Методика изучения устойчивости внимания с использованием корректурной пробы
Цель: определение устойчивости внимания в условиях работы, требующей его переключения и распределения.
Ход исследования. Опыт проводится коллективно. Испытуемым зачитывается следующая инструкция: «Вам розданы листы со строчками различных букв. Ваша задача – просматривать буквы построчно, слева направо, и зачеркивать или подчеркивать те из них, которые я назову. Делать это нужно как можно быстрее, но при этом быть внимательным, не допускать ошибок. Работать начнете, после команды «Начали!». Сначала будете подчеркивать букву «К» и вычеркивать букву «И». Когда через минуту я скажу: «Черта!», вы должны провести вертикальную линию в том место просматриваемой строчки, где вас застанет эта команда, и поменять способ работы на противоположный: подчеркивать букву «И» и зачеркивать букву «К». При следующей команде: «Черта!» опять провести вертикальную линию и вернуться к старому способу работы: подчеркивать «К», вычеркивать «И». Во время работы разговаривать и задавать вопросы нельзя. Опыт продолжается 5-10 мин. Через каждую минуту подается команда: «Черта!» По окончании работы испытуемых спрашивают о том, какие трудности они испытывали во время выполнения задания.
Обработка результатов производится путем сравнения с шаблоном. Полученные данные заносятся в таблицу.
По этим данным для каждого испытуемого вычисляются коэффициенты правильности и продуктивности (по каждой минуте работы и общий)
В= С- W; Е= S х В
С+О
Далее испытуемые ранжируются по величине общих коэффициентов правильности и продуктивности – от минимального к максимальному. После этого находятся медианы (Md) этих двух рядов (Md= (n+1) : 2, где n – общее число значений в рядуданных).
Затем строятся соответствующие 95% доверительные интервалы, на основании которых делаются предварительные диагностические выводы об уровне работоспособности и устойчивости внимания (низкая, средняя, высокая).
Время (мин) | Кол-во просм. букв (S) | Кол-во прав. подчеркн. и перечеркн. букв(С) | Кол-во неправ. подчеркн. и перечеркн. букв (W) | Кол-во ошибочно пропущ. букв(О) | Коэффиц. правильности (В) | Коэффиц. продуктивн. (Е) |
1-я 1-я 3-я 4-я 5-я 6-я 7-я 8-я 9-я 10-я | ||||||
10мин. |
Для построения границ доверительного интервала медианы необходимо по таблице найти номера значений, которые могут быть приняты на данном уровне достоверности в качестве нижней и верхней границ доверительного интервала Md. После получения интервальной оценки медианы, отражающей в себе разброс числовых значений показателя, и их количество, делается вывод о средних показателях правильности и продуктивности.
Для обоснованного диагностического вывода количественные показатели подкрепляются и раскрываются с помощью качественного анализа динамики внимания каждого испытуемого.
Характер изменений (уменьшение или увеличение, колебания) количества просмотренных букв и количества ошибок по минутам (особенно в 1-2-ю, 5-6-ю, 9-10-ю минуты) указывает на устойчивость или неустойчивость, упражняемость или истощаемость внимания.
Порядковые номера числовых значений в упорядоченном по возрастанию ряду данных, которые могут быть приняты в качестве нижней и верхней границ доверительного интервала медианы (для уровня достоверности 95%).
Число значений в ряду | Нижняя граница | Верхняя граница | Число значений в ряду | Нижняя граница | Верхняя граница |
Сопоставление количества просмотренных букв с количеством ошибок на разных стадиях работы позволяет сделать вывод о характере установки испытуемого (установка на точность, установка на скорость работы). По количеству ошибок можно судить о степени концентрации внимания испытуемого. На основании качественного анализа данных и субъективного отчета испытуемых дается развернутая характеристика динамики внимания каждого испытуемого.
Исследование объема кратковременной памяти
Цель исследования: определить объем кратковременного запоминания по методике Джекобсона.
Материал и оборудование: бланк с четырьмя наборами рядов чисел, лист для записи, ручка и секундомер.
Процедура исследования
Исследование можно проводить с одним испытуемым и с группой из 8 – 16 человек. Оно состоит из четырех аналогичных серий. В каждой серии экспериментатор зачитывает испытуемому один из наборов следующих цифровых рядов.
Первый набор 5241 96023 254061 7842389 34682538 598374623 6723845207 | Второй набор 7106 89934 856086 5201570 82744525 715843413 1524836897 |
Третий набор 1372 64805 725318 0759438 52186355 132697843 3844528716 | Четвертый набор 7106 89934 856086 5201570 82744525 715843413 1524836897 |
Элементы ряда предъявляются с интервалом 1с. После прочтения каждого ряда через 2-3 с. по команде "Пишите!" испытуемые на листе для записей воспроизводят элементы ряда в том же порядке, в каком они предъявлялись экспериментатором. В каждой серии независимо от результата читаются все семь рядов. Инструкция во всех сериях опыта одинаковая. Интервал между сериями не менее 6-7 мин.
Инструкция испытуемому: "Я назову Вам несколько цифр. Слушайте внимательно и запоминайте их. По окончании чтения по моей команде "Пишите!", запишите то, что запомнили, в том же порядке, в каком читались цифры. Внимание! Начинаем!"
Обработка результатов
В процессе обработки результатов исследования необходимо установить:
ряды, воспроизведенные полностью и в той же последовательности, с которой они предъявлялись экспериментатором. Для удобства их обозначают знаком "+";
наибольшую длину ряда, который испытуемый во всех сериях воспроизвел правильно; количество правильно воспроизведенных рядов, больших чем тот, который воспроизведен испытуемым во всех сериях; коэффициент объема памяти, который вычисляют по формуле:
Пк= А+ С , где
n
Пк – обозначение объема кратковременной памяти,
А – наибольшая длина ряда, который испытуемый во всех опытах воспроизвел правильно;
С – количество правильно воспроизведенных рядов, больших чем А;
n – число серий опыта, в данном случае – 4.
Анализ результатов
Для анализа результатов пользуются следующей оценкой уровней объема кратковременного запоминания:
Шкала оценки уровня кратковременного запоминания | |
Коэффициент объема памяти /Пк/ | Уровень кратковременного запоминания |
10 8-9 7 6-5 3-4 | очень высокий высокий средний низкий очень низкий |
Анализируя результаты исследования, важно обратить внимание на крайние варианты получаемых уровней запоминания. Запоминание, равное 10, как правило, является следствием использования испытуемым логических средств или специальных приемов мнемотехники. В редких случаях такое запоминание являет собой феномен.
Если получен очень низкий уровень запоминания, то исследование памяти испытуемого нужно повторить через несколько дней. В норме объем памяти 3-4 вызывается непринятием инструкции.
Низкий и средний уровень кратковременного запоминания может быть повышен благодаря систематической тренировке памяти по специальным программам мнемотехники.