Организация групповой учебной деятельности
Интерактивное обучение — это обучение, построенное на групповом взаимодействии, сотрудничестве, кооперации, когда образовательный процесс происходит в групповой совместной деятельности. При этом активность педагога уступает место активности обучающихся, а задачей педагога становится создание условий для проявления и реализации их образовательной инициативы.
Взаимодействие — это отношение между людьми, «когда они в процессе решения общих для них задач, влияя один на другого, дополняя друг друга, успешно решают эти задачи». При этом «происходят изменения и в каждом из субъектов, и в тех объектах, на которые направлено взаимодействие» [19, с. 136]. В процессе взаимодействия человек не только лучше познает себя в сопоставле-
нИи с другими, но и присваивает новый опыт деятельности и отношений (опыт ведения диалога, сотрудничества).
Как отмечает И. А. Зимняя, «доказано, что по сравнению с индивидуальной работой по схеме "учитель—ученик" внутригруп-повое сотрудничество в решении тех же задач повышает его эффективность не менее чем на 10 %» [30, с. 409]. Смысл групповой работы заключается в том, чтобы приобретаемый в специально созданных условиях опыт человек смог перенести во внешний мир и успешно его использовать (что соответствует современной ком-петентностной парадигме в образовании).
К.Левин отмечал, что обычно легче изменить индивидов, собранных в группу, чем изменить любого из них по отдельности. Основой интерактивного обучения как раз и является организация учебной деятельности обучающихся в малой группе и в микрогруппе, поэтому педагогам важно знать психологические основы групповых процессов. Знание особенностей и закономерностей позволяет сделать работу группы наиболее эффективной, поэтому остановимся на этом вопросе несколько подробнее.
Группа — одно из центральных понятий в социальной психологии, которое трактуется как человеческая общность, выделяемая на основе определенного признака {наличие или характер совместной деятельности, уровень развития межличностных отношений, особенности организации) [70].
Взрослых, которые собираются вместе в учреждении дополнительного профессионального образования (или другом учреждении образования), объединяет желание учиться, осваивать что-то новое, чем-то делиться. Кроме общей цели и формального статуса (при формальном образовании взрослых), данную группу цементируют проявления симпатии, эмоциональная притягательность, отношения взаимопонимания, уважения.
В социальной психологии довольно распространена следующая классификация групп [84, с. 276 —277]:
конгломерат — люди, собравшиеся в одном месте и в одно время по случаю или по приказу свыше, как правило, не осознающие общую цель;
ассоциация — люди, которые имеют общую цель, все остальные признаки отсутствуют;
кооперация — характерно единство цели и деятельности лю- наличие у большинства участников опыта групповой работы;
корпорация отличается от других групп организационным и психологическим единством, которое появляется позже, после того, как этап формирования группы можно считать завершенным;
коллектив — устойчивая во времени организационная группа людей с совместной общественно полезной целью, органами управления и сложной динамикой формальных и неформальных взаимоотношений.
Выделяют также референтную группу, т. е. таких людей внутри группы, на нормы и ценности которых группа ориентируется в первую очередь. Эта группа является опорой для преподавателя.
Группа в своем развитии проходит разные фазы. Ученые-психологи говорят о групповой динамике, явление которой можно наблюдать независимо от того, сколько времени длится курс обучения — целый год, два месяца или всего несколько дней [47].
Решение учиться принимается лично участником. Поэтому начало обучения (первая фаза— «Поступление», «оттаивание», «ориентирование»), как правило, сопровождается положительным настроем. Слушатели полны энтузиазма, ожиданий. На этом этапе им важно оценить обстановку и понять, что за человек преподаватель? С кем рядом придется учиться? Кто в чем компетентен? С кем хочется познакомиться поближе и почему? Одновременно учащемуся нужно сориентироваться относительно самого процесса обучения («это то, что мне надо», «я справлюсь»), почувствовать доверие к преподавателю и к группе. В эту фазу входят ситуации приветствия, знакомства членов группы и первичное вхождение в содержательные аспекты темы.
На следующем этапе (вторая фаза — «Брожение и отстой» [57, с. 9]) группа формируется как своеобразный «организм», в котором каждый участник добровольно или более-менее случайно берет на себя какую-либо роль (среди них присутствуют роли ворчуна, который всегда недоволен, оппозиционера, который всегда не согласен, болтуна, скептика и т.д.). Иногда складываются определенные иерархии («Кто знает больше всех?», «Кто опытнее и увереннее всех?» и т.д.), и, соответственно, начинается борьба за власть и позиции. Одновременно могут расти критические настроения по отношению к руководителю. Преподавателя начинают «прощупывать» и испытывать с помощью различных вопросов, подвергают сомнению его авторитет, в игровых приемах проверяют наличие границ и свободного пространства. Таким образом создаются групповые нормы и ценности. На этой ступени важно совместно договориться о правилах работы в группе. Причем нежелательно использовать методы игрового соперничества: победа (или поражение) может стать определяющей на весь срок дальнейшей работы группы.
После того как позиции и интересы участников определены, наступает период относительной стабильности (третья фаза — «Желание работать и продуктивность»); в группе взрослых людей складывается благоприятный для продуктивной работы микроклимат. На этом этапе формируется осознанное желание самостоятельно осваивать новое, появляется высокая ответственность за совместную работу. Возникают новые идеи, инициативы. Между участниками складываются неформальные дружеские отношения, которые могут продолжаться и вне учебной аудитории. На этом
этапе работы преподаватель может отойти на задний план. Теперь достаточно давать группе советы по организации ее работы (выбору методов и приемов и т. п.) и оказывать воздействие при принятии решения.
На завершающем этапе (четвертая фаза — «Выход и переход к повседневности»), когда приближается окончание курса или семинарской работы, настроение в группе опять может измениться. Если группа приятно и продуктивно провела время на занятиях, то завершение курса или семинара, возможно, окажется для ее членов болезненным переживанием. Некоторые участники могут чувствовать себя неудовлетворенными (не все поставленные цели достигнуты, что-то осталось не освоенным). Другим просто не хочется расставаться, третьи, наоборот, мысленно уже вернулись к прежней жизни. Одним словом, чувство «общности», один из результатов совместной работы, может оказаться под угрозой. Здесь роль преподавателя становится особенно значимой: ему необходимо постараться сконцентрировать внимание участников на выполнении намеченной программы и подведении итогов. Оценка результатов позволит мысленно вернуться к началу процесса обучения и таким образом оценить приобретенный «багаж», личные достижения, удачи и неудачи группы, посмотреть на пройденный группой путь.
Оценка проделанной работы поможет каждому определиться с собственными планами и перспективами.
В реальном образовательном групповом процессе названные фазы могут плавно перетекать одна в другую в зависимости от конкретных обстоятельств и участников, а иногда (при выполнении нового задания) — повторяться снова.
Групповую работу взрослые обучающиеся осваивают постепенно. Стоит начинать с микрогрупп из двух-трех участников. По мере освоения правил работы можно увеличивать состав групп до 5 — 7 человек, расширяя диапазон возможностей, опыта и навыков ее участников. Но при этом повышается вероятность неконструктивного поведения, дезорганизации, конфликта. Чем крупнее группа, тем больше умения требуется от участников, чтобы дать каждому возможность высказаться. Чем меньше времени отпущено на работу в группе, тем меньше должен быть ее размер. Но чем больше образовано групп, тем больше времени потребуется на представление результатов групповой работы.
Организация учебных взаимодействий может осуществляться в микрогруппах (по два-три человека) и в малых группах (от четырех до семи человек).
В группах из двух человек высок уровень обмена информацией и меньше разногласий, но выше и вероятность возникновения напряженности. В случае несогласия участников обсуждение может зайти в тупик, так как больше не найдется ни союзника, ни арбитра.
В группе из трех человек есть опасность подавления более слабого члена группы. Тем не менее такие группы являются наиболее стабильными: участники в них могут вставать на сторону друг друга, выступать в качестве посредников, арбитров, легче улаживать разногласия.
В группах с четным количеством членов разногласия уладить труднее, чем в группах с нечетным. Нечетный состав может выйти из тупика путем уступки мнению большинства.
В группе из пяти человек больше вероятность, что никто не останется в меньшинстве, в одиночестве. В такой группе достаточно много участников для выработки различных мнений и продуктивного обмена информацией. В то же время при таком количестве участников у всех будет возможность внести свой вклад в работу, услышать другого и быть услышанным самому.
Остановимся более подробно на практических рекомендациях по организации учебной работы в микро- и малых группах.