Лагерные законы, их психологическое обоснование
Лагерь – маленькое, но государство. Настоящее государство. А в каждом мало-мальски приличном государстве должен быть свой распорядок жизни, своя Конституция.
Законы лагеря были приняты давно, они выверены, отточены временем. Это
· Закон доброго отношения к человеку
· Закон орлятского круга
· Закон поднятой руки
· Закон критики
· Закон 0-0
· Закон территории
· Закон творчества
Всего семь? Конечно, нет. И они никому не навязываются. Это не догмы, которым ребята обязаны свято верить, нет! Лагерь – особая страна, где каждый(!!!) имеет право и желает высказаться сам.
…За окнами лил дождь. По стеклу стекали капли, оставляя дорожки слез. Будь я в этот момент дома – случилась бы со мной меланхолия. Но нет! Наш отряд собрался в одной из многочисленных комнат. Мы что-то обсуждали.
- Почему закон 0-0 самый актуальный? – сказала Катя – девица на выдане, очень часто следящая за своей внешностью.
- Тебя не добудишься – раз, не дождешься на зарядку – два, все уже убрались в комнатах, а ваша палата только веник искать начинает – тут же ответил Андрей – в меру невоспитанный и дерзкий молодой человек.
- Народ, допустим, этот закон не проблема дня, а важен ли он? – Алексахина Надя – обожаемый всеми комиссар 16-го отряда.
- Да!!! – взревел дружный хор
- Есть!
На лист «прибитый» кнопками к стене ложатся корявые буквы. Первый закон принят.
- Вот ты, Андрей, за всеми все замечаешь, всем недоволен – Виталик – не в меру рассудительный юноша, в недалеком будущем толкнувший на свечке речь, длившуюся полчаса в форме монолога.
- А что я не прав? Посмотрите какую газету нарисовали! Говорил же, что дом надо было с тремя окнами рисовать. Эх, вы!
Наде Алексахиной почти всегда удается находить компромиссное решение:
- Что вы скажете по поводу такой фразы: «Критикуешь – предлагай, предлагаешь – делай»?
Андрей смущенно опускает глаза, руки теребят стаканчик из под йогурта. Уверенно, но коряво – писать то стоя не все умеют – на плакате появляется второй закон.
Так, в спорах, с мученьями рождаются законы. Одни приходят на ум сами, другие ребята привозят из прошлых смен, третьи «так ненавязчиво» предлагают комиссары. Исписан с двух сторон коричневым маркером формат А1. Выходишь из палаты с гордо поднятым носом. Твоя маленькая страна, то бишь отряд, создала и приняла конституцию. Смотришь – из другого крыла высыпает пятнадцатый отряд, продолжающий что-то бурно обсуждать. Марина и Вадим, оказывается, с отрядом занимались тем же, чем и мы. Из любопытства заглядываешь в палату рядом расположившегося отряда: такой же лист, но исписанный синим фломастером. Ба! Да у них почти то же самое! Но вернемся в «нашу» комнату, где народ утвердил законы.
Закон поднятой руки: Если руку поднял кто-то – замолчи и слушай что-то. Удобно – не надо орать (если можешь, конечно, т.к. из-за отрядных кричалок голос садится уже на второй день после заезда). Но здесь еще вот что: твое высказывание выслушают. Это придает уверенности.
Закон орлятского круга. Что лагерь без песни? Песня - разговор
ОСНОВНОЙ ПЕРИОД СМЕНЫ
Впереди смена. И это значит, что начинаются неугомонные ночи, радости и капризы, успехи и неудачи, песни и разговоры, спорт и сцена, улыбки и слезы, усталость и эти глаза, дающие силы творить, бегать, смеяться и всегда быть вместе с ними. Как во всем этом фейерверке не забыть о главном, успеть везде, позаботиться о каждом? Для этого надо, никогда не устанем повторять, любить детей. Но как за этой любовью не потерять ответственность, дисциплину и умение организовать отряд? Это во многом зависит от организационного периода. Чем организованнее и эффективнее пройдет оргпериод, тем легче вам будет работать с детьми в течении всей смены. Временной интервал начиная с 3-4 дня смены (после оргпериода) называется основным периодом смены. Базой основного периода работы отряда являются отрядные КТД.
Рассмотрим типовой режим дня, характерный для основного периода смены в областном лагере актива школьников «Ровесник»:
08.00-09.00 – подъем, утренний туалет, зарядка, уборка
09.00-10.00 – завтрак
10.00-13.00 – учебные занятия по основной программе
13.00-14.00 – обед
14.00-16.00 – дневное дело на улице, отрядное время на улице, полдник
16.00-18.00 – учебные занятия по дополнительным программам
18.00-19.00 – отрядное время, подготовка к вечернему делу
19.00-20.00 – ужин
20.00-22.00 – вечернее дело
22.00-23.00 – отрядные огоньки
23.00-23.30 – подготовка ко сну
23.30-24.00 – полный отбой по лагерю
Обратим внимание на некоторые режимные моменты.
Подъем. Каждый из вас должен понимать, что лагерь, какой бы он ни был, несет в себе задачу оздоровления детей. Привыкание к постоянному режиму способствует этому, и я советую, даже если у вас полно времени до завтрака, подниматься вовремя, чтобы успеть раскачаться и взбодриться.
Зарядка. Не очень-то приятное занятие, если его делать без желания, нехотя. Тем не менее, она необходима, и, прежде всего, для того, чтобы дать организму тонус, энергию и поднять настроение. Насильные занятия не дадут этого. Зарядка должна нравиться, дети должны любить этот процесс. Попробуйте организовать ее в виде игры-шутки. Придумайте веселые упражнения, например, «Цапель», когда все одновременно на одной ноге должны догнать друг друга и несильно «клюнуть» рукой по голове. Постоянно сочиняйте новые упражнения. Обычной пробежке можно придать особую изюминку, если, добежав всем отрядом, например, до стадиона, вы начнете обливание из бутылок, конечно, при хорошей погоде. С первых минут дня дети должны радоваться, и ваша задача помочь им в этом.
Сразу же после зарядки или перед завтраком, соберитесь все на отрядном месте. Расскажите детям о предстоящем дне, о мероприятиях; если нужно, объясните, в чем они заключаются,
|
Чтобы успеть на завтрак, выходите на несколько минут раньше, особенно в первые дни. Именно от вас зависит отношение детей к пунктуальности и их навык к быстрой организации. Никогда не уходите из корпуса, если кто-то еще не вышел, и идите в столовую всегда строем, помогающим развить дисциплину и организованность. Приучите детей к тому, что они всегда должны быть вместе. Не поленитесь вернуться к корпусу, если строй превращается в орущую толпу.
Придя в столовую и сев за столы, не забудьте пожелать всему отряду приятного аппетита.
Отрядное время - это не время, когда весь отряд занимается своими делами, а время, отведенное на внутриотрядную жизнь. В это время могут включаться и конкурсы, и прогулки в лес, и учебные занятия, и коллективно творческие дела, и подготовка к чему-либо. Я нарочно не внес сюда обычные игры, так как считаю, что комиссар должен занимать играми с отрядом каждые свободные пять минут. Жизнь в лагере должна строиться по принципу, «чтобы не было дня, который бы не запомнился, и не был любим». Отрядное время - это время на вашу работу с детьми. Его надо продумать и спланировать заранее, и здесь важна работа обоих комиссаров. Также вы должны быть готовы к организации отрядной работы, если срывается какое-то общее лагерное мероприятие. Еще накануне смены или в свободные вечера придумайте с напарником конкурсы на один-два отряда, и пусть они лежат уже готовыми. Планируя день, предусмотрите как можно больше времени, проводимого с детьми на улице. Также, если вас ожидает большое творческое вечернее мероприятие, можно начать подготовку к нему, но всегда следите за тем, чтобы никто не остался без дела и просто скучал. Отрядное время - это время для вас, это экзамен ваших знаний перед самим собой
Спортивные игры всегда были и будут любимыми для детей. Я хочу обратить ваше внимание только на несколько моментов. Во-первых, всегда следите за тем, чтобы все дети на спортплощадке, независимо от возраста, были в головных уборах, желательно светлых. К сожалению, солнечные удары постоянно происходят именно по причине их отсутствия - не портите отдых ни себе, ни детям. Во-вторых, вам обязательно нужно быть на спортплощадке вместе с детьми, и поддерживать всем вместе свою команду, если идет соревнование. Придумайте всем отрядом кричали, которые бы отражали вашу индивидуальность и были хорошей поддержкой ваших спортсменов. Здесь хочу заострить ваше внимание на том, как поддерживают дети друг друга в спорте и ведут себя с другими командами. Часто приходится слышать на планерке слова обиды на отряды, которые выкрикивают нецензурные или просто обидные словечки и кричалки в адрес противников. Находясь в состоянии спортивного азарта и куража, дети зачастую забывают о нормах этикета, культуре, границах достойного поведения. Они пытаются всеми силами «заткнуть рот» соперникам, оскорбляют противоположную команду, показывая свою «силу» (ума к которой не надо) и заставляя замолчать группу поддержки. Вы обязаны предотвращать подобные случаи, и постоянно следить за поведением детей.
|
Подготовку к вечернему делу нужно организовывать так, чтобы она была интересной, и каждому можно было найти занятие в общем деле. А вот что делать конкретно, зависит от самого мероприятия.
Дневное дело - обычно, это какая-то динамичная игра, соревнование. Будьте с отрядом во время нее, помогайте, поддерживайте и заводите детей.
Во время вечернего дела, которое часто проходит на сцене, следите за тем, чтобы ребята вели себя воспитанно, не выходили из зала во время выступлений, не шумели. Отсутствие этой элементарной культуры приводит к тому, что у лагеря пропадает всякий интерес к такого рода мероприятиям. В свое время я говорил детям так: «Юноши ведут себя так, как подобает мужчинам, девушки – скромно».
Об отрядной свечке нами уже было сказано ранее, но хочу напомнить вам о том, что не стоит заканчивать ее криком и шумом, так как вы будете мешать отрядам-соседям, да и потеряете всю ценность этого мероприятия.
Отбой всегда должен проходить вовремя. По тому, как отряд укладывается спать, всегда видна дисциплина, организованность. Дав пять минут сверх времени, вы рискуете тем, что в следующий раз дети попросят у вас десять, пятнадцать, следовательно, уснут позже, а режим собьется. Конечно, глупо рассчитывать на то, что ровно в 23:00 весь отряд будет «сопеть в подушки», но выключенный свет, общение шепотом и отсутствие хождения по корпусу всегда можно обеспечить. Пусть ребята еще пошепчутся, лежа в кроватях, но очень тихо - сам знаю, что атмосфера темной комнаты в лагере располагает именно к рассказам и беседам.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД