Методика выбора цвета М.Люшера

Тест выбора цвета – проективная методика исследования личности, которая была предложена швейцарским психологом Максом Люшером в 1948 году [Бурлачук, Морозов]. Его преимущество перед многими другими личностными тестами в том, что он лишен культурно-этнических основ и не провоцирует (в отличие от большинства других, особенно вербальных тестов) реакций защитного характера. Методика выявляет не только осознанное, субъективное отношение испытуемого к цветовым эталонам, но в основном его неосознанные реакции, что позволяет считать метод проективным [Собчик, 2005].

Тест Люшера основан на предположении о том, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности.

М. Люшер считает, что восприятие цвета объективно и универсально, но цветовые предпочтения являются субъективными, и это различие позволяет объективно измерить субъективные состояния с помощью цветового теста.

Поскольку выбор цвета основан на бессознательных процессах, он указывает на то, каков человек на самом деле, а не на то, каким он себя представляет или каким бы он хотел быть, как это часто случается при использовании опросных методов.

Стимульный материал теста состоит из стандартных разноцветных, вырезанных из бумаги квадратов со стороной 28 мм [Бурлачук, Морозов]. Полный набор состоит из 73 квадратов 25 различных цветов и оттенков. Обычно используется неполный набор из 8 цветных квадратов. Лаконичность и удобство применения восьмицветового ряда является большим преимуществом сокращенного варианта, тем более, что в приложении к батарее тестовых методик надежность полученных данных повышается.

Цвета разделяются на основные (1 - синий, 2 - зеленый, 3 - красный и 4 -желтый) и дополнительные, среди которых 7 (черный) и 0 (серый) -ахроматические, а 5 (фиолетовый) и 6 (коричневый) – смешанные [Общая психодиагностика].

Тестирование проводится при естественном освещении, однако недопустимо воздействие на таблицу цветов прямого солнечного света. Инструкция предусматривает просьбу отвлечься от ассоциаций, связанных с модой, традициями, общепринятыми вкусами и постараться выбирать цвета, только исходя из своего личного отношения. Испытуемому предлагается выбрать из разложенных перед ним таблиц самый приятный цвет. Выбранный эталон убирается со стола или переворачивается. Процедура повторяется, пока все цвета не будут отобраны. При этом психолог записывает номер каждого выбранного цветового эталона [Собчик, 2005].

Через две-пять минут, перемешав предварительно в другом порядке, цветовые таблицы нужно снова разложить перед испытуемым и полностью повторить процедуру выбора, сказав при этом, что исследование не направлено на изучение памяти и что он волен выбирать заново нравящиеся ему цвета так, как ему это будет угодно.

В основе интерпретационного подхода методики лежит социально-историческая символика цветов, элементы психоанализа и психосоматики [Собчик, 2005]. Интерпретация опирается на предположения о символическом значении каждого цвета и о том, что ряд цветового предпочтения отражает индивидуальные особенности обследуемого [Бурлачук, Морозов].

Символика каждого цвета уходит корнями в отдаленные периоды истории существования человека на земле. Ночь, символом которой является синий цвет, издревле несла человеку покой, расслабление, сон (потребность в удовлетворении и привязанности). Солнце, яркость зарождающегося дня вызывали надежду, побуждали к активности (потребность смотреть вперед и надеяться). Красный цвет - окраска цветов, плодов, крови, эротогенных зон человеческого тела - отражение охотничьих инстинктов, эротического влечения, стремления к овладению благами окружающей жизни (потребность действовать и добиваться успеха). Зеленый – цвет травы, кустарников и деревьев - мог служить символом зашиты, маскировки, затаенности (потребность в самоутверждении). Серый - как отсутствие цвета - трактуется как разделяющий, отгораживающий. Черный символизирует отрицание ярких красок жизни и самого бытия. Коричневый цвет представляет собой смешение оранжевого и черного, а фиолетовый - красного и синего [Собчик, 2005].

Выделяется функциональная значимость позиции, занимаемой конкретным цветом. Цвет, стоящий на первой позиции, определяет «основной способ действия», а на второй – «цель», к которой стремится испытуемый. Просто «предпочтение» (3-я и 4-я позиции) указывает на «истинное положение вещей» (ситуацию) и «образ действия», вытекающий из данной ситуации. «Безразличие» (5-я и 6-я - позиции) указывает на невостребованные в данный момент резервы, индифферентную зону, бездействующие свойства личности. «Неприятие» (антипатия) - 7-я и 8-я позиции, функциональное значение – «подавленные потребности» [Собчик, 2005].

Основные цвета в норме и при полной уравновешенности, по мнению Люшера, должны находиться на первых позициях. Дополнительным цветам не придается значимость, приравниваемая к сфере потребностей. Их роль как бы разделяющая или разбавляющая. По мнению автора методики, они не являются психологическими первоэлементами и включены в эксперимент в основном для расширения сферы действия основных цветов, их более свободного перемещения на ту или иную позицию ряда.

Результаты цветовой диагностики Люшера позволяют произвести как индивидуальную оценку, так и групповое обследование, дать профессиональные рекомендации о том, как можно избежать психологического стресса и физиологических симптомов, к которым приводит стресс.

В качестве количественных показателей методики можно рассматривать показатель суммарного отклонения от аутогенной нормы (СО) и вегетативный коэффициент Шипоша (ВК), которые рассчитываются по соответствующим формулам и могут быть использованы в научном исследовании как дополнительные параметры измерения состояния организма [Филимоненко, Тимофеев, 2005].

Зарубежные психологи применяют тест Люшера в целях профориентации при подборе кадров, комплектовании производственных коллективов, в этнических, геронтологических исследованиях, при рекомендациях по выбору брачных партнеров. Используется как дифференциально-диагностический инструмент как индикатор дезадаптации и степени выраженности эмоциональной напряженности. Значения цветов в их психологической интерпретации определялись в ходе разностороннего обследования многочисленного контингента различных испытуемых [Собчик, 2005].

В зарубежных исследованиях отмечается умозрительность теории Люшера, необходимость детальной научной разработки теста. Данные о валидности и надежности неоднозначны [Бурлачук, Морозов]. Наиболее валидно использование теста в качестве индикатора психических состояний, но не свойств личности [Бурлачук, 2006 ].

Предпринята попытка разработки на основе теста Люшера методики, предназначенной для изучения эмоциональных компонентов отношения человека к значимым для него людям и самому себе – ЦТО – Цветовой Тест Отношений [Бурлачук, Морозов].

Литература:

1. Абрамова Г.С. Практическая психология. М: Академический проект, 2008.

2. Акимова М.К. Психодиагностика. Теория и практика. Учебник для бакалавров. – М.: Юнирайт, 2014

3. Акимова М.К., Козлова В.Т. Диагностика умственного развития детей.

СПб: Питер, 2006

4. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб: Питер,2001.

5. Батаршев А.В. Тестирование: Основной инструментарий практического психолога. М: Дело, 2003.

6. Беломестнова Н.В. Клиническая диагностика интеллекта. – СПб: Речь, 2003

7. Белый Б.И. Тест Роршаха. Практика и теория. СПб: Речь,1992.

8. Бернс Р.С., Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи. М: Смысл,2000.

9. Бриггс-Майерс И., Мак-Колли М. Х., Хэммер А. Л. Типология Майерс-Бриггс // Психология индивидуальных различий / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. 2-е издание, М., 2002.

10. Бурлакова Н.С., Олешкевич В.И. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка. М: Институт общегуманитарных исследований, 2001.

11. Бурлачук Л.Ф. Введение в проективную психологию. Киев: Вист-С, 1997.

12. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике.

13. СПб: Питер, 2007.

14. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2006.

15. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПБ: Питер,2006.

16. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб.: Питер, 2000

17. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. – СПб: Речь, 2003.

18. Камерроу Дж. М., Баргер Н. Д., Кирби Л. К. Ваш психологический тип и стиль работы. М: Издательство института психотерапии, 2001.

19. Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. – СПб: Речь, 2001.

20. Костюк И.Ю. Исследование когнитивных предпосылок успешности учебной деятельности представителей различных типов MBTI. Магистерская диссертация. Екатеринбург, 2014

21. Леонтьев Д.А. Тематический апперцептивный тест. М: Смысл,1998.

22. Маховер К. Проективный рисунок человека. М: Смысл,1996.

23. Меграбян А. Психодиагностика невербального поведения. СПб: Речь, 2001.

24. Мельников В.Д., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М: Просвещение,1985.

25. Минаева Н. С., Пивоваров Д. В., Боднар Э. Л. Методы социальной психологии. – М.: Академический проект, 2007.

26. Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности: теория и практика. М: Владос, 2001.

27. Носс И.Н Психодиагностика. М: Юнирайт, 2013

28. Общая психодиагностика / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. СПб: Речь, 2002.

29. Панасюк А. Ю. Адаптированный вариант методики Д. Векслера – М.:

Книга по Требованию, 2013

30. Потемкина О.Ф., Потемкина Е.В. Психологический анализ рисунка и текста.- СПб: Речь, 2005

31. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под. Ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. СПб: Питер, 2000.

32. Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы /Под ред. А.А.Бодалева и др. М: Издательство МГУ,1988.

33. Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции /Под ред. А.И.Зелиненко и др. М: Издательство МГУ, 1990.

34. Практикум по психодиагностике. Прикладная психодиагностика /Под ред. И.М.Карлинской и др. М: Издательство МГУ,1992.

35. Проективная психология / Пер. с англ. — М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.

36. Психодиагностика. Практикум по психодиагностике / под ред. И.Н. Базаркиной, А.В. Сенкевич, Д.А. Донцова – М: Человек, 2014

37. Психологическая диагностика /Под ред. К.М.Гуревича, Е.М. Борисовой. – М: УРАО,2000.

38. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности. – СПб: Речь, 2001.

39. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. – СПб.: Питер, 2001.

40. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. СПб: Речь,2001.

41. Рукавишников А.А. Личностный опросник Р.КЕттелла. Методическое руководство. – СПб: Иматон, 2000

42. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. – СПб.: Речь, 2005.

43. Собчик Л.Н. Стандартизованный многофакторный метод исследования личности СМИЛ. СПб: Речь, 2004.

44. Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Торренса. Методическое реководство. – СПб: ИМАТОН, 1998

45. Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса – СПб: Речь, 2003

46. Филимоненко Ю.И., Тимофеев В.И. Цветовой тест Люшера. Методическое руководство. СПб: Иматон, 2005

47. Филимоненко Ю.И., Тимофеев В.И. Тест Векслера. Диагностика уровня развития интеллекта. Методическое руководство. – СПб: Иматон, 2006

48. Чаликова О. С. Динамика интеллекта учащихся подросткового возраста. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. - Москва, 2005.

49. Червинская К.Р. Методика интерперсональных отношений: опыт эксплицирования знаний эксперта-психолога, интерпретационные схемы. – СПб: Речь, 2008

50. Шапарь В.Б. Практическая психология. Инструментарий. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

51. Шмелев А.Г. Практическая тестология. – М.: «ИПЦ «Маска», 2013

52. Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. – СПб.: Речь, 2002.

53. Ясюкова Л.А. Фрустрационный тест Розенцвейга. Методическое руководство. – СПб: Иматон, 2007

Наши рекомендации