Психоаналитическая теория З. Фрейда
Психоанализ– это научное психологическое направление, предметом исследования в котором является глубинная бессознательная психика. Главной задачей является исследование содержания бессознательного, играющего решающую роль в выяснении ценности личности. Психоанализ возник в начале 90-х гг. XIX в. из медицинской практики лечения больных с функциональными нарушениями психики. Основоположником психоанализа является австрийский психиатр и психолог З. Фрейд.
Хотя психоанализ не получил широкого распространения в социальной психологии, его основные идеи могут быть применены к объяснению социального поведения личности. Согласно мнению З. Фрейда, психологические закономерности влияния в общении людей обусловлены опытом и переживаниями раннего детства, трансформированными в подсознанательные влечения. С самого раннего детства мы устанавливаем шаблоны или паттерны поведения, под которые склонны подгонять все наши будущие отношения. Если у ребёнка поддерживались тёплые отношения с родителями, то, возможно, что он будет стремиться проявлять уважение и симпатию к авторитетным людям. Если же, наоборот, родители были очень строгими по отношению к ребёнку, то возможно тот будет рассматривать авторитетных людей как угрожающих и проявлять ответную агрессию, протест или же, наоборот, заискивать, льстить, стремясь обезопасить себя. В основе любого акта влияния лежит потребность проигрывать такие ситуации и отношения, которые были особенно затруднительными или проблематичными в детстве.
Согласно З. Фрейду, такой вид влияния, как идентификация, является одним из основных механизмов развития личности. Идентификация –принятие некоторых черт другого человека и преобразование их в часть собственной личности. Для каждого возраста есть свои идентификационные фигуры: животные, воображаемые персонажи, вещи, группы, идеи. Дети идентифицируются с родителями. Сильная идентификация существует у отвергнутых детей в надежде вернуть родительскую любовь. Идентификация может происходить из-за страха – ребёнок идентифицируется с запретами родителей, постоянно переживая чувство вины и стыда.
Неопсихоанализ
Под термином «неопсихоанализ», или«неофрейдизм», понимается совокупность учений, созданных последователями З. Фрейда – К. Хорни, Г. Салливаном, Э. Фроммом, Э. Эриксоном, А. Фрейд. Начало неопсихоанализу было положено в 30-е годы XX века.Отличительной особенностью этих учений является развитие основных положений классического психоанализа, исходя из новых задач, возникших перед теорией и практикой оказания психологической помощи, но с включением в сферу исследования различных социальных факторов.
Известные представители неофрейдизма Э. Фромм, Г. Салливан, К. Хорни, Э. Берн специальным предметом своих исследований сделали различные социально-психологические явления, изученные с применением основных идей классического психоанализа.
Представители современного психоанализа исследуют взаимовлияние личности и социума. В социокультурной теории личности К. Хорни исследуется влияние культурных факторов на формирование характера человека и неврозов. Г. Салливан – психиатр-практик, автор концепции межличностной психиатрии, изучал влияние межличностных отношений на формирование личности и процесс её развития. Личность определялась им как «относительно устойчивая модель повторяющихся межличностных ситуаций, характеризующих человеческую жизнь» [цит. по Флоренской Т.А., 1974, с.163]. Ключевой проблемой концепции социального психоанализа Э. Фромм, самого видного представителя неофрейдизма, является «особого рода связанность индивида с внешним миром». «…Общество осуществляет не только функцию подавления, но и функцию созидания личности. Человеческая натура – страсти человека и тревоги его – это продукт культуры» [9, с.20-21]. Э. Фромм анализирует все сферы общества – его экономическую, социальную, политическую структуру в связи с их влиянием на внутренние духовные изменения человека.
С позиций неопсихоанализа, в основе природы межличностного влияния лежит процесс реализации бессознательной базовой мотивации личности, например, потребности в безопасности, во власти, в любви, в свободе и т.д. Содержание доминирующих мотивов у взрослого человека зависит от детского опыта и взаимоотношений с родителями и окружением. В неофрейдизме описаны стратегии и типы влияния. Например, К. Хорни в качестве базовой потребности личности, обуславливающей её способность оказывать влияние, называет потребность в безопасности. Чтобы удовлетворить данную потребность, человек может использовать одну из трёх стратегий оказания влияния:
- к людям(зависимость, уступчивость, беспомощность; основное убеждение: «Если я отступлю, меня не тронут»),
- от людей (избегание, отстранение; главный принцип: «Если я отстранюсь, со мной будет всё в порядке»),
- против людей (доминирование, власть, манипуляция; основной принцип: «Если у меня есть власть, меня никто не тронет»).
Все перечисленные стратегии поведения не продуктивны, т.к. направлены на саморазрушение личности и её отчуждение от других людей.
Тема одиночества современного человека является главной в учении Э. Фромма. Результатом этого одиночества и отчуждения является тяга к разрушению и агрессии, нездоровые стремления и влечения. Основная причина проблем современных людей заключается в главном противоречии человеческого существования – противоречии между стремлением к свободе и независимости от окружающего мира и стремлением к безопасности и принадлежности к социуму. Чтобы преодолеть чувство отчуждения и одиночества человек проявляет такие стратегии влияния и взаимодействия, как авторитаризм, деструктивность и конформность.
- Авторитаризм– это тенденция соединить самого себя с кем-то или чем-то внешним, чтобы обрести силу, утраченную индивидуальным «Я».
- Деструктивность– это тенденция разрушать, уничтожать и завоёвывать кого-то или что-то.
- Конформность – это тенденция максимально подчиняться социальным нормам, регулирующим поведение.
Развивающее влияние способен оказывать только человек, обладающий позитивной свободой. Позитивная свобода– этовид свободы, при которой человек чувствует себя частью мира и в тоже время не зависит от него. Человек, обладающий позитивной свободой, относится к продуктивному типу личности. Продуктивная личность отличается независимостью, честностью, спокойствием, любовью к другим людям и ко всему живому, стремлением к творчеству и совершению социально-полезных поступков. Э. Фромм исследовал не только проблемы влияния человека на самого себя, других людей, общественное развитие, но и вопросы влияния общества на личность. Общество формирует социальный тип характера. Все существовавшие ранее и современные общественные формации создавали непродуктивные типы личности:
- рецептивный – пассивный, доверчивый, сентиментальный;
- эксплуатирующий ‑ самоуверенный, агрессивный;
- накапливающий– скупой, упрямый, предусмотрительный;
- рыночный– предъявляющий себя как товар и к другим относящийся как к товару.
Продуктивныйтип личности может стать доминирующим в будущем совершенном обществе гуманистического общинного социализма.