Организация изучения умственно отсталых детей после обследования их в медико-педагогических комиссиях
Изучение умственно отсталых детей не заканчивается обследованием в медико-педагогической комиссии. Оно продолжается в том учреждении, куда направляет ребенка комиссия.
Цели этого изучения разные. Иногда необходимо уточнить состояние ребенка. Это бывает, когда очень сложный случай в дифференциально-диагностическом отношении и разовое обследование в комиссии было недостаточным. В заключение медико-педагогическая комиссия пишет: «Направить во вспомогательную школу условно с повторным обследованием через год». Эти случаи редки, но они возлагают особую ответственность на педагогов вспомогательной школы и требуют внимательного изучения ребенка. Оно необходимо с первых дней пребывания в школе для уточнения класса, группы в соответствии с уровнем общего развития ребенка, объемом его знаний и умений. Глубокое и всестороннее изучение необходимо для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Зная индивидуальные особенности каждого ребенка, педагог имеет возможность выбрать соответствующие методы, средства и пути коррекционного воздействия.
Систематическое и целенаправленное изучение позволяет проследить динамику развития детей, своевременно находить новые направления работы с ними, прогнозироватьих состояние, дать рекомендации в выборе профессии, обеспечить их максимальную социальную реабилитацию.
При проведении изучения следует руководствоваться теми же принципами, что и при обследовании детей в медико-педагогических комиссиях: комплексное, всестороннее и целостное динамическое изучение детей с учетом их индивидуальных особенностей.
Этапы изучения умственно отсталых детей
Началу занятий с детьми предшествует ознакомление педагогов с их личными делами (медицинской и педагогической документацией). Протоколы обследования в комиссии дают первые сведения о ребенке, которые позволяют педагогам правильно определить место ребенка в коллективе, заинтересовать его занятиями, установить с ним контакт. Важно учесть состояние слуха, зрения, чтобы сразу же посадить его за соответствующую парту. Материалы характеристики раскрывают черты личности, которые следует учитывать уже при первом общении с ребенком. Если возможно, необходимо побеседовать заранее с родителями ребенка.
Следующий этап изучения ставит специально диагностические цели. В условиях вспомогательных школ эта работа проводится в первые две недели учебного года. В программу учебных занятий включаются «выявляющие уроки», на которых с помощью специальных заданий уточняются состояние психических процессов ребенка, соответствие данному классу. Эти экспериментальные задания органически входят в процесс обучения. Целенаправленное изучение детей, проводящееся по специальной программе, помогает выявить отдельные стороны личности ребенка, которые не были замечены членами комиссии при кратковременном обследовании.
После первых двух «диагностических» недель начинается этап «текущего» изучения, которое продолжается весь период пребывания ребенка в данном учреждении.
Очень важным вопросом является оформление материалов изучения детей. В садах, школах, детских домах для умственно отсталых принято вести дневники наблюдения.
На первых страницах дневника записываются общие сведения о ребенке, домашний адрес, место работы родителей, данные из истории развития, диагноз, данные сада, школы, семьи (после обследования педагогом условий домашнего воспитания). Все эти сведения должны быть всегда под рукой у педагогов. После этого материала начинаются записи текущего изучения детей.
Обязательным требованием к ведению дневника является регулярность записей и анализ наблюдений. Записывается не все, а лишь то, что в большей мере характеризует изучаемое явление, что отражает продвижение в развитии ребенка или, наоборот, свидетельствует об ухудшении его состояния. Записи должны быть точными и объективными, фиксируется сам факт, а не обобщенное мнение педагога о нем. Нельзя откладывать записи.
В дневник вносятся не только личные наблюдения педагога, но и наблюдения других педагогов, технического персонала, родителей, детей и т. п. В этом случае обязательно следует отметить, с чьих слов сделана запись
Очень полезно фиксировать в дневнике (в тех случаях, когда это необходимо) приемы и результаты педагогического воздействия, реакцию ученика на это воздействие.
Интересной и полезной формой изучения учащихся является «малый педсовет» (по Ю. К. Бабанскому, «медико-педагогический консилиум»). Это совещание всех педагогов, работающих в данном классе (воспитательской группе), с участием логопеда и врача. Его организует классный руководитель.
На первом совещании на основании анализа документов классный руководитель дает краткую характеристику каждого ученика, выделяя сведения, необходимые для правильной организации учебно-воспитательного процесса и коррекционной работы. Намечается система единых требований, единым подход к ребенку со стороны всех педагогов.
«Малые педсоветы» собираются 1—2 раза в четверть. Их цель — выявить эффективность педагогического воздействия на ученика, динамику его развития, изменения в поведении и успеваемости для определения путей и средств дальнейшей работы с ребенком. В ходе обсуждения используются материалы дневника наблюдений.
Дневники наблюдений оказывают большую помощь при подготовке к медико-педагогическим конференциям. Эти конференции бывают 2—3 раза в учебном году.
Цели конференций зависят от уровня дефектологической подготовки, квалификации и опыта педагогического коллектива. В тех случаях, когда нет дефектологов и опыт работы педагогов с умственно отсталыми невелик, на первых конференциях рассматриваются типичные случаи всех форм слабоумия (осложненные и неосложненные формы олигофрении, травматическое слабоумие и т. п.) и пути работы с умственно отсталыми каждой категории.
Если дефектологическая квалификация педагогического коллектива достаточно высока, на медико-педагогических конференциях анализируются характеристики наиболее сложных в обучении и поведении детей, сложные для диагностики случаи или редкие формы слабоумия.
Фамилии 2—3 воспитанников, намеченных для обсуждения на очередной медико-педагогической конференции, объявляются коллективу в начале полугодия, с тем чтобы все педагоги на протяжении нескольких месяцев могли вести целенаправленное наблюдение за этими детьми в учебное и внеучебное время.
Одновременно педагоги получают список литературы, которая поможет им в теоретической подготовке к конференции.
Педагоги, работающие с детьми, которых будут обсуждать на конференции, ведут особенно тщательные наблюдения, фиксируя их в дневнике наблюдений. В случае необходимости проводятся специальные психолого-педагогические обследования с использованием экспериментально-психологических методик. Врач и логопед проводят углубленное обследование этих детей. Классный руководитель (в интернате — вместе с воспитателями) составляет подробную характеристику ученика, которая вместе с медицинским заключением, логопедической картой и заключением логопеда зачитывается и обсуждается на медико-педагогической конференции.
На конференции подчеркиваются те особенности личности умственно отсталого школьника, которые обусловлены формой его слабоумия, а также его индивидуальные черты. Это помогает педагогам-дефектологам разобраться как в типичных формах слабоумия, так и в их конкретных проявлениях и путях помощи ученикам. С этой целью, готовясь к конференции, педагоги, врачи и весь персонал, работающий с ребенком, анализируют его успехи и неудачи, а также результаты оказанной ребенку помощи. На конференции каждый из специалистов высказывает свое мнение. В случае необходимости обследуют ребенка.
Одна из задач медико-педагогических конференций — вскрыть причины и наметить пути коррекции имеющихся у детей отклонений в развитии, выработать пути единого педагогического подхода с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Медико-педагогические конференции — прекрасная школа повышения профессиональной квалификации дефектологов.
Первая детальная психолого-педагогическая характеристика ребенка составляется после полугодового пребывания его в детском учреждении и внимательного изучений его учителями и воспитателями. В конце каждого учебного года вносятся дополнения и изменения, которые отмечаются в разбитии ребенка. Обязательно указываются наиболее эффективные приемы и методы коррекционного воздействия. Для удобства работы и выявления динамики развития ребенка хорошо как первую подробную характеристику, так и все ежегодные дополнения к ней оформлять в одной тетради, завершая каждую запись датой ее составления и подписями педагогов. Характеристика хранится в личном деле ребенка.
На основе анализа материалов, собранных в дневниках наблюдений, составляется характеристика ребенка. Она является итогом определенного этапа изучения.
Для проведения изучения и составления характеристики в помощь педагогам можно рекомендовать следующую программу:
Содержание изучения | Методы изучения |
1. Общие сведения об учащихся | |
Фамилия, имя, дата рождения. В каких детских учреждениях находился (ясли, детский сад, школа и др.) | Изучение документации. |
2. История развития | |
Здоровье родителей. Как протекала беременность, роды? Особенности раннего развития ребенка. Какие заболевания и травмы перенес в первые годы жизни | Беседа врача с родителями. Изучение медицинской документации. |
3.Семья ребенка | |
Состав семьи, взаимоотношения между членами семьи. Профессия родителей. Отношение членов семьи к ребенку. Условия воспитания. Режим дня ребенка. | Посещение семьи, беседа с родителями. |
4. Физическое состояние учащегося | |
Изменения в физическом развитии (рост, упитанность и т.д.). Нарушения движений (скованность, расторможенность, параличи, парезы, стереотипные и навязчивые движения). Утомляемость. | Наблюдения во время занятий, в перемены, во время игр и т.д. Обследование ребенка врачом. |
5. Особенности познавательной деятельности ребенка | |
-Состояние анализаторов. -Познавательные интересы, любознательность. | Изучение медицинской документации. Специальное исследование. Индивидуальные беседы с учащимися, наблюдения за ребенком на занятиях и в свободное время. Изучение творческих работ детей. |
-Особенности внимания. Легко ли привлекается внимание? Устойчивость внимания. Легко ли переключается с одного вида деятельности на другой? Объем внимания. Степень развития произвольного внимания. | Наблюдение за ребенком на занятиях и во внеурочное время. Специальный эксперимент. |
-Особенности восприятия и мышления. Восприятие формы, величины, цвета, пространственного расположения предметов. Особенности восприятия времени. Точность и осмысленность восприятия. Понимание главного в воспринимаемом. Понимание содержания картин, текстов. Способность обобщать и делать самостоятельные выводы. Умение сравнивать предметы с целью выявления сходства и различий между ними. Уровень усвоения общих и абстрактных понятий. Установление причинно-следственных зависимостей. | Наблюдение на занятиях и вне занятий. Беседы с ребенком. Специальный эксперимент. |
-Особенности памяти. Преобладающий тип памяти (зрительная, слуховая, моторная, смешанная). Быстрота и прочность запоминания. Что лучше запоминает: цифры, факты, описания? Использование приемов запоминания, припоминания. Индивидуальные особенности памяти. | Беседы с родителями, воспитателями о ребенке. Наблюдения за ребенком на занятиях, во внеурочное время. Индивидуальные беседы с ребенком. Специальный эксперимент. |
-Особенности речи. Дефекты произношения. Понимание устной речи (указаний, объяснений). Понимание письменной речи (текстов, таблиц и т.д.). Запас слов, грамматический строй речи. Эмоциональная окраска речи. Умеет ли давать полные ответы и связно рассказывать? Нет ли болтливости, нецеленаправленной речи? | Наблюдения за речью ребенка на занятиях и в свободное время. Беседы с ребенком. Изучение письменных работ. Специальный эксперимент. |
-Умение учиться. Организованность, выполнение требований педагогов, самостоятельная работа с книгой, самоконтроль и пр. Особенности усвоения учебного материала. Умение применять усвоенный материал, подбирать собственные примеры на изученное правило. Трудности в овладении новым материалом. Результаты работы, проведенной учителем по преодолению этих трудностей. | Наблюдение во время занятий. Беседы с педагогом. Изучение работ детей. |
-Отношение к отдельным учебным предметам. Мотивы учебной деятельности. Прилежание. Отношение к отметке, похвале или порицанию учителя, воспитателя. | Изучение педагогической документации. Беседы о ребенке. |
6. Эмоционально-волевая сфера. | |
Глубина и устойчивость чувств. Преобладающее настроение ребенка. Наличие аффективных вспышек. Способность к волевому усилию, внушаемость, проявление негативизма. | Наблюдение за ребенком на занятиях, вне занятий, на экскурсиях. Специальный эксперимент. |
7. Особенности личности. | |
Нравственные качества и общественная направленность личности. Наличие чувства долга и ответственности. Соблюдение правил поведения в обществе, в школе, дома. | Наблюдение за ребенком на занятиях, вне занятий, на экскурсиях. Специальный эксперимент. |
8. Взаимоотношения с коллективом: | |
Роль в коллективе, симпатии, дружба с детьми, отношение к младшим и старшим товарищам. Поведение в учебной, игровой и трудовой деятельности. Отношение к общественной деятельности, как выполняет поручения. Уровень притязаний и самооценка. | Наблюдение за ребенком в различной деятельности. Беседа с педагогами. Специальный эксперимент. |
Четкая, целенаправленная система изучения детей помогает совершенствовать коррекционно направленный процесс их обучения и воспитания, способствует своевременному выявлению детей, нуждающихся в специальных условиях воспитания.
Контрольные вопросы
1. С какой целью проводится изучение детей после медико-педагогической комиссии?
2. Какие этапы изучения детей вы знаете?
3. Как вести дневники наблюдения за детьми?
4. С какой целью проводятся медико-педагогические конференции?
5. Назвать основные разделы характеристики ребенка.
Литература
1. Занков Л. В. О педагогическом изучении учащихся вспомогательных школ. — М.: АПН РСФСР, 1953.
2. 3абрамная С. Д., Романова Л. И. Организация изучения учащихся во вспомогательной школе//Дефектология.-1978. —№ 5.
ПРИЛОЖЕНИЯ