II.Общественно-психологическая атмосфера юридической деятельности
Эффективность осуществления правосудия во многом зависит от общественного мнения и общественно-психологической атмосферы. Общественное мнение - это выраженное в форме определенных суждений, идей и представлений отношение социальных групп, объединений людей, связанных общностью интересов, к событиям или явлениям социальной жизни.
Общественное мнение выражается в форме оценки тех или иных социальных институтов, поступков отдельного человека, деятельности конкретных организаций и учреждений, например правоохранительных органов (милиции, прокуратуры и др.).
Благодаря общественному мнению укрепляется законность, своевременно устраняются допущенные ошибки, улучшается деятельность правоохранительных органов. Одной из существенных ошибок нашего недавнего прошлого было игнорирование общественного мнения и отсутствие грамотного подхода к его оформлению.
Общественное мнение можно подразделить на обыденное и научное.
Обыденное мнение формируется на основе общечеловеческой морали и традиций, народной мудрости и здравого смысла. Оно часто зависит от сложившейся у конкретной личности установки на определенные жизненные ситуации и потому может иметь позитивный или негативный характер.
Научное мнение - это глубокий анализ происходящих событий и явлений, понимание причинно-следственных связей и закономерностей, основанное на достоверных сведениях (данных).
Деление общественного мнения на обыденное и научное относительно, ибо они тесно переплетаются. Общественное внимание может быть обращено на самые разнообразные события и явления жизни. Перечислить все, что может стать предметом общественного понимания, практически невозможно. Однако следует подчеркнуть, что необычные преступления, деятельность правоохранительных органов, поведение отдельных граждан в криминальной ситуации всегда оказывались в фокусе общественного внимания. Поэтому каждый работник милиции, прокуратуры, суда должен всегда помнить, что он причастен к формированию общественного мнения.
Особую осторожность должны проявлять работники правосудия при освещении материалов уголовного дела в печати, на радио и телевидении. Нельзя торопиться сообщать о результатах предварительного расследования, личности обвиняемого и круге его свидетелей. Большой вред приносят публикации, имеющие характер судебной хроники, расчитанные на сенсацию выступления. Опубликование данных следствия до вынесения приговора может ввести общественность в заблуждение, особенно когда выводы следователя или органа дознания не получили полного подтверждения в судебном разбирательстве.
В следственной практике встречаются случаи обращения органов расследования к общественности с просьбой о помощи в установлении преступника. Эти обращения должны способствовать тому, что бы у населения складывалось впечатление, что следствие так или иначе придет к истине, вопрос лишь в меньшей затрате сил и средств. Обращаться за содействием к общественности нужно лишь в случае, если получить сведения иным путем не представляется возможным.
Через средства массовой информации необходимо информировать население о допущенных ошибках. Например, если в газете, по радио или телевидению сообщалось о лицах, привлеченных к ответственности, но в последствии их вина не подтвердилась, опровержение позволит предупредить появление образных домыслов, слухов, кривотолков, а также нареканий в адрес правоохранительных органов.
Особо следует обратить внимание на причины возникновения слухов и их влияние на общественное мнение и деятельность правоохранительных органов.
Основной причиной возникновения слухов является информационный голод. Когда потребность в информации велика, а информации нет, эмоции приобретают максимальное значение и для слухов создается благоприятная почва. Слухи распространяются и в тех случаях, когда они дают одной из сторон дополнительные аргументы против другой.
Психологическими причинами распространения слухов являются:
компенсация эмоциональной недостаточности (рассказчик получает удовольствие от реакции слушателей, а слушатели - эмоциональное удовлетворение от воспринятой информации);
утверждение личности в группе путем передачи информации (создается впечатление, что рассказчик имеет источник информации, недоступный слушателям);
склонность людей предполагать, что сообщение исходит из достоверного источника (слух, распространяется большинством и к нему относятся как к факту);
чувство солидарности, желание предупредить других о грозящей опасности;
искреннее желание разделить свое волнение, страх с другими (это смягчает последствия страха).
Стихию слухов можно классифицировать по следующим основаниям:
по степени достоверности (абсолютно недостоверные слухи; недостоверные слухи с элементами правдоподобия, правдоподобные слухи; достоверные слухи);
в зависимости от вызываемого ими эмоционального состояния населения (слух-желание, слух-пугало; агрессивный слух).[196]
По происхождению слухи бывают стихийными и умышленно сфабрикованными. Однако встречаются и промежуточные разновидности.
По силе влияния на поведение и поступки людей слухи подразделяются на провоцирующие паническое состояние, вызывающее антиобщественное поведение и будоражащее общественное мнение. Кроме того, слухи могут быть агрессивными и эмоциональными.
При анализе причин возникновения слухов важно установить, кто заинтересован в их распространении и чьими силами они поддерживаются.
К условиям, способствующим распространению слухов, следует отнести социальную нестабильность общества, степень внушаемости и др.
Меры противодействия слухам принято подразделять на две группы: профилактические мероприятия и активные контрмеры. Первые включают в себя умение предвидеть возможность возникновения слухов и своевременное удовлетворение потребности людей в правдивой информации. Вторые, т.е. меры по пресечению возникших слухов, должны исходить из анализа обстановки, степени достоверности самого слуха, заинтересованности людей в данной информации. Слухи можно подавить только фактами, а не голословным опровержением.