Тема 2. Познавательные психические процессы

1. Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов или упражнения называется…

a) сенсибилизацией

2. Минимальная разница в интенсивности двух однотипных раздражителей, необходимая для её ощущения, называется порогом…

a) разностным

3. Ощущением называется…

a) психическое отражение в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств

4. Экстерорецептивные контактные ощущения вызываются…

a) непосредственным прикосновением к поверхности тела (вкус, осязани

5. Минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение - это …

a) нижний порог ощущений

6. Сознательно воспринять предмет – это значит…

a) отнести воспринятый предмет к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове

7. Чувственная картина мира создается такими психическими процессами, как…

a) ощущение и восприятие

8. К свойствам восприятия относятся…

a) целостность

9. Узнавание недорисованного образа указывает на _______восприятия

a) предметность

10. Преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими называется ________ восприятия

a) избирательностью

11. Отражение реальной действительности в иных, неожиданных, непривычных сочетаниях и комбинациях называется

a) фантазией

12. Прием создания творческих образов воображения путем преувеличения частей или предметов, называется…

a) гиперболизацией

13. Усиленное увеличение или уменьшение предмета, изменение количества частей его или их смещение называется

a) типизацией

14. Сновидения и грезы относятся к _________ воображению

a) пассивному

15. При освоении таких учебных предметов, как физика, химия, астрономия, большое значение имеет реализация _______функции воображения

a) познавательной

16. Степень сосредоточенности сознания на объекте называется __________ внимания

a) концентрацией

17. Быстрая и правильная ориентация в постоянно меняющихся условиях среды, в выделении тех ее объектов, которые могут иметь в данный момент наибольший жизненный смысл – это основная функция внимания…

a) произвольного

18. Вид внимания, связанный с осознанием личностью своей деятельности, своего внутреннего мира, с самосознанием и присуще только человеку, называется…

a) внутринаправленным

19. ________ внимания выражается в степени сосредоточенности на объекте

a) концентрация

20. Способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно называется __________ внимания

a) распределением

21. Орган чувств, преобразующий энергию внешнего воздействия в нервные сигналы, называется:

a) рецептором

22. Определенный участок коры и подкорки, куда адресуются восходящие сенсорные импульсы, имеет:

a) центральный отдел

23. Предел чувствительности каждого органа чувств, за которым не может произойти их возбуждение, называется порогом:

a) физиологическим

24. Способность к восприятию изменений раздражителя или к различению близких раздражителей называется:

a) дифференциальной чувствительностью

25. Интервал времени от момента подачи сигнала до момента его возникновения называется:

a) латентным периодом реакции

26. Психофизиологическая закономерность ощущений, не приводящая к изменению чувствительности, – это:

a) монотонность

27. Изменение чувствительности для приспособления к внешним условиям известно как:

a) адаптация

28. Дезадаптация может проявиться как:

a) явное понижение чувствительности под влиянием слабого раздражителя

29. Повышение чувствительности одних органов чувств при одновременном воздействии раздражителей на другие органы чувств проявляется как:

a) сенсибилизация

30. Качественная характеристика ощущений, указывающая на их принадлежность к определенным органам чувств (зрительным, слуховым, тактильным и др ), известна как:

a) модальность

31. Основанием выделения зрительных, слуховых, обонятельных и других разновидностей ощущений является:

a) модальность раздражителя

32. К основным свойствам ощущений не относится:

a) объем

33. Способ исследования чувствительности человека путем монотонного пошагового изменения величины стимула до тех пор, пока испытуемый не отметит изменение в своих ощущениях, называется методом:

a) полярных баллов

34. По С. Стивенсу, зависимость между ощущением и физическим стимулом имеет характер:

a) степенной

35. Восприятие часто принято называть:

a) перцепцией

36. Восприятие есть процесс (результат) построения образа объекта в перцептивном пространстве субъекта:

a) при его непосредственном взаимодействии с этим объектом

37. Процесс восприятия представляет собой быструю смену менее конкретного, более общего восприятия предмета, явления более частным, конкретным, дифференцированным согласно закону:

a) перцепции

38. Произвольное внимание:

a) опосредовано социально выработанными способами поведения

39. Основанием классификации восприятия на восприятие художественное, математическое, техническое, музыкальное и др является:

a) вид деятельности

40. Вид восприятия, складывающийся на основе тактильного и двигательного ощущений, – это:

a) осязание

41. Ошибочные восприятия реальных вещей или явлений называются:

a) иллюзией

42. Образы, возникающие у человека без наличия внешних воздействий на органы чувств, называются:

a) галлюцинациями

43. Реакция внимания не связана со стимулом (событием, объектом), с точки зрения его:

a) однообразности

44. Время, насыщенное в прошлом переживаниями, деятельностью, вспоминается как:

a) более продолжительное

45. Генетически первичной считается память:

a) двигательная

46. Высшим видом памяти считается память:

a) вербальная

47. Вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей, называется памятью:

a) логической

48. Вид памяти, при котором особенно хорошо человек запоминает наглядные образы, цвет, лица и т п , – это память:

a) наглядно-образная

49. Вид памяти, при котором прежде всего сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства, известен как память:

a) эмоциональная

50. Память, основанная на повторении материала без его осмысления, называется:

a) механической

51. Сенсорная память:

a) действует на уровне рецепторов

52. В течение четверти секунды функционирует память:

a) сенсорная

53. Вид памяти, включающий процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации, перерабатываемой в ходе выполнения действия и необходимой только для достижения цели данного действия, называется памятью:

a) оперативной

54. К факторам забывания относится(ятся):

a) гендерные особенности субъекта

55. Критерием сохранения информации в памяти является(ются):

a) воспроизведение и узнавание

56. На сохранение и последующее воспроизведение информации не влияет:

a) скорость проговаривания материала при заучивании

57. Наглядный образ предмета или явления, возникающий на основе прошлого опыта путем его воспроизведения в памяти, фиксируется как:

a) представление

58. Сознательное воспроизведение, связанное с преодолением известных затруднений и требующее усилий и старания, – это:

a) припоминание

59. Сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или переживании обеспечивает:

a) внимание

60. Внимание – это направленность сознания на определенный предмет, который при этом представляется ясно и отчетливо. Эта направленность:

a) избирательная

61. К показателям внимания, не выявленным в экспериментально-психологических исследованиях, относится:

a) скорость

62. О возможности субъекта направлять и сосредоточивать внимание на нескольких независимых переменных одновременно свидетельствует такой показатель внимания, как:

a) распределение

63. Комплексной характеристикой внимания является показатель его:

a) успешности

64. Сущность процесса мышления состоит в установлении таких связей и отношений между предметами и явлениями, как:

a) причинно-следственные

65. Мышление как процесс решения задач характеризуется в смысле:

a) узком

66. Вид мышления, опирающегося на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами, называется мышлением:

a) наглядно-действенным

67. Непосредственная связь с восприятием окружающей действительности является отличительной особенностью мышления:

a) наглядно-образного

68. Наглядно-образное мышление ярко проявляется в возрасте:

a) 4–6 лет

69. Считается доказанным, что наиболее поздним продуктом исторического развития мышления является мышление:

a) словесно-логическое

70. Теоретическое и практическое мышление различают:

a) по типу решаемых задач

71. В том, что мышление развертывается в условиях жесткого дефицита времени, заключается одна из важных особенностей мышления:

a) практического

72. Основные формы мышления рассматривает:

a) формальная логика

73. Форма мышления, отражающая связи между предметами или явлениями и утверждающая или отрицающая что-либо, называется:

a) суждением

74. Понимать связь между различными элементами данной ситуации с тем, чтобы найти решение конкретной проблемы, – это способность:

a) к умозаключению

75. Мысль о предмете, в которой что-либо утверждается или отрицается, – это:

a) суждение

76. Логический переход в процессе мышления от общего к частному называется:

a) дедукцией

77. Дедуктивное рассуждение называется:

a) обоснованием

78. Индуктивное рассуждение является:

a) умозаключением

79. Творческая деятельность, основанная на создании новых образов, называется:

a) воображением

80. Механизмом эмпатии как необходимого условия творческого воображения выступает:

a) проекция

81. Воспроизведенный субъектом образ предмета, основывающийся на прошлом опыте этого субъекта и возникающий в отсутствие воздействия предмета на органы чувств, называется:

a) представлением

82. Сходство представлений с восприятием характеризуется:

a) модальностью

83. Устойчивостью и многообразием отличаются от других представления:

a) вкусовые

84. Воссоздание зрительных образов, непосредственно не воспринимаемых органами чувств, характеризует:

a) репрезентативное воображение

85. Отражение реальной действительности в иных, неожиданных, непривычных сочетаниях и комбинациях – это:

a) фантазия

86. Мечта – это такая характеристика воображения, как:

a) форма

87. Пространственно-временные характеристики объективного мира отражают процессы:

a) познавательные

88. Общей чертой значительного числа современных структурных теорий познавательных процессов не является представление о существовании:

a) информационных фильтров

89. Познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях, – это:

a) интеллект

90. В отличие от других познавательных процессов особого содержания не имеет:

a) внимание

Наши рекомендации