Организация групповой учебной деятельности

Интерактивное обучение — это обучение, построенное на групповом взаимодействии, сотрудничестве, кооперации, когда образовательный процесс происходит в групповой совместной деятельности. При этом активность педагога уступает место активности обучающихся, а задачей педагога становится созда­ние условий для проявления и реализации их образовательной инициативы.

Взаимодействие — это отношение между людьми, «когда они в процессе решения общих для них задач, влияя один на другого, допол­няя друг друга, успешно решают эти задачи». При этом «происхо­дят изменения и в каждом из субъектов, и в тех объектах, на которые направлено взаимодействие» [19, с. 136]. В процессе взаи­модействия человек не только лучше познает себя в сопоставле-

нИи с другими, но и присваивает новый опыт деятельности и отношений (опыт ведения диалога, сотрудничества).

Как отмечает И. А. Зимняя, «доказано, что по сравнению с ин­дивидуальной работой по схеме "учитель—ученик" внутригруп-повое сотрудничество в решении тех же задач повышает его эф­фективность не менее чем на 10 %» [30, с. 409]. Смысл групповой работы заключается в том, чтобы приобретаемый в специально созданных условиях опыт человек смог перенести во внешний мир и успешно его использовать (что соответствует современной ком-петентностной парадигме в образовании).

К.Левин отмечал, что обычно легче изменить индивидов, со­бранных в группу, чем изменить любого из них по отдельности. Основой интерактивного обучения как раз и является организа­ция учебной деятельности обучающихся в малой группе и в мик­рогруппе, поэтому педагогам важно знать психологические осно­вы групповых процессов. Знание особенностей и закономернос­тей позволяет сделать работу группы наиболее эффективной, по­этому остановимся на этом вопросе несколько подробнее.

Группа — одно из центральных понятий в социальной психо­логии, которое трактуется как человеческая общность, выделяемая на основе определенного признака {наличие или характер совместной деятельности, уровень развития межличностных отношений, осо­бенности организации) [70].

Взрослых, которые собираются вместе в учреждении дополни­тельного профессионального образования (или другом учрежде­нии образования), объединяет желание учиться, осваивать что-то новое, чем-то делиться. Кроме общей цели и формального статуса (при формальном образовании взрослых), данную группу цемен­тируют проявления симпатии, эмоциональная притягательность, отношения взаимопонимания, уважения.

В социальной психологии довольно распространена следующая классификация групп [84, с. 276 —277]:

конгломерат — люди, собравшиеся в одном месте и в одно время по случаю или по приказу свыше, как правило, не осозна­ющие общую цель;

ассоциация — люди, которые имеют общую цель, все осталь­ные признаки отсутствуют;

кооперация — характерно единство цели и деятельности лю- наличие у большинства участников опыта групповой работы;

корпорация отличается от других групп организационным и пси­хологическим единством, которое появляется позже, после того, как этап формирования группы можно считать завершенным;

коллектив — устойчивая во времени организационная группа людей с совместной общественно полезной целью, органами уп­равления и сложной динамикой формальных и неформальных вза­имоотношений.

Выделяют также референтную группу, т. е. таких людей внутри группы, на нормы и ценности которых группа ориентируется в первую очередь. Эта группа является опорой для преподавателя.

Группа в своем развитии проходит разные фазы. Ученые-пси­хологи говорят о групповой динамике, явление которой можно наблюдать независимо от того, сколько времени длится курс обу­чения — целый год, два месяца или всего несколько дней [47].

Решение учиться принимается лично участником. Поэтому на­чало обучения (первая фаза— «Поступление», «оттаивание», «ориентирование»), как правило, сопровождается положительным настроем. Слушатели полны энтузиазма, ожиданий. На этом этапе им важно оценить обстановку и понять, что за человек препода­ватель? С кем рядом придется учиться? Кто в чем компетентен? С кем хочется познакомиться поближе и почему? Одновременно учащемуся нужно сориентироваться относительно самого процесса обучения («это то, что мне надо», «я справлюсь»), почувствовать доверие к преподавателю и к группе. В эту фазу входят ситуации приветствия, знакомства членов группы и первичное вхождение в содержательные аспекты темы.

На следующем этапе (вторая фаза — «Брожение и отстой» [57, с. 9]) группа формируется как своеобразный «организм», в котором каждый участник добровольно или более-менее случай­но берет на себя какую-либо роль (среди них присутствуют роли ворчуна, который всегда недоволен, оппозиционера, который всегда не согласен, болтуна, скептика и т.д.). Иногда складыва­ются определенные иерархии («Кто знает больше всех?», «Кто опытнее и увереннее всех?» и т.д.), и, соответственно, начинает­ся борьба за власть и позиции. Одновременно могут расти крити­ческие настроения по отношению к руководителю. Преподавателя начинают «прощупывать» и испытывать с помощью различных вопросов, подвергают сомнению его авторитет, в игровых при­емах проверяют наличие границ и свободного пространства. Таким образом создаются групповые нормы и ценности. На этой ступени важно совместно договориться о правилах работы в группе. При­чем нежелательно использовать методы игрового соперничества: победа (или поражение) может стать определяющей на весь срок дальнейшей работы группы.

После того как позиции и интересы участников определены, наступает период относительной стабильности (третья фаза — «Желание работать и продуктивность»); в группе взрослых людей складывается благоприятный для продуктивной работы микро­климат. На этом этапе формируется осознанное желание самосто­ятельно осваивать новое, появляется высокая ответственность за совместную работу. Возникают новые идеи, инициативы. Между участниками складываются неформальные дружеские отношения, которые могут продолжаться и вне учебной аудитории. На этом

этапе работы преподаватель может отойти на задний план. Теперь достаточно давать группе советы по организации ее работы (вы­бору методов и приемов и т. п.) и оказывать воздействие при при­нятии решения.

На завершающем этапе (четвертая фаза — «Выход и пе­реход к повседневности»), когда приближается окончание курса или семинарской работы, настроение в группе опять может изме­ниться. Если группа приятно и продуктивно провела время на за­нятиях, то завершение курса или семинара, возможно, окажется для ее членов болезненным переживанием. Некоторые участники могут чувствовать себя неудовлетворенными (не все поставлен­ные цели достигнуты, что-то осталось не освоенным). Другим про­сто не хочется расставаться, третьи, наоборот, мысленно уже вер­нулись к прежней жизни. Одним словом, чувство «общности», один из результатов совместной работы, может оказаться под угрозой. Здесь роль преподавателя становится особенно значимой: ему не­обходимо постараться сконцентрировать внимание участников на выполнении намеченной программы и подведении итогов. Оцен­ка результатов позволит мысленно вернуться к началу процесса обучения и таким образом оценить приобретенный «багаж», лич­ные достижения, удачи и неудачи группы, посмотреть на прой­денный группой путь.

Оценка проделанной работы поможет каждому определиться с собственными планами и перспективами.

В реальном образовательном групповом процессе названные фазы могут плавно перетекать одна в другую в зависимости от конкретных обстоятельств и участников, а иногда (при выполне­нии нового задания) — повторяться снова.

Групповую работу взрослые обучающиеся осваивают посте­пенно. Стоит начинать с микрогрупп из двух-трех участников. По мере освоения правил работы можно увеличивать состав групп до 5 — 7 человек, расширяя диапазон возможностей, опыта и на­выков ее участников. Но при этом повышается вероятность не­конструктивного поведения, дезорганизации, конфликта. Чем крупнее группа, тем больше умения требуется от участников, чтобы дать каждому возможность высказаться. Чем меньше вре­мени отпущено на работу в группе, тем меньше должен быть ее размер. Но чем больше образовано групп, тем больше времени потребуется на представление результатов групповой работы.

Организация учебных взаимодействий может осуществляться в микрогруппах (по два-три человека) и в малых группах (от четы­рех до семи человек).

В группах из двух человек высок уровень обмена информацией и меньше разногласий, но выше и вероятность возникновения на­пряженности. В случае несогласия участников обсуждение может зайти в тупик, так как больше не найдется ни союзника, ни арбитра.

Организация групповой учебной деятельности - student2.ru В группе из трех человек есть опасность подавления более слабого члена группы. Тем не менее такие группы являются наиболее стабиль­ными: участники в них могут вставать на сторону друг друга, высту­пать в качестве посредников, арбитров, легче улаживать разногласия.

В группах с четным количеством членов разногласия уладить труднее, чем в группах с нечетным. Нечетный состав может выйти из тупика путем уступки мнению большинства.

В группе из пяти человек больше вероятность, что никто не останется в меньшинстве, в одиночестве. В такой группе достаточ­но много участников для выработки различных мнений и продук­тивного обмена информацией. В то же время при таком количе­стве участников у всех будет возможность внести свой вклад в работу, услышать другого и быть услышанным самому.

Остановимся более подробно на практических рекомендациях по организации учебной работы в микро- и малых группах.

Наши рекомендации