Методы исследования направленности личности спортсмена

Прежде чем начать осуществление процесса целенаправленного формирования личности спортсмена , необходимо знать уровень направленности, характер мотивов и установок личности. Без этого невозможно осуществлять процесс психологической подготовки с учетом конкретных индивидуально-психологических особенностей спортсмена. В данных методических рекомендациях предлагаются достаточно простые и одновременно надежные методики определения направленности личности спортсмена.

Методика 1. Изучение мотивации спортивной деятельности

Данная методика разработана во ВНИИФК Е.А. Калининым.

Цель методикивыявить доминирующие мотивы спортивной деятельности. В опроснике предлагается ответить на 50 вопросов, предусматривающих 4 варианта ответов. Каждый ответ требует оценки частоты различных эмоциональных переживаний, возникающих при занятиях спортом, что является косвенной характеристикой особенностей доминирующих мотивов.

В результате исследования тренер получает количественные характеристики 5 побуждений:

1. Потребность в достижении цели.

2. Потребность в борьбе, соперничестве.

3. Потребность в совершенствовании.

4. Потребность в общении, коллективной деятельности.

5. Потребность в приобретении.

Стимульный материал –текст методики, бланк для ответов.

Текст методики

Инструкция спортсмену: «Исследование имеет чисто научные цели в плане изучения эмоций и чувств, переживаемых Вами». Предъявляются описания эмоций, сопровождающих спортивную деятельность, и предлагается выбрать один из вариантов ответов, наиболее точно отражающих частоту переживаний конкретной эмоции.

Перечень эмоций и стремлений:

1. Желание достичь поставленной цели:

2. Чувство уверенности в достижении цели.

3. Спортивная злость.

4. Жажда острых ощущений.

5. Стремление выработать у себя сильный характер.

6. Желание познать сущность процесса своей спортивной подготовки.

7. Желание общаться, делиться мыслями, переживаниями, найти им отклик.

8. Чувство принадлежности коллективу, команде

9. Удовольствие, когда полученное вознаграждение соответствует личным достижениям и достижениям команды.

10. Чувство самоуважения при получении заслуженных наград и поощрений.

11. Стремление довести до конца начатую работу.

12. Приятное сознание, что дело делается, что время проходит не зря.

13. Чувство спортивного азарта.

14. Чувство сильнейшего эмоционально-волевого напряжения, предельной мобилизации своих 'физических и душевных сил.

15. Стремление понять условия роста своих результатов.

16. Желание научиться максимально использовать свои возможности для достижения успеха.

17. Желание заслужить одобрение 6лизких и уважаемых людей.

18. Чувство уважения к кому-либо из команды.

19. Стремление коллекционировать спортивные трофеи, награды, призы.

20. Стремление собирать спортивные значки, эмблемы и т. д.

21. Увлеченность, работой.

22. Надежда на достижение успеха.

23. Чувство удовлетворения от преодоления трудностей.

24. Стремление завоевать славу, почет, призвание.

25. Стремление преодолеть противоречия в собственных рассуждениях, привести их в систему.

26. Желание разрешить свои проблемы.

27. Чувство беспокойства за судьбу команды.

28. Забота о ком-либо из команды.

29. Приятное чувство при обозрении своих накоплений.

30. Радость по случаю увеличения своих накоплений.

31. Надежда на достижение очень высоких спортивных результатов.

32. Приятная усталость.

33. Чувство уязвленного самолюбия и желание взять реванш.

34. Чувство превосходства.

35. Радость овладения новыми движениями и приемами.

36. Стремление к гармоничности, слаженности движений.

37. Чувство признательности, благодарности.

38. Чувство симпатии, расположения к кому-либо.

39. Стремление сохранять на память свои спортивные фотографии, афиши со своими именами и т. д.

40. Приятное воспоминание о своих спортивных достижениях при просмотре хранящихся газетных и журнальных вырезок.

41. Радость достижения успеха.

42. Желание заслужить похвалу.

43. Чувство гордости.

44. Чувство удовлетворения тем, что .как бы растешь в собственных глазах, повышаешь ценность своей личности.

45. Чувство удовлетворенности тем, что повышаешь свои физические способности.

46. Приятное удовлетворение, что умеешь выдержать высокие физические нагрузки.

47. Сопереживание удачи и радости другого.

48. Желание приносить другому радость.

49. Приподнятое настроение, когда 'полученная спортивная экипировка соответствует уровню предстоящих соревнований.

50. Повышенный интерес к соревнованиям, 'на которых разыгрываются ценные призы.

Бланк для ответов

а часто б очень часто в иногда г очень редко   а часто б очень часто в иногда г очень редко
1.           26.        
2.           27.        
3.           28.        
4.           29.        
5.           30.        
6.           31.        
7.           32.        
8.           33.        
9.           34.        
10.           35.        
11.           36.        
12.           37.        
13.           38.        
14.           39.        
15.           40.        
16.           41.        
17.           42.        
18.           43.        
19.           44.        
20.           45.        
21.           46.        
22.           47.        
23.           48.        
24.           49.        
25.           50.        

Обработка результатов:

Ответы 1, 2, 11, 12, 21, 22, 31, 32, 41, 42 соответствуют мотивации достижения цели, ответы 3, 4, 13, 14, 23, 24, 33, 34, 43, 44 соответствуют мотивации борьбы и соперничества. Ответы 5, 6, 15, 16, 25, 26, 35, 36, 45, 46 направлены на исследование мотивации самосовершенствования, ответы 7, 8, 17, 18, 27, 28, 37, 38, 47, 48 адресованы к мотивации общения, ответы 9, 10, 19, 20, 29, 30, 39, 40, 49, 50 направлены на исследование мотивации приобретения.

Ответ а) оценивается в 4 бала, ответы б), в), г) — соответственно в 3, 2 и 1 балл.

Максимальное количество баллов по каждому виду мотива составляет 40 баллов, минимальное— 10 6аллов.

Интерпретация:

При делении полученных показателей па 4 результаты исследования переводятся в 10-балльную систему.

Оценка в 1—3 балла указывает на низкую выраженность мотива.

Оценка в 4—6 баллов указывает на среднюю выраженность мотива.

Оценка в 7—8 баллов указывает на высокую выраженность мотива.

Оценка в 9—10 баллов указывает на очень высокую выраженность мотива.

Завершение работы.

При интерпретации необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Чем объясняется выбор методики.

2. Как организовать и провести исследование.

3. Что означают полученные результаты.

4. Как тренер может использовать полученные результаты исследования.

5. Психолого-педагогические рекомендации.

Наши рекомендации