Тема 1.4. Характеристика тестов. Требования к тестам
В любом коллективе важно уметь оценить склонности и интересы партнеров по общению, их личностные особенности, степень их соответствия той социальной роли, на которые они претендуют.
Естественно, что наиболее высокие требования предъявляются к личностным качествам и интеллектуальным способностям человека, являющегося руководителем, менеджером. Современный организатор, менеджер должен обладать элементарной социально-психологической культурой и уметь диагностировать не только личностные характеристики, но и коллективные, например, такие, как нарастание уровня конфликтности, изменение и формирование общественного мнения и другие.
В отечественной и зарубежной литературе представлено большое количество дефиниций понятий «психологический тест».
Тест(от английского опыт, проба, испытание) – метод психологической диагностики, который использует стандартизированные вопросы и задания. Психологический тест –это объективное и стандартизованное, кратковременное испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуальных психологических различий. При помощи тестов выявляют наличие или отсутствие определенных способностей, знаний, навыков, определяют степень пригодности к той или иной профессии.
Характеристика: Тест – основной инструмент психодиагностического обследования, с помощью которого осуществляется диагноз психологический. Процедура проведения теста называется тестированием. Тест обычно состоит из совокупности заданий или вопросов, человеку предлагается выбрать 1 ответ из нескольких возможных. Существуют вопросы, на которые заранее известен правильный ответ (загадки, головоломки), они используются для тестирования интеллекта. Для тестирования свойств личности используются вопросы, на которые однозначного правильного ответа нет, т.к. они касаются не объективных фактов, а субъективного восприятия человеком себя и окружающего мира. Например, в одном из тестов есть вопрос «Согласны ли вы с тем, что в нашей повседневной жизни масса интересного?». Ответивший «нет», скорее всего, склонен к депрессии.
Чтобы выяснить степень выраженности некоторого свойства интеллекта или личности, человеку предлагается ряд вопросов, ответы на которые связаны с этим свойством. Такой набор вопросов называется шкалой.После завершения тестирования вычисляются значения шкал – числа, показывающие степень выраженности соответствующих свойств. Для этого используется ключ– пояснения, которые приводятся после списка вопросов. Затем производится интерпретация полученных результатов, т.е. описание, объяснение тех психологических характеристик, которые были измерены.
Результаты теста выражаются количественно или качественно и требуют дальнейшей интерпретации.
Стандартизированность методики - т. е. она должна применяться всегда и везде одинаковым образом, от начала ситуации до способа интерпретации результатов. Стандартизация исследования предполагает:
1) Создание единой процедуры тестирования. В данном случае надо иметь в виду, что обследование целесообразно проводить приблизительно в одно и то же время дня в одном и том же помещении;
2) Проведение всего тестирования одним и тем же психологом. Один и тот же психолог начинает и заканчивает тестирование одного и того же человека или одной и той же группы;
3) Предъявление одной и той же инструкции для всех обследуемых. Казалось бы незначительные замены в инструкции могут привести к получению несопоставимой психодиагностической информации. Например, если инструкцию «Отметьте, как вы чувствуете себя в данный момент» заменить на «отметьте, как Вы чувствуете себя обычно», то в первом случае психолог может получить представления о достаточно динамичном актуальном состоянии тревоги, во втором – о тревожности как свойстве личности, как об относительно устойчивой характеристике личности.
4) Использование стандартного стимульного материала. Не допускается предъявление стимульного материала, отличающегося по каким-либо признакам от авторского варианта, без доказательства сохранения валидности теста. Один и тот же стимульный материал должен использоваться при тестировании разных обследуемых или разных групп обследуемых. Результаты несопоставимы, если одной части обследуемых предъявляется для запоминания чёрно-белые фигуры, а другой – цветные.
Сопоставимость - т. е. оценки, получаемые при помощи теста можно сравнивать друг с другом независимо от того, где, когда и кем они были получены.
Для повышения надёжности тестовых средств существует ряд приёмов, к которым может прибегать психодиагност.
1. маскировка целей тестирования или неточное, специально искажённое изложение требований к обследуемому. Такой приём используется в проективной психодиагностике, где диагност ставит перед обследуемым неопределённую задачу и не даёт никаких объяснений относительно путей и способов её решения. Например, при выполнении задания «Нарисуй семью» у обследуемых часто возникают вопросы: «Как нарисовать, каким карандашом?». В таких случаях диагност не даёт четкого ответа и предоставляет возможность обследуемому самому выбирать наиболее удобный способ.
2. Постановка неожиданной задачи или отвлечение внимания. Отвлечение внимания от выполнения задания достигается введением повторяющихся заданий, вопросов, не относящихся к измеряемому феномену. Постановка неожиданной задачи позволяет внести серьёзные уточнения в результаты тестирования. Так, при проведении ассоциативного эксперимента на фоне предъявляемых эмоционально нейтральных слов называют эмоционально значимые, «ключевые» для обследуемого слова, что может способствовать более точному определению отношения к себе, к изучаемым событиям.
3. Создание дополнительного эмоционального напряжения. Задача повышения достоверности психологической информации решается путём моделирования в процессе тестирования эмоционально напряжённой ситуации. Для этого могут использоваться негативная оценка достижений обследуемого и процесса выполнения им заданий, денежная мотивация, воздействие неприятных раздражителей.
По своей сути перечисленные пути повышения надёжности тестирования направлены на ослабление психологической защиты личности, что усиливает влияние неосознаваемых механизмов поведения.
Общепризнано, что надёжность тестов выше, чем надёжность наблюдения и самонаблюдения, поскольку они лишены субъективности.
Несмотря на высокую надёжность и валидность тестов, их применение имеет существенное ограничения:
· Отношение к диагносту;
· Негативный предшествующий опыт общения с психологом;
· Самочувствие;
· Организация исследования;
· Реальная мотивация обследуемого, которая зачастую никаким образом не стимулируется в процессе самой работы с методиками;
· Высокая мотивация достижения успеха в выполнении задания, которая может негативно сказываться на фактических результатах. С подобным эффектом психолог сталкивается, например, при выявлении интеллектуальных возможностей личности;
· Тестовая тревожность, которая нередко возникает в процессе тестирования и негативно влияет на успешность выполнения заданий. Вероятность её появления особенно велика при диагностике уровня интеллекта. Наиболее часто тестовая тревожность возникает у обследуемых со средней и высокой выраженностью личностной тревожности. Она свойственна тем, кто предрасположен воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие их физическому существованию, самооценке или положению в коллективе. Для данной категории обследуемых выполнение тестовых заданий превращается в дополнительный стресс-фактор и сопровождается переживанием чувства тревоги, беспокойства.
Повышение диагностических и прогностических возможностей тестов достижимо благодаря использованию только валидных и надёжных методик. В большому сожалению, в подавляющем большинстве выпускаемых сборников, альманахов, практикумах не указывается надёжность и валидность методик, рекомендуемых для практической работы, что снижает доверие как к составителям сборников, так и к самим тестам. Более того, в диагностических целях нередко используются зарубежные методики, не адаптированные для отечественных культурных условий, надёжность и валидность которых нуждаются в обязательной проверке.