Основные свойства восприятия

Одну и ту же информацию люди воспринимают по-разно­му, субъективно, в зависимости от своих интересов, потреб­ностей, способностей и т. п. Зависимость восприятия от со­держания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции. Влияние прошлого опыта личности на процесс восприятия проявляется в опытах с искажающими очками: в первые дни опыта, когда испытуе­мые видели все окружающие предметы перевернутыми, ис­ключение составляли те предметы, перевернутое изображе­ние которых, как знали люди, физически невозможно. Так, незажженная свеча воспринималась перевернутой, но как толь­ко ее зажигали, она виделась нормально ориентированной по вертикали, т. е. пламя было направлено вверх. Свойства вос­приятия:

1, Целостность, т. е. восприятие есть всегда целостный образ предмета. Однако способность целостного зрительного восприятия предметов не является врожденной, об этом свиде­тельствуют данные о восприятии людей, которые ослепли в младенчестве и которым возвратили зрение в зрелые годы: в первые дни после операции они не видят мир предметов, а лишь расплывчатые очертания, пятна различной яркости и величи­ны, т. е. были одиночные ощущения, но не было восприятия, не видели целостные предметы. Постепенно, через несколько недель, у этих людей формируется зрительное восприятие, но оно ограничивается тем, что они узнали ранее путем осязания. Таким образом, восприятие формируется в процессе практики, т. е. восприятие — система перцептивных действий, которыми надо овладеть.

2. Константность восприятия — благодаря константности мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т. п. Источником кон­стантности восприятия являются активные действия перцеп­тивной системы (системы анализаторов, обеспечивающих акт восприятия). Многократное восприятие одних и тех же объек­тов при разных условиях позволяет выделить относительно постоянную инвариантную структуру воспринимаемого объек­та. Константность восприятия — не врожденное свойство, а приобретенное. Нарушения константности восприятия проис­ходит, когда человек попадает в незнакомую ситуацию, напри­мер, люди, когда они смотрят с верхних этажей высотного зда­ния вниз, то им автомобили, пешеходы кажутся маленькими; в то же время строители, работающие постоянно на высоте, сообщают, что они видят объекты, расположенные внизу, без искажения их размеров. 3. Структурность восприятия — восприятие не является про­стой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абст­рагированную из этих ощущений обобщенную структуру. На­пример, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные зву­ки, а мелодию, и узнаем ее, если ее исполняет оркестр, либо один рояль, или человеческий голос, хотя отдельные звуковые ощущения различны.

4.Осмысленность восприятия — восприятие тесно связано с мышлением, пониманием сущности предметов.

5. Избирательность восприятия — проявляется в преиму­щественном выделении одних объектов по сравнению с дру­гими.

Швейцарским психологом Роршахом было установлено, что даже бессмысленные чернильные пятна всегда воспринимают­ся как что-то осмысленное (собака, облако, озеро...) и только некоторые психические больные склонны воспринимать слу­чайные чернильные пятна как таковые. Т. е, восприятие проте­кает как динамический процесс поиска ответа на вопрос «что это такое?

ВОПРОС 21

Виды восприятий

Виды восприятия: восприятие предметов3 времени, отно­шений, движений, пространства, человека.

Восприятие движения предметов: движение окружающих нас предметов мы способны воспринимать благодаря тому, что перемещение происходит обычно на каком-либо фоне, это по­зволяет сетчатке глаза последовательно воспроизводить про­исходящие изменения в положении движущихся тел по отно­шению к тем элементам, перед которыми или позади которых и перемещается предмет. Интересно, что в темноте неподвиж­но светящаяся точка кажется движущейся (автокинетический эффект).

Восприятие видимого движения определяется данными о пространственном положении объектов, то есть связано со зрительным восприятием степени удаленности предмета и оцен­кой направления, в котором расположен тот или иной пред­мет.

Восприятие пространства основывается на восприятии ве­личины и формы предметов с помощью синтеза зрительных, мышечных и осязательных ощущений, а также на восприятии объема и удаленности предметов, что обеспечивается биноку­лярным зрением.

Восприятие времени. Пока не удалось обнаружить меха­низм, прямо или косвенно преобразующий физические интер­валы времени в соответствующие сенсорные сигналы.

Самыми популярными кандидатами на роль этого меха­низма остаются связанные со временем физиологические про­цессы. Такими «биологическими часами» назывались сердеч­ный ритм и метаболизм (то есть обменные процессы) тела. Достаточно точно установлено, что восприятие времени меня­ют некоторые медикаменты, влияющие прежде всего на рит­мику нашего организма. Хинин и алкоголь заставляют время течь медленнее. Кофеин, по-видимому, ускоряет его, подобно лихорадке. С другой стороны, марихуана и гашиш имеют, хотя и сильное, но непостоянное влияние на восприятие времени; они могут приводить как к ускорению, так и замедлению субъек­тивного времени. Все воздействия, ускоряющие процессы в организме, ускоряют для нас и течение времени, а физиологи­ческие депрессанты замедляют его.

Существует тенденция переоценивать отрезки времени ме­нее одной секунды и недооценивать интервалы более одной се­кунды. Если отметить начало и конец отрезка времени двумя щелчками, а между ними оставить паузу (наполненный интер­вал), то он будет восприниматься как более короткий по сравне­нию с равным ему отрезком, заполненным серией щелчков.

Любопытно, что более коротким по времени кажется произнесение осмысленного предложения, чем набора бессмыслен­ных слогов, произносимых столько же времени.

Основной закон восприятия времени, сформулированный Вундтом: «Всякий раз, когда мы обращаем свое внимание на течение времени, оно кажется длиннее». Никогда минута не покажется нам столь длинной, как тогда, когда мы следим за стрелкой часов, проходящей 60 делений.

Имеются большие индивидуальные различия в способнос­ти оценивать время. Эксперименты показали, что одно и то же время может пройти для десятилетнего ребенка в пять раз бы­стрее, чем для шестидесятилетнего человека. У одного и того же испытуемого восприятие времени чрезвычайно варьирует в зависимости от душевного и физического состояния. При по­давленности или фрустрации время течет медленно. Время, на­сыщенное в прошлом переживаниями, деятельностью, вспо­минается как более продолжительное, а длительный период жизни, наполненный малоинтересными событиями, вспоми­нается как быстро прошедший. Протяженность времени мень­ше 5 минут при воспоминании обычно кажется больше своей величины, а более длительные промежутки вспоминаются как уменьшенные.

Наша способность судить о длительности времени позво­ляет образовать временное измерение — ось времени, на кото­рой мы более или менее точно размещаем события. Текущий момент (сейчас) отмечает особую точку на этой оси, события прошлого размещаются до, а события ожидаемого будущего — после этой точки. Это общее восприятие отношений настояще­го и будущего носит название «временной перспективы».

Сенсорная депревация. Ошеломляющие данные дали экс­перименты с полной сенсорной изоляцией. Людей погружали в сосуд с водой при температуре комфорта, причем они ничего не видели и не слышали, а покрытие на их руках препятствова­ло получению осязательных ощущений. Испытуемые вскоре обнаруживали, что структура их поля восприятия начинала из­меняться, все более частыми становились галлюцинации и самовиушенные восприятия времени. Когда период изоляции заканчивался, обычно обнаруживалась потеря способности ори­ентироваться в окружающем мире. Эти люди оказывались не способными различать формы объектов (шар и пирамиду), а иногда даже воспринимали эти формы в измененном виде (на­зывали трапецию квадратом).

Нарушение восприятия

При резком физическом или эмоциональном переутомле­нии иногда происходит повышение восприимчивости к обыч­ным внешним раздражителям. Дневной свет вдруг ослепляет, окраска окружающих предметов делается необычно яркой. Звуки оглушают, хлопанье двери звучит как выстрел, звон посуды становится невыносимым. Запахи воспринимаются остро, вы­зывая сильное раздражение. Прикасающиеся к телу ткани ка­жутся шероховатыми и грубыми. Эти изменения восприятия называются гипертезией.Противоположное ей состояние — гипостезия, которая выражается в понижении восприимчивос­ти к внешним стимулам и связана с умственным переутомле­нием. Окружающее становится неярким, неопределенным, ут­рачивает чувственную конкретность. Предметы словно лиша­ются красок, все выглядит блеклым и бесформенным. Звуки доносятся глухо, голоса окружающих утрачивают интонации. Все кажется малоподвижным, застывшим.

Галлюцинациями обычно называют восприятия, возник­шие без наличия реального объекта (видения, призраки, мни­мые звуки, голоса, запахи и т. п.). Галлюцинации являются, как правило, следствием того, что восприятие оказывается на­сыщенным не внешними действительными впечатлениями, а внутренними образами. Человеком, находящимся во власти галлюцинаций, они переживаются как истинно воспринимае­мое, то есть люди во время галлюцинирования действительно видят, слышат, обоняют, а не воображают или представляют. Для галлюцинирующего субъективные чувственные ощущения являются такими же действительными, как и исходящие из объективного мира.

Наибольший интерес вызывают обычно зрительные галлю­цинации, отличающиеся необычным многообразием: видения могут быть бесформенными (пламя, дым, туман) или, наобо­рот, казаться более четкими, нежели образы реальных предме­тов. Величина видений также характеризуется большой амп­литудой: бывают как уменьшенные, так и увеличенные, гигант­ские. Зрительные галлюцинации могут быть и бесцветными, но гораздо чаще у них естественная или крайне интенсивная окраска, обычно ярко-красная или синяя. Видения могут быть подвижными или неподвижными, неменяющегося содержания (стабильные галлюцинации) и постоянно меняющиеся в виде разнообразных событий, разыгрывающихся как на сцене или в кино (сценоподобные галлюцинации). Возникают одиночные образы (одиночные галлюцинации), части предметов, тела (один глаз, половина лица, ухо), толпы людей, стаи зверей, насеко­мые, фантастические существа. Содержание зрительных гал­люцинаций оказывает очень сильное эмоциональное влияние: может пугать, вызывать ужас или, напротив, интерес, восхи­щение, даже преклонение.

От галлюцинаций следует отличать иллюзии, то есть оши­бочные восприятия реальных вещей или явлений. Обязатель­ное наличие подлинного объекта, хотя и воспринимаемого ошибочно, — главная особенность иллюзий, обычно разделяе­мых на эффективные, вербальные (словесные) и перейдоли-ческие.

Аффективные (аффект — кратковременное сильное эмоци­ональное возбуждение) иллюзиичаще всего обусловлены стра­хом или тревбжным подавленным настроением. В этом состо­янии даже висящая на вешалке одежда может показаться гра­бителем, а случайный прохожий — насильником и убийцей.

Вербальные иллюзиизаключаются в ложном восприятии содержания реально происходящих разговоров окружающих; человеку кажется, что эти разговоры содержат намеки на ка­кие-то неблаговидные поступки, издевательства, скрытые уг­розы в его адрес.

Очень интересны и показательны перейдолические иллю­зии,обычно вызываемые снижением тонуса психической дея­тельности, общей пассивностью. Обычные узоры на обоях, тре­щины на стенах или на потолке, различные светотени, воспри­нимаются как яркие картины, сказочные герои, фантастичес­кие чудовища, необыкновенные растения, красочные панора­мы.

вопрос 23

Наши рекомендации