Особенности индивидуального психокоррекционного подхода

При проведении работы по оказанию психологической поддержки следует учитывать, что человек находится в состоянии психологического стресса. В этом состоянии человек начинает преувеличивать опасность своего положения, воспринимает его уже не как отдых (как это часто бывает в начале), а как эмоционально напрягающую ситуацию. Кроме того, в ряде случаев имеются реакции дезадаптации, проявляющиеся в здоровье, психике, социальном положении безработного. Наступает снижение активности поведения, меняются жизненные позиции, привычки, интересы, цели.

Следует отметить, что у безработных (особенно хронических) наблюдается повышенная восприимчивость к любым советам и рекомендациям. Выбор нового места работы, когда особенно важны его социально-экономические характеристики (заработная плата, режим труда, условия труда и т. п.), не может быть полностью мотивированным. Обеспечение большего соответствия профессии психологическим установкам человека снижает вероятность повторной безработицы.

Помимо внешних изменений, у безработного происходят глубокие внутренние изменения, прежде всего изменения в мотивации. Под мотивами поведения обычно понимаются побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей человека. Существует относительный приоритет актуализации мотивов: для того чтобы поведение человека определялось потребностями высокого уровня, сначала должны быть удовлетворены потребности низшего уровня. При потере работы затрудняется реализация потребностей низших уровней в связи с уменьшением финансовых возможностей. Резко ограничивается реализация потребности в социальных контактах. Человек утрачивает возможность удовлетворять потребности высших уровней – потребности в самореализации и в достижении. Подобное неудовлетворение потребностей вызывает у безработного состояние дискомфорта, страдание, неудовольствие, беспокойство, а также часто приводит к агрессивному поведению. Некоторая доля агрессии присутствует во многих ситуациях, связанных с преодолением, экспансией, соревнованием, защитой, и если она адекватна, то есть соответствует ситуации, то все в порядке. Вполне во власти человека направить агрессию в конструктивное русло, на деятельность, требующую преодоления, экспансии. Большинство людей в обычном состоянии и реализует этот механизм. Человеку же в состоянии стресса или фрустрации это сделать труднее, тогда и проявляется деструктивный вариант агрессии. Агрессия неадекватная, то есть не соответствующая ситуации по силе, выражению и направленности, имеет более глубокие причины и затрудняет адаптацию человека. Угроза или препятствие (реальное или воображаемое) удовлетворению потребности вызывают у человека состояние психологического напряжения, фрустрации. Оно крайне неприятно: это страдание, страх, беспокойство и неудовольствие. Такое состояние и может вызывать агрессию в качестве защитного поведения. В жизни часто встречаются ситуации, когда объект оказывается недоступным для проявления агрессии (как, например, правительство, экономическая ситуация и т. п.) или по каким-либо другим соображениям нет возможности выразить ее конкретному человеку (если это, например, начальник, супруг, представитель закона или человек, с которым нам нельзя портить отношения). В таком случае агрессия не исчезает, а ищет другой выход, и обязательно находится объект, на который «выплеснуть» ее безопасно. Степень агрессии бывает различная – от демонстрации неодобрения до оскорбления, в том числе действием. Направленность агрессии на других людей, на внешний объект – это гетероагрессия. Она сопровождается чувством гнева и обвинениями в адрес других людей. Когда же подавленная, не проявленная агрессия направлена во внутрь, убивая собственную личность – это аутоагрессия. Человек в таком состоянии испытывает чувства печали, апатии, разочарования и антипатии к самому себе, занимается самоуничижением и самообвинением, как бы наказывает себя, подавляя свои желания. В крайнем своем выражении это приводит к депрессии и психосоматическим заболеваниям. Люди имеют различную степень устойчивости к стрессу и фрустрации. Чем ниже устойчивость, тем более вероятно проявление защитных форм поведения, в том числе агрессии. Защитное поведение проявляется гораздо чаще у людей, которые имеют повышенную потребность в безопасности при невысокой устойчивости к стрессу. Высокая эмоциональность, уязвимость, ранимость, повышенная ответственность сдерживают проявление агрессии к окружающим и направляют агрессию на себя. Вместе с тем аутоагрессия может привести к тому, что человек проявляет поведение, не свойственное ему в обычном состоянии, повышается эмоциональная возбудимость, снижается устойчивость к стрессу, подавляется активность, что приводит к отказу от деятельности или после одной-двух попыток, или вообще до попытки что-либо сделать – «все равно ничего не получится». Аутоагрессия чаще всего поддерживается и усиливается негативным мышлением и жесткими внутренними установками. Поэтому перемена точки зрения, осознание причин и возможных вариантов развития событий в ходе психокоррекционной беседы может ослабить аутоагрессию настолько, что человек буквально преображается. Ослабление аутоагрессии, возможность осознать и выразить свои чувства высвобождают жизненные силы, повышая способность человека к адаптации. Обучение стратегии и тактике поиска работы, отработка практических приемов поведения, составление резюме для таких клиентов оказываются особенно важными. Причин для этого несколько. Повышенная потребность в безопасности порождает повышенную ответственность, «синдром отличника»: человек не будет делать ничего, пока не будет уверен, что сделает все на высшем уровне. Пытаясь привести такого человека в реальность «хочу – могу – надо», профконсультанту гораздо чаще приходится «хочу» (и особенно «могу») повышать, а не понижать до реальности, буквально выпытывая у человека его способности, умения и таланты. Самопрезентация, умение подать себя для многих безработных – нескромность, граничащая с неприличием. Нет, клиент не осуждает, даже завидует тем, для кого это не проблема. Но для себя он считает такое поведение невозможным: окружающие просто обязаны разглядеть его достоинства сами. А если другие не выполняют эту воображаемую обязанность и даже не подозревают о ней, делается вывод: «Ничего ценного во мне нет, нечего и высовываться». Обойти это препятствие можно: если человек уверен, что так сейчас принято, что он делает все по правилам и делает хорошо, что так ему рекомендовал специалист, то он сделает это. В этом случае необходима положительная оценка со стороны, он должен быть уверен, что все делает правильно. Поэтому в работе с безработными данного типа следует помнить, что людям с неустойчивой самооценкой жизненно необходимо узнать, получить со стороны подтверждение того, что их реальные психологические особенности, способности и умения очень ценны, что далеко не все люди обладают этими качествами. Это действительно необходимо, ведь человек совершенно искренне считает, что если у него (неудачного!) эти качества есть, то у всех остальных (благополучных!) они уж есть точно [26]. Показав клиенту его слабые, негативные стороны, надо показать и позитивные, сильные. Само собой разумеется, что это должно быть совершенно реальные качества этого человека. Такой способ подачи – «от минуса к плюсу» – обусловлен особенностями личности: люди этого типа склонны, скорее, «примерять на себя» негативное свойство, хотя в то же время прекрасно знают, что у любого достоинства есть оборотная сторона. Описывая только положительные стороны клиента, следует помнить, что он про себя переведет их в «минус» и в лучшем случае останется при своем мнении. Если же разговор начинается с негативного, клиент охотно это принимает: уж он-то знает, сколько у него недостатков. Он внутренне согласен с профконсультантом, и когда из этих качеств выводится их положительный аспект, ему не остается ничего другого, как признать это. Для обычного пессимистического мнения: «Это все прекрасно, но с другой стороны...» – тогда просто не остается места, потому что «другая сторона» уже разобрана и обсуждена.

Наши рекомендации