение на разминку.
Время:5 минут.
Ведущий называет какое-либо число, не превышающее количество человек в группе. Названное количество участников встает. В выполнении упражнения необходимо добиться синхронности, участники не должны совещаться.
Упражнение «Контраргументы»
Упражнение на развитие способности к аргументации.
Время: 10 минут.
Группа разбивается на пары. Каждый член группы должен рассказать партнеру о своих слабых сторонах – о том, что он не принимает в себе. Это могут быть черты характера, привычки, мешающие в жизни, которые хотелось бы изменить.
Партнер внимательно слушает и по окончании выступления обсуждает сказанное, пытаясь привести контраргументы, т.е. то, что можно противопоставить отмеченным недостаткам или даже показывая, что наши слабости в одних случаях, становятся нашей силой в других.
Игра «Две группы»
Упражнение на групповую динамику.
Время: 10-15 минут.
Это задание помогает участникам тренинга развить внимательность и логическое мышление. Один из игроков – доброволец – выходит из комнаты. В это время группа договаривается о признаке, по которому она могла бы разделиться на две подгруппы. Сначала признак этот должен быть только визуальным. Скажем, в одном углу сидят люди, носящие очки, в другом – нет. Или в одной группе – те, у кого на руке есть часы, в другой – участники без часов...
После того как разделение произошло, в комнату возвращается игрок, которому предлагается проанализировать «картинку» и на основании увиденного сказать, какой признак лег в основу распределения участников.
На продвинутом этапе тренинга можно попробовать проводить разделение, основываясь на качествах характера, общности интересов.
Упражнение «Орехи»
Упражнение на разминку, эмпатию.
Необходимые материалы:орехи, каштаны по количеству участников.
Время:10 минут.
Каждому человеку в группе дается грецкий орех (каштан). Нужно внимательно его осмотреть и запомнить. Затем орехи складываются в общую кучу и перемешиваются (для усложнения можно добавить еще орехов). Каждый должен найти свой орех. Более сложный вариант – то же самое с закрытыми глазами. Затем у каждого по кругу спрашивается, как он определил свой орех. На обсуждении обычно говорится, что сначала все люди кажутся одинаковыми, а на самом деле очень сильно различаются. И очень часто за жесткой, некрасивой оболочкой скрывается что-то нежное и ранимое.
Упражнение «Руки»
Упражнение на разминку, понимание механизмов формирования агрессии.
Время:5 минут.
Ведущий просит соединить ладони рук на уровне груди, а затем надавить правой ладонью на левую.
По опыту проведения этого упражнения известно, что левая рука бессознательно начинает оказывать сопротивление, хотя такой инструкции или демонстрации таких действий ведущим не производится.
Идея, выносимые на обсуждение: в ответ на агрессию мы подсознательно начинаем сопротивляться, то есть агрессия рождает агрессию.
Игра «Путешествие на воздушном шаре»
Упражнение на групповую динамику, стратегии поведения в конфликте.
Время: 10 минут.
Предложите участникам игры выбрать себе профессию: врач, инженер, учитель, художник, и т.д. Одного участника попросите быть наблюдателем.
Всем участникам игры предлагается представить, что они оказались членами одного экипажа на воздушном шаре. Шар начинает падать и остается совсем немного времени до того момента, когда он упадет в море. Чтобы этого не произошло, кто – то должен выпрыгнуть из корзины.
Группа должна принять общее решение о том, кто прыгнет из корзины, исходя из того, кто из них будет менее полезен, если воздушный шар приземлится на необитаемом острове.
После завершения дискуссии происходит оценка работы группы.
Эксперт докладывает свои наблюдения о ходе дискуссии: использование веских доводов, аргументов в защиту «своей» профессии, умение выслушивать друг друга, «авторитарные манеры» и т.д.
Игра «Паспорт проблемы»
Упражнение на анализ конфликта, стратегию решения конфликта.
Необходимые материалы:бланки с распечаткой по количеству участников, ручки.
Время: 30 минут.
Тренеру стоит позаботиться о создании рабочей атмосферы, достаточного места для комфортной и сосредоточенной работы каждого участника тренинга.
– Мы просим членов группы сосредоточиться каждому на той актуальной конфликтной ситуации, которую сами они представляют на нынешний момент как проблему, требующую решения. Чтобы разобраться в межличностном конфликте (именно этот тип конфликта будет материалом для работы) необходимо четко представить себе, с чем мы имеем дело. Составив паспорт проблемы, мы сможем разработать пути ее решения. Кроме того, ответы на поставленные вопросы помогут определить, какой вид направленности преобладает в нас. Психологи утверждают, что их три: направленность на себя, на других людей и на задачу (на процесс или на результат).
Итак, каждый из участников получает бланк, на заполнение его дается 20–30 минут. В конце упражнения группа может собраться вместе и озвучить проблемы эмоционального, интеллектуального или иного свойства, которые проявились в ходе работы над заданием.
Бланк упражнения «Паспорт проблемы»
1. Сформулируйте и запишите, в чем, на ваш взгляд, состоит суть конфликта.______________________
2. Разложите конфликт на составляющие:
что происходит (процесс, действие, поведение сторон) ________________
к чему это приводит (чьи и какие потребности нарушены)_____________________
чувства по этому поводу (ваша эмоциональная реакция на угрозу потребностям и на развитие конфликта)_______________________________
3. Определите, что для вас более важно:
- защита собственных потребностей, принципов, ощущение личного комфорта или
- сохранение хороших отношений со второй стороной.
4. Какой стиль поведения в конфликтной ситуации вы предпочитаете?
- уход
- приспособление
- принуждение
- компромисс
- сотрудничество
5. Если, используя выбранный мною стиль поведения, проблема будет разрешена, конфликт снят, то:
Я ____________________________
Другая сторона ________________
(Сформулируйте, какие конкретные результаты ожидаются, какова будет эмоциональная доминанта в ощущениях обеих сторон по завершению конфликта, как прогнозируются отношения между сторонами.)
6. Я смогу сказать, что проблема, конфликт разрешены, когда (если)_________________________
Дополнительный материал для тренера:
Говорят, что названный противник теряет половину своей силы. «Маска, я тебя знаю!» – и заканчивается волшебство. «Паспорт проблемы» решает поэтому не только интеллектуальную часть вопроса, как разрешить проблему, но и помогает уменьшить эмоциональную напряженность, дать проблеме имя, определить ее составляющие.
При решении проблемы полезно воспользоваться техникой рефрейминга – т.е. переназвать ситуацию. Если вместо усилий по преодолению проблемы мы сосредоточимся на достижении цели, то лишим конфликт части его эмоционального напряжения или, по меткому выражению психолога И. Вагина, «выдернем эмоциональное жало». Это поможет нам уделить гораздо больше сил и внимания решению практической задачи.
Однажды был объявлен конкурс на лучшую этикетку для химических продуктов, включающих яды, а значит, особенно опасных для детей.
Ряд полученных предложений заключался в использовании ярких пугающих цветов. Другие делали упор на пиктограммы с символами смерти, удушья и т.п. Третьи просто указывали: «Опасно для жизни!»
Проблема заключалась в том, что маленькие дети как раз и являлись той группой, для которой эти тривиальные решения. не могли являться предупреждением об опасности: они либо не могли читать, либо не воспринимали череп и кости как пиктограмму предупреждающего и запрещающего характера, либо иначе, чем авторы идеи, воспринимали эмоционально оттенки цвета.
Победил автор, предложивший сделать бутылку с ядохимикатами... колючей! Он на все 100% соотнесен не с проблемой (создание ярлыка для ядохимикатов), а с задачей (избежать попадания яда в детские руки).
Упражнение «Заблудившиеся в тайге»
Упражнение на поиск и выявление конфликтогенов, групповую сплоченность.
Необходимые материалы:распечатки списков по количеству участников, ручки.
Время:30 минут.
Инструкция: «Вы пошли в тайгу и заблудились. Всю еду съели и ничего из вещей, кроме одежды, у вас не осталось.
Как известно, охотники строят в тайге таежные домики и оставляют в них еду и снаряжение, которое может понадобиться другому охотнику. И, вот, вы нашли такой полусгнивший уже домик, в котором чудом уцелели следующие вещи:
- Нож охотничий
- Спички
- Канистра с водой 20 литров
- Палатка
- Спальные мешки
- Радиоприемник
- Ракетница
- Спирт 1 литр
- Противомоскитная сетка
- Ружье с патронами
- Вяленое мясо
- Удочка
Ваша задача – классифицировать эти предметы в соответствии с их значением для выживания. Поставьте цифру 1 у самого важного предмета, цифру 2 – у второго по значению и так далее до двенадцатого, наименее важного для вас».
Далее руководитель раздает каждому листок со списком этих предметов.
Руководитель: «Сейчас вы в течение 5-10 минут самостоятельно пронумеруете все эти предметы в порядке важности. Начали».
После того, как завершена индивидуальная классификация, группа разбивается на 2-3 подгруппы. Им дается 20-30 минут. Каждая группа проделывает то же самое. Для этого им нужно дать еще по одному списку предметов. Каждой команде можно присвоить имя.
Руководитель: «Это упражнение на групповое принятие решений. Ваша команда, руководствуясь принципом достижения согласия при принятии совместного решения, должна прийти к единому мнению относительно места в классификации каждого из пятнадцати предметов, прежде чем оно станет частью группового решения.»
Далее Вы можете сравнить данные индивидуального ранжирования с данными, к которым пришла группа в результате согласия. Затратьте дополнительно какое-то время для обсуждения процесса принятия решений.
Какие конфликтогены были выявлены? Какие виды поведения помогали или мешали процессу достижения согласия? Какие появились лидеры? Кто участвовал, а кто нет? Кто, какую активность проявлял во время группового принятия решения? Кто оказывал влияние на других при принятии решения? Какова была атмосфера в группе во время дискуссии? Какие действия предпринимали участники группы для «протаскивания» своих мнений, индивидуальных решений?
Упражнение «Горячий стул»
Упражнение на обратную связь.