Итоговый контроль по курсу «конфликтология»

1. Оцените суждение: «Целью разрешения конф­ликта является некоторое бесконфликтное состояние, где люди взаимодействуют в полной гармонии»:

а) возможно полное разрешение конфликта; 6} нет полного бесконфликтного состояния;

в) главное — управлять конфликтом; г) главное — не провоцировать конфликт.

2. Ф.М. Бородкин и Н.М. Коряк выделили 4 типа конфликтных ситуаций:

а) объективная целенаправленная; 6) объективная нецеленаправленная;

в) субъективная целенаправленная; г) субъективная не целенаправленная.

Определите тип конфликтной ситуации в следую­щих случаях:

1) один инструмент и два претендента;

2) вводятся новые формы обучения;

3) человек идет на конфликт, чтобы решить проблему;

4) потребность обучения развивается в противоречи­ях с возможностями.

3. Человек определяет ситуацию как конфликтную, исходя из:

а) своего опыта; б) своего решения; в) своей конфликтности; г) решения оппонента.

4. Учитель в классе устроил разнос по поводу пло­хого выполнения домашнего задания, вызвав разную реакцию учащихся. С чем в наибольшей мере связана разная реакция учащихся?

а) С индивидуальными особенностями учащихся; б) с различной оценкой ситуации;

в) с разным отношением к учебе; г) с разным отношением к домашним заданиям.

5. Каковы возможные искажения конфликтной си­туации в сознании человека?

а) схематизация ситуации; б) просчет последствий конфликта;

в) категоричность суждений, их крайности; г) аттрибутивные искажения;

д) внушенные искажения; е) иллюзорные искажения.

6. Определите последовательность основных ста­дий развития конфликта:

а) начальная фаза;

б) возникновение;

в) эскалация;

г) инцидент;

д) конфликтное взаимодействие;

е) нарастание напряженности;

ж)конфликтные действия;

з) исход.

7. Инцидент — это сигнал:

а) для разрешения противоречия; б) к открытому противостоянию;

в) для ухода от конфликта; г) успокоиться.

8. Конфликт влияет на человека:

а) позитивно; б) негативно; в) позитивно и негативно; г) не оказывает влияния.

9. Объектом конфликта являются:

а) конкретные причины; б) мотивация; в) движущие силы.

10. Ранг в конфликтологии обозначает:

а) совокупность ресурсов; б) присвоенное звание; в) положение личности; г) выгодную позицию.

11. Установите соответствия между теориями и их разработчиками:

1. Общая теория конфликта;

2. Теория социального равновесия (структурно-фун­кциональный анализ);

3. Теория социального насилия и агрессии;

4. Учение о психоанализе.

а) 3. Фрейд;

б) К. Лоренц, Р. Ардри;

в) Т. Парсон, Р. Мертон;

г) Р. Дарендорф, Л. Козер, К. Боулдинг.

12. Основным содержанием общей теории конф­ликта является:

а) понятия; б) систематизация конфликтов;

в) функционирование конфликтов; г) структуирование конфликтов.

13. Конфликтология связана с рядом наук: психо­логией, социологией, политологией, экономикой, фило­софией, юриспруденцией и др. Эта связь помогает решать проблемы:

а) принципов познания; б) методов исследования;

в) накопления формального материала; г) более глубокого понимания предмета.

14. Мотивационные компоненты конфликта харак­теризуют:

а) сущность несоответствия позиций участников про­тивоборства; б) то, из-за чего возникает конфликт; в) потребности конфликтующих; г) структуру конфликта.

15. Предмет конфликта, это то:

а) по поводу чего возникло противоборство; б) что подлежит обсуждению; в) что может быть приобретено.

16. Эмоциональный компонент конфликта — это:

а) совокупность переживаний участников конфликта; б) окрашенность конфликтных взаимоотношений; в) отношения конфликтующих.

17. Основные признаки и условия, достаточные для возникновения конфликта:

а) конфликты всегда возникают на основе противо­положно направленных мотивов или суждений, ко­торые являются необходимым условием возник­новения конфликта;

б) конфликт — это всегда противоборство субъек­тов социального взаимодействия, характеризуе­мое нанесением взаимного ущерба (морально­го, материального, физического, психологичес­кого);

в) необходимым и достаточным условием возникно­вения конфликта является наличие у субъектов со­циального взаимодействия противоположно на­правленных мотивов или суждений,, а также состояния противоборства между ними.

18. Понятие конфликта в представлении разных ученых:

Представителям каких наук принадлежат эти оп­ределения конфликта?

1 .Естественное условие взаимодействия людей, в основе которого лежат противоречия, существенные различия между интересами и ценностями субъектов социальных связей на соответствующем этим различиям эмоциональном фоне
2.Предельное обострение противоречий, столкновение и противоборство, вызванные противоположностью, несовместимостью интересов и позиций личностей, социальных групп, слоев, классов, наций, государств
3.Противоборство субъектов (носителей) противоречий, противодействие сторон, преследующих несовместимые или взаимоисключающие цели
4. Универсальный способ взаимодействия сложных систем, преодоление противоречий и ограничений в любой сфере, где осуществляются контакты между отдельными людьми и их сообществом

а) социологам;

б) психологам;

в) юристам;

г) специалистам управления.

19. Основными этапами и фазами конфликта являются:

Этап дифференциации Этап эскалации Этап интеграции
1. 2. 3.

Расставьте фазы конфликта в графах таблицы:

а) конфликтное взаимодействие;

б) развитие послеконфликтной ситуации;

в) завершение конфликта;

г) инцидент;

д) попытка разрешить спор неконфликтным способом;

е) возникновение предконфликтной ситуации;

ж) возникновение объективной спорной проблемы;

з) осознание проблемы конфликта субъектами взаи­модействия.

20. Основными функциями конфликта являются:

а) сигнальная; б) инновационная; в) информационная; г) интуитивная; д) профилактическая.

21. Конфликты по социальным последствиям мо­гут быть:

а) конструктивными; б) предметными; в) деструктивными; г) затяжными.

22.Конфликты по сферам проявления могут быть:

а) экономическими; б) идеологическими; в) межгрупповыми; г) социально-бытовыми;

д) семейно-бытовыми.

23.Наиболее общими причинами конфликта являются:

а) социально-политические; б) социально-психологические;

в) экономические; г) социально-демографические; д) индивидуально-психологические.

24. Наиболее частыми причинами конфликтов яв­ляются (расположите в порядке убывания):

а) нарушение законодательства;

6) неудовлетворительные коммуникации;

в) различия в целях, ценностях, средствах достиже­ния цели;

г) ограниченность ресурсов.

25. Модели развития конфликта (по Н.В. Гришиной). Определите, какими средствами воздействия бу­дет пользоваться оппонент, исходя из своего опыта ре­шения конфликтов:

а) апелляция к формальному порядку;

б) сильное давление, эмоциональные удары, угрозы и т. п.;

в) убеждение, аргументация, попытки договориться.

Прежний опыт Позитивный опыт Опыт преодоления Опыт
взаимодействия отсутствия разногласий и непреодоленных
участников разногласии или недоговоренности разногласий и
конфликта их успешного   негативного
  преодоления   взаимодействия
Отношение к Уверенность в Отсутствие Нежелание
новой ситуации возможности уверенности в договариваться,
  договориться, возможности актуализация
  стремление к договориться, поиск негативных чувств
  поиску формального  
  взаимопонимания Выхода из ситуации  
Цель Договориться Решить проблему «Победить»
Изменение Интенсификация Ограничение Минимализация
общения      
Информационные Позитивные «Формализация Негативные
компоненты в неформальные общения» неформальные
общении компоненты   компоненты
Восприятие Партнер Оппонент Противник
противостоящей      
стороны      
Взаимодействие Сотрудничество Кооперация Конкуренция
Средства 1. 2. 3.
воздействии      

26.

Этапы конфликта Содержание управления (вид деятельности)
1 .Возникновение и развитие конфликта I-
2.Осознание конфликтной ситуации 2-
3.Начало открытого конфликтного взаимодействия 3-
4.Развитие открытого конфликта 4-
5.Разрешение конфликта 5-

Какое содержание управления наиболее предпоч­тительно на каждом из этапов конфликта?

а) регулирование;

б) предупреждение (профилактика, стимулирование);

в) прогнозирование, предупреждение (стимулирова­ние);

г) разрешение.

27. Наиболее важными факторами, влияющими на разрешение конфликта, являются:

а) адекватность отражения конфликта; б) открытость общения; в) создание климата доверия;

г) определение существа конфликта; д) хорошее настроение.

28. Очень затрудняется адекватное отражение кон­фликта, если оппонент считает, что:

а) истина и справедливость на его стороне;

б) главное увидеть недостатки своего оппонента;

в) его действия справедливы, а действия оппонента негативны;

г) конфликтная ситуация простая («Все ясно»);

д) истина на стороне оппонента;

е) оппонент прав полностью.

29. Конфронтация как стиль поведения в конф­ликте выбирается в том случае, когда:

а) есть силы: власть, авторитет, связи;

б) есть уверенность, что вариант решения беспроиг­рышен;

в) нет другого решения;

г) проблема имеет большое значение;

д) предмет разногласия незначителен;

е) столкновение происходит между равными по ран­гу субъектами.

30. Уклонение от конфликта используется преиму­щественно тогда, когда:

а) проблема конфликта не является существенной;

б) чувствуется неправота;

в) необходимо выиграть время;

г) необходимо избегать дальнейших контактов;

д) нет опыта конфликтного противостояния;

е) необходимо избежать конфликт;

ж) можно добиться результата неконфликтным путем.

31. Уступка как стиль поведения в конфликте, выбирается тогда, когда:

а) субъект конфликта не уверен в своих силах;

6) высокий статус субъекта;

в) важнее спокойствие, хорошие отношения;

г) нет особой выгоды от конфликта;

д) нет сил, чтобы отстаивать свои интересы;

е) необходим тактический шаг для достижения боль­шой цели.

32. Компромисс как вынужденное взаимное удов­летворение при разрешении конфликта применим тог­да, когда:

а) необходимо сохранить хорошими межличностные отношения;

б) нет времени для кардинального решения проблемы;

в) приходится отказаться от конфликта;

г) не нужен выигрыш;

д) заинтересованность сторон равная;

е) нет способа решить проблему.

33. Сотрудничество как стиль поведения в конф­ликте выбирается тогда, когда:

а) проблема важная и есть время и силы для ее ре­шения;

б) есть навыки обсуждения спорных вопросов; в} партнеры равны по рангу;

г) есть желание найти взаимовыгодное решение;

д) есть доверие друг к другу при учете взаимных потребностей.

34. Конформистская модель поведения личности в конфликте определяется:

а) склонностью к уступкам;

6) непоследовательностью в суждениях;

в) легкостью соглашения с точкой зрения соперника;

г) настроенностью на выигрыш;

д) уходом от решения спорных вопросов;

е) навязыванием своей точки зрения.

35. Деструктивная модель поведения личности в конфликте характеризуется:

а) стремлением разрешить конфликт;

б) неправильностью оценок партнера;

в) отсутствием самообладания;

г) нарушением этики общения; _

д) проявлением недоверия к партнеру.

36. Конструктивная модель поведения в конфлик­те (особенно) проявляется в:

а) стремлении разрешить конфликт объективно;

б) доброжелательности во взаимоотношениях;

в) лаконичности общения, уважение мнения сопер­ника;

г) нацеленности на поиск решения;

д) затрагивании всех вопросов конфликта;

е) внимании к личности оппонента.

37. К. Левин выделил 3 типа внутриличностных конфликтов в зависимости от причин их возникнове­ния. Определите типы конфликтов и модели разреше­ния.

Причины Тип Модель
  конфликта разрешения
1.Выбор из нескольких
привлекательных    
и взаимоисключающих объектов    
(приближение-приближение)    
2.Выбор из нескольких
непривлекательных объектов    
(избегание-избегание)    
3.Выбор объекта, в котором
одновременно присутствуют    
привлекательные    
и непривлекательные стороны.    

а) амбиваленьный;

б) витальный;

в) эквивалентный;

г) компромисс;

д) примирение.

38. Определите представителей психологических концепций внутриличностного конфликта.

1. В человеке борются 2 инстинкта: эрос (сексуаль­ный, жизни, сохранения) и танатос (смерти, агрессии, разрушения), которые определяют его поведение и яв­ляются причинами внутриличностного конфликта.

2. Внутриличностные конфликты заключены в ди­хотомической природе самого человека, которые про­являются в жизни и смерти, ограниченности челове­ческой жизни, его возможностей и т. д. — 2

3. Причиной внутриличностного конфликта явля­ется выбор из двух или более привлекательных (или непривлекательных) объектов. Или выбор объекта, в ко­тором одновременно присутствуют привлекательные и непривлекательные стороны. — 3

4. Разработал стадии психосоциального развития личности, на каждой из которых человек переживает кризис. — 4

5. Внутриличностные конфликты определены кон­фликтной природой самой личностной установки. — 5

6. В первые 5 лет жизни под влиянием различных факторов происходит формирование личности, в том числе комплекса неполноценности. Это и определяет внутриличностный конфликт. — 6

А) А. Адлер; б) Э. Эриксон; в) 3. Фрейд; г) Э. Фромм; д) К. Левин; е) К. Юнг.

39. Различие концептуальных подходов к вычлене­нию объекта социального конфликта; 1. К. Марксом, 2. Л. Каузером, 3. Р. Дариндорфом является:

а) власть; б) собственность; в) дефицит ресурсов.

40. С какого возраста можно осуществлять обуче­ние «миролюбивому» поведению в конфликте;

а) младенческого;

б) раннего;

в) дошкольного.

Наши рекомендации