Психология общения. Речевая деятельность. Виды и функции речи. Психология речи в гражданском и уголовном процессе
Одной из основных сфер формирования и проявления психических свойств личности является общение. Общение — социальное взаимодействие между людьми посредством знаковых систем.
Различаются содержание, функции и средства общения.
Содержание общения многопредметно. Функции общения:
1) информационно-коммуникативная (прием и передача информации);
2) регулятивно-коммуникативная (организация взаимодействия людей в их совместной деятельности);
3) воздействие на эмоциональную сферу партнера;
4) аффективно-экспрессивная (эмоциональное самовыражение человека).
В зависимости от используемых средств общение может быть прямым и косвенным, вербальным (словесным) и невербальным (паравербальным).
Различается также техника общения — установление психического контакта, использование различных приемов психического воздействия на партнера по общению, выбор средств общения в зависимости от формы общения.
Формы общения: деловое, профессиональное, бытовое, частное и публичное, межперсональное, внутригрупповое и массовое. В рамках этих форм общения реализуются различные способы психического взаимодействия людей, проявляются их коммуникативные свойства.
Основным средством общения людей является язык, благодаря которому человек приобретает, наряду с инстинктами и индивидуальным опытом, третью основную форму ориентации своего поведения — знания, систему понятий, ограждающих существенные стороны и взаимосвязи в окружающем мире. Язык и развитие сознания, психики человека неразрывно взаимосвязаны.
Язык — система словесно-знаковых обозначений, принятая в данном обществе.
Индивидуальное использование языка — речь. В речевом общении различаются предмет информации(то, о чем говорится) и ее модальность(то, как говорится). Модальность речевого общения — интонация речи: изменения в ее тоне, тембре звучания, силе и высоте звуков.
Интонация имеет следующие функции:
выражение смыслового содержания предложения;
выражение отношения говорящего к предмету высказывания;
выражение стремления к определенному воздействию на лицо, воспринимающее речь (внушение, убеждение, побуждение к действию);
выражение отношения к партнеру по общению (мягкость, задушевность, уважительность, пренебрежение, отчужденность и т. п.)
Речь содержит информацию о личности говорящего. Содержание речи свидетельствует об интеллектуальных особенностях личности направленности ее психики. Темп, ритм, плавность, громкость, эмоциональность, лаконичность связаны в известной мере с темпераментом человека.
Продуктивность речевой деятельности определяется ее реактивным или активным характером. Активная речь всегда оригинальна, она творчески программируется говорящим лицом. В ней используется богатство языка и интонационные возможности речи. Активная речь больше связана с монологическим видом речи. Реактивная же, ситуативная речь больше связана с диалогическим видом речи.
Наряду со смысловым значением слова для людей большое значение имеет его эмоциональное воздействие. Наиболее эмоционально воздействующими словами являются:
слова, связанные с предметами первичной социализации индивида, с воспоминаниями его раннего детства, все, что связано с образами родителей, родного края и т. п.;
слова, связанные с базовыми ценностями данной личности, доминирующими мотивами ее поведения;
слова, коррелирующие с семантическим полем данной личности.
Внеречевые (паравербальные) средства общения (мимика, жесты и пантомимика (позы)).
Речь, произносимая в суде, — средство судопроизводства, орудие профессиональной деятельности юриста.И это орудие должно быть профессионально эффективным. Развернутые речи произносятся в суде прокурором и адвокатом. Но и все участники судопроизводства реализуют свое коммуникативное взаимодействие посредством речи.
Речь включает процесс порождения и восприятия сообщений. Структура речевой деятельности состоит из стадии ориентировки, целеполагания, программирования, реализации, текущей корректировки и контроля.
Общие требования, предъявляемые к речи, подразделяются на культурологические и психологические. Все они имеют существенное значение в судебной речи. Но судебная речь должна быть еще и доказательственной.
Как доказательственная, судебная речь должна отличаться строгой логичностью, соответствием требованиям формальной логики, достаточностью и непротиворечивостью. Недопустимо смешение понятий, их многозначное толкование. Значительный порок судебной речи — избыточность, велеречивость.
Культура речи юриста должна быть безукоризненной. В психологическом отношении речь юриста должна быть простой, понятной присутствующим и достаточно экспрессивной, убедительной. Отдельные фразы должны быть не слишком сложными и длинными (5-7 слов), легко воспринимаемыми на слух, терминологически раскрытыми.
Судебная речь должна быть структурно организованной. Вводная часть призвана стимулировать повышенную ориентировочную реакцию слушателей. В основной части корректно формулируются основные тезисы, приводятся аргументы. В заключительной части делаются четкие выводы.
Речь юриста должна быть этически сдержанной. В гражданском процессе речь прокурора (его заключение) и речь адвокатов (представителя истца и представителя ответчика) имеют ряд особенностей, обусловленных предметной направленностью на разрешение гражданского спора. Прокурор не обвиняет, а дает заключение по делу, адвокаты не защищают, а в качестве представителей сторон оказывают им юридическую помощь.
В отличие от речей в уголовном процессе речи юриста в гражданском суде более лаконичны. В них, как правило, отсутствуют развернутые личностные характеристики, подробный анализ причин и условий возникновения деликта. Обыденность анализируемых явлений обязывает ораторов в гражданском суде к использованию речевых приемов, направленных на поддержание устойчивого внимания аудитории. Однако эти речевые приемы не могут быть искусственными, они должны органически вытекать из цели судебной речи.
К речам, произносимым в судебных прениях гражданского процесса, предъявляются следующие основные требования:
♦ изложение фактов должно быть объективным и соответствовать истине;
♦ закон должен толковаться в точном соответствии с его содержанием и смыслом;
♦ речи судебных ораторов должны отличаться простотой, ясностью, деловитостью, отсутствием излишних ораторских приемов;
♦ характеристики истца и ответчика должны быть сведены к минимуму.
41. Большие социальные группы. Психология массовидных явлений, массовой коммуникации.
Массовая коммуникация — это социальное взаимодействие в больших социальных группах, основанное на циркуляции социальной информации.
Социальная информация — это сообщения, содержащие такие значения, которые воздействуют на психику людей, на их поведение и деятельность.
Социальная информация обеспечивает взаимодействие социальной среды и личности. В социальной информации отражается общественно-исторический опыт общества и освещаются его актуальные проблемы.
Массовая информация — это специально организуемые и распространяемые средствами массовой информации сообщения, утверждающие социальные ценности и нормы, принятые в данной социальной общности.
Массовые коммуникативные воздействия осуществляются коммуникатором (источником сообщения), который сам является организованной социальной группой, осуществляющей интересы определенных социальных слоев.
Массовая коммуникация является средством социального управления, идеологического воздействия на массы.
Эффективность массовой коммуникации определяется прежде всего ее прогрессивностью, демократизмом, соответствием социальным потребностям масс. При этом существенное значение имеет учет социально-психологических особенностей той массовой аудитории, на которую рассчитана социальная информация.
При массовом коммуникационном воздействии преодолеваются идеологические, гносеологические и психологические препятствия и трудности. Идеологическим барьером могут быть мировоззренческие стереотипы чуждой распространяемой идеологии, гносеологическим — недостаток или отсутствие соответствующего опыта и знаний, психические препятствия могут заключаться в нежелательных социальных установках, предрассудках, отсутствии интереса, неразвитости определенных качеств интеллекта, воображения и т. п.
Массовые информационные процессы могут производить также скрытые желательные и нежелательные эффекты.
Социальная информация формирует общественные чувства, общественное сознание и мнение.
Общественные чувства — это общесоциальные эмоциональные реакции на социально значимые явления. В условиях неорганизованных общностей эти чувства могут снижать уровень саморегуляции людей, в условиях же социальной организованности — значительно повышать их жизнедеятельность.
Общественное мнение — это проявление общественного сознания в форме неофициального сознания социальных групп, в котором выражается их отношение к определенным событиям и явлениям общественной жизни.
В формировании общественного мнения решающую роль играют психологические средства воздействия.