Тема 2. Познавательные психические процессы
I:
S: Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов или упражнения называется…
-: интенсивностью
-: синестезией
+: сенсибилизацией
-: порогом ощущений
I:
S: Минимальная разница в интенсивности двух однотипных раздражителей, необходимая для её ощущения, называется порогом…
-: смешанным
+: разностным
-: адаптационным
-: контрастным
I:
S: Ощущением называется…
+: психическое отражение в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств
-: неосознаваемые продукты переработки центральной нервной системой значимых для человека раздражителей
-: формирование в коре головного мозга целостных образов явлений и предметов на основе деятельности органов чувств
-: раздражение рецепторных клеток органов чувств и передача возбуждения в соответствующие зоны коры головного мозга
I:
S: Экстерорецептивные контактные ощущения вызываются…
+: непосредственным прикосновением к поверхности тела (вкус, осязание)
-: отражением звуков различной высоты, силы и различного качества
-: отражением некоторых химических свойств вкусовых веществ
-: воздействием запахов на периферические окончания обонятельного анализатора
I:
S: Минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение - это …
+: нижний порог ощущений
-: верхний порог ощущений
-: дифференциальный порог ощущений
-: временной порог ощущений
I:
S: Сознательно воспринять предмет – это значит…
-: просчитать возможные последствия взаимодействия с этим предметом
-: воспринять предмет под углом зрения потребностей
+: отнести воспринятый предмет к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове
-: «создать» образ предмета, не используя в восприятии мышление, память, речь
I:
S: Чувственная картина мира создается такими психическими процессами, как…
-: мышление и речь
-: воображение и память
+: ощущение и восприятие
-: обучение и воспитание
I:
S: К свойствам восприятия относятся…
+: целостность
-: конкретность
-: синестезия
-: причинность
I:
S: Узнавание недорисованного образа указывает на _______восприятия.
+: предметность
-: целостность
-: структурность
-: избирательность
I:
S: Преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими называется ________ восприятия.
-: константностью
-: обобщенностью
+: избирательностью
-: предметностью
I:
S: Отражение реальной действительности в иных, неожиданных, непривычных сочетаниях и комбинациях называется...
-: мечтой
+: фантазией
-: грезами
-: утопией
I:
S: Прием создания творческих образов воображения путем преувеличения частей или предметов, называется…
-: типизацией
+: гиперболизацией
-: аналогией
-: акцентированием
I:
S: Усиленное увеличение или уменьшение предмета, изменение количества частей его или их смещение называется...
-: схематизацией
+: типизацией
-: гиперболизацией
-: агглютинацией
I:
S: Сновидения и грезы относятся к _________ воображению.
-: медитативному
-: проецирующему
-: активному
+: пассивному
I:
S: При освоении таких учебных предметов, как физика, химия, астрономия, большое значение имеет реализация _______функции воображения.
-: воспитательной
-: регуляторной
-: эмоциональной
+: познавательной
I:
S: Степень сосредоточенности сознания на объекте называется __________ внимания.
-: объемом
+: концентрацией
-: распределением
-: переключаемостью
I:
S: Быстрая и правильная ориентация в постоянно меняющихся условиях среды, в выделении тех ее объектов, которые могут иметь в данный момент наибольший жизненный смысл – это основная функция внимания…
+: произвольного
-: послепроизвольного
-: эмпирического
-: непроизвольного
I:
S: Вид внимания, связанный с осознанием личностью своей деятельности, своего внутреннего мира, с самосознанием и присуще только человеку, называется…
-: перцептивным
-: непроизвольным
-: сенсерно-перцептивным
+: внутринаправленным
I:
S: ________ внимания выражается в степени сосредоточенности на объекте
+: Концентрация
-: Объем
-: Устойчивость
-: Избирательность
I:
S: Способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно называется __________ внимания.
-: подвижностью
+: распределением
-: устойчивостью
-: концентрацией
I:
S: Орган чувств, преобразующий энергию внешнего воздействия в нервные сигналы, называется:
-: анализатором
+: рецептором
-: проводящими нервными путями
-: рецепцией
I:
S: Определенный участок коры и подкорки, куда адресуются восходящие сенсорные импульсы, имеет:
+: центральный отдел
-: рецептор
-: проводниковый отдел
-: периферический отдел
I:
S: Предел чувствительности каждого органа чувств, за которым не может произойти их возбуждение, называется порогом:
-: нейрофизиологическим
+: физиологическим
-: психологическим
-: психофизиологическим
I:
S: Способность к восприятию изменений раздражителя или к различению близких раздражителей называется:
-: абсолютной чувствительностью
+: дифференциальной чувствительностью
-: сенсибилизацией
-: адаптацией
I:
S: Интервал времени от момента подачи сигнала до момента его возникновения называется:
-: дифференциальным порогом ощущений
-: временным порогом ощущений
-: пространственным порогом ощущений
+: латентным периодом реакции
I:
S: Психофизиологическая закономерность ощущений, не приводящая к изменению чувствительности, – это:
-: сенсибилизация
-: адаптация
-: контраст
+: монотонность
I:
S: Изменение чувствительности для приспособления к внешним условиям известно как:
-: синестезия
-: сенсибилизация
+: адаптация
-: аккомодация
I:
S: Дезадаптация может проявиться как:
-: исчезновение ощущений при длительном воздействии раздражителя
-: утрата ощущений при воздействии сильного раздражителя
-: повышение чувствительности под влиянием слабого раздражителя
+: явное понижение чувствительности под влиянием слабого раздражителя
I:
S: Повышение чувствительности одних органов чувств при одновременном воздействии раздражителей на другие органы чувств проявляется как:
-: адаптация
+: сенсибилизация
-: синестезия
-: модальность
I:
S: Качественная характеристика ощущений, указывающая на их принадлежность к определенным органам чувств (зрительным, слуховым, тактильным и др ), известна как:
-: адаптация
-: сенсибилизация
-: синестезия
+: модальность
I:
S: Основанием выделения зрительных, слуховых, обонятельных и других разновидностей ощущений является:
-: время возникновения в ходе эволюции
+: модальность раздражителя
-: место расположения рецепторов
-: наличие или отсутствие непосредственных контактов с раздражителем
I:
S: К основным свойствам ощущений не относится:
-: качество
-: интенсивность
-: длительность
+: объем
I:
S: Способ исследования чувствительности человека путем монотонного пошагового изменения величины стимула до тех пор, пока испытуемый не отметит изменение в своих ощущениях, называется методом:
-: минимальных изменений
-: обобщения независимых переменных
+: полярных баллов
-: максимальных изменений
I:
S: По С. Стивенсу, зависимость между ощущением и физическим стимулом имеет характер:
-: логарифмический:
+: степенной
-: обратный
-: прямой
I:
S: Восприятие часто принято называть:
-: осязанием
-: апперцепцией
+: перцепцией
-: наблюдательностью
I:
S: Восприятие есть процесс (результат) построения образа объекта в перцептивном пространстве субъекта:
+: при его непосредственном взаимодействии с этим объектом
-: при его опосредованном взаимодействии с этим объектом
-: при отсутствии воспринимаемого предмета
-: при отсутствие взаимодействия
I:
S: Процесс восприятия представляет собой быструю смену менее конкретного, более общего восприятия предмета, явления более частным, конкретным, дифференцированным согласно закону:
-: психофизиологических обобщений
-: ассоциативного сдвига
+: перцепции
-: апперцепции
I:
S: Произвольное внимание:
+: опосредовано социально выработанными способами поведения
-: есть продукт созревания организма
-: имеет биологическое происхождение
-: обладает пассивным характером
I:
S: Основанием классификации восприятия на восприятие художественное, математическое, техническое, музыкальное и др является:
-: ведущий анализатор
-: предмет отражения
-: форма существования материи
+: вид деятельности
I:
S: Вид восприятия, складывающийся на основе тактильного и двигательного ощущений, – это:
-: апперцепция
-: иллюзии
-: наблюдательность
+: осязание
I:
S: Ошибочные восприятия реальных вещей или явлений называются:
-: агнозией
-: галлюцинацией
+: иллюзией
-: бредом
I:
S: Образы, возникающие у человека без наличия внешних воздействий на органы чувств, называются:
-: иллюзиями восприятия
+: галлюцинациями
-: фантазиями
-: грезами
I:
S: Реакция внимания не связана со стимулом (событием, объектом), с точки зрения его:
-: новизны
-: сложности
-: силы
+: однообразности
I:
S: Время, насыщенное в прошлом переживаниями, деятельностью, вспоминается как:
+: более продолжительное
-: быстро прошедшее
-: обычное, без изменений
-: малозначимое
I:
S: Генетически первичной считается память:
+: двигательная
-: образная
-: эмоциональная
-: вербальная
I:
S: Высшим видом памяти считается память:
-: двигательная
-: образная
-: эмоциональная
+: вербальная
I:
S: Вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей, называется памятью:
-: механической
+: логической
-: эмоциональной
-: аудиальной
I:
S: Вид памяти, при котором особенно хорошо человек запоминает наглядные образы, цвет, лица и т п , – это память:
-: эйдетическая
+: наглядно-образная
-: феноменальная
-: эмоциональная
I:
S: Вид памяти, при котором прежде всего сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства, известен как память:
-: наглядно-образная
-: феноменальная
+: эмоциональная
-: словесно-логическая
I:
S: Память, основанная на повторении материала без его осмысления, называется:
-: долговременной
-: эмоциональной
-: произвольной
+: механической
I:
S: Сенсорная память:
-: продолжительна
-: лежит в основе отдельных образов
-: многоуровнева
+: действует на уровне рецепторов
I:
S: В течение четверти секунды функционирует память:
+: сенсорная
-: кратковременная
-: долговременная
-: оперативная
I:
S: Вид памяти, включающий процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации, перерабатываемой в ходе выполнения действия и необходимой только для достижения цели данного действия, называется памятью:
+: оперативной
-: иконической
-: кратковременной
-: эхонической
I:
S: К факторам забывания относится(ятся):
-: возраст субъекта
-: неиспользование усвоенного материала
-: характер материала
+: гендерные особенности субъекта
-: полнота, точность и прочность
I:
S: Критерием сохранения информации в памяти является(ются):
-: скорость запоминания
-: эрудированность субъекта
-: образованность субъекта
+: воспроизведение и узнавание
I:
S: На сохранение и последующее воспроизведение информации не влияет:
-: род деятельности, промежуточный между заучиванием и воспроизведением
-: временная локализация в интервале между заучиванием и воспроизведением
-: степень первоначального заучивания
+: скорость проговаривания материала при заучивании
I:
S: Наглядный образ предмета или явления, возникающий на основе прошлого опыта путем его воспроизведения в памяти, фиксируется как:
-: припоминание
-: узнавание
+: представление
-: реминисценция
I:
S: Сознательное воспроизведение, связанное с преодолением известных затруднений и требующее усилий и старания, – это:
+: припоминание
-: узнавание
-: представление
-: реминисценция
I:
S: Сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или переживании обеспечивает:
-: рефлексия
-: восприятие
+: внимание
-: память
I:
S: Внимание – это направленность сознания на определенный предмет, который при этом представляется ясно и отчетливо. Эта направленность:
+: избирательная
-: рассеянная
-: распределенная
-: неосознаваемая
I:
S: К показателям внимания, не выявленным в экспериментально-психологических исследованиях, относится:
-: концентрация
-: объем
-: распределение
+: скорость
I:
S: О возможности субъекта направлять и сосредоточивать внимание на нескольких независимых переменных одновременно свидетельствует такой показатель внимания, как:
-: концентрация
+: распределение
-: устойчивость
-: избирательность
I:
S: Комплексной характеристикой внимания является показатель его:
-: скорости
-: точности
+: успешности
-: объема
I:
S: Сущность процесса мышления состоит в установлении таких связей и отношений между предметами и явлениями, как:
-: беспричинные
-: корреляционные
+: причинно-следственные
-: какие-либо связи, не являющиеся сущностью мышления
I:
S: Мышление как процесс решения задач характеризуется в смысле:
-: широком
+: узком
-: локальном
-: интегральном
I:
S: Вид мышления, опирающегося на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами, называется мышлением:
+: наглядно-действенным
-: наглядно-образным
-: словесно-логическим
-: абстрактным
I:
S: Непосредственная связь с восприятием окружающей действительности является отличительной особенностью мышления:
-: наглядно-действенного
+: наглядно-образного
-: словесно-логического
-: индуктивного
I:
S: Наглядно-образное мышление ярко проявляется в возрасте:
-: 2–3 лет
+: 4–6 лет
-: 7–8 лет
-: 9—10 лет
I:
S: Считается доказанным, что наиболее поздним продуктом исторического развития мышления является мышление:
-: наглядно-действенное
-: наглядно-образное
+: словесно-логическое
-: интуитивное
I:
S: Теоретическое и практическое мышление различают:
+: по типу решаемых задач
-: по характеру обобщений
-: по активности субъекта
-: по ведущему анализатору
I:
S: В том, что мышление развертывается в условиях жесткого дефицита времени, заключается одна из важных особенностей мышления:
-: теоретического
+: практического
-: эмпирического
-: аналитического (логического)
-: наглядно-образного
I:
S: Основные формы мышления рассматривает:
-: философия
+: формальная логика
-: педагогика
-: психология
I:
S: Форма мышления, отражающая связи между предметами или явлениями и утверждающая или отрицающая что-либо, называется:
-: понятием
+: суждением
-: умозаключением
-: рассуждением
I:
S: Понимать связь между различными элементами данной ситуации с тем, чтобы найти решение конкретной проблемы, – это способность:
-: к обобщению
-: к моделированию
+: к умозаключению
-: к сравнению
I:
S: Мысль о предмете, в которой что-либо утверждается или отрицается, – это:
-: понятие
+: суждение
-: умозаключение
-: силлогизм
I:
S: Логический переход в процессе мышления от общего к частному называется:
-: индукцией
+: дедукцией
-: понятием
-: суждением
I:
S: Дедуктивное рассуждение называется:
+: обоснованием
-: умозаключением
-: понятием
-: суждением
I:
S: Индуктивное рассуждение является:
-: обоснованием
+: умозаключением
-: понятием
-: суждением
I:
S: Творческая деятельность, основанная на создании новых образов, называется:
-: восприятием
-: мышлением
+: воображением
-: вниманием
I:
S: Механизмом эмпатии как необходимого условия творческого воображения выступает:
-: заражение
-: идентификация
-: интроекция
+: проекция
I:
S: Воспроизведенный субъектом образ предмета, основывающийся на прошлом опыте этого субъекта и возникающий в отсутствие воздействия предмета на органы чувств, называется:
-: ощущением
-: восприятием
+: представлением
-: следовым процессом
I:
S: Сходство представлений с восприятием характеризуется:
-: яркостью
-: фрагментарностью
-: неустойчивостью
+: модальностью
I:
S: Устойчивостью и многообразием отличаются от других представления:
-: зрительные
-: слуховые
+: вкусовые
-: тактильно-кинестетические
I:
S: Воссоздание зрительных образов, непосредственно не воспринимаемых органами чувств, характеризует:
-: восприятие
-: ощущение
+: репрезентативное воображение
-: узнавание
I:
S: Отражение реальной действительности в иных, неожиданных, непривычных сочетаниях и комбинациях – это:
-: мечта
-: грезы
-: утопия
+: фантазия
I:
S: Мечта – это такая характеристика воображения, как:
-: вид
+: форма
-: способ
-: механизм
I:
S: Пространственно-временные характеристики объективного мира отражают процессы:
+: познавательные
-: мотивационные
-: эмоциональные
-: волевые
I:
S: Общей чертой значительного числа современных структурных теорий познавательных процессов не является представление о существовании:
-: сенсорных регистров
-: кратковременной памяти
-: долговременной памяти
+: информационных фильтров
I:
S: Познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях, – это:
-: мышление
+: интеллект
-: эвристика
-: гипотеза
I:
S: В отличие от других познавательных процессов особого содержания не имеет:
-: ощущение
-: восприятие
-: память
+: внимание