Для студентов заочного отделения (часть 2)
№ п/п | Наименование разделов и тем. | Количество часов | |||||
Всего | Лекции | Практич. и семинар. занятия | Лаборат. занятия. | Самост. работа | |||
Психические процессы (продолжение) | |||||||
1. | Эмоции и чувства | ||||||
2. | Воля | ||||||
Психические состояния | |||||||
1. | Понятие о психических состояниях. Характеристики состояний. | ||||||
2. | Классификации и регуляция состояний. | ||||||
Деятельность | |||||||
1. | Общая характеристика деятельности. | ||||||
2. | Структура деятельности. Характеристика компонентов деятельности и их проявления в совместной деятельности. Физиологические механизмы регуляции деятельности. | ||||||
3. | Умения, навыки, привычки. Освоение деятельности. | ||||||
4. | Стиль деятельности. | ||||||
5. | Виды деятельности. | ||||||
Общение и речь | |||||||
1. | Понятие общения. Общение и деятельность | ||||||
2. | Структура и функции общения. Влияние общения на психические процессы. | ||||||
3. | Понятие о речи. Функции речи. | ||||||
4. | Порождение речи. Восприятие и понимание речи. Физиологические основы речи. | ||||||
5. | Виды речи. | ||||||
6. | Речь и мышление. | ||||||
7. | Речь и индивидуальность. | ||||||
Сознание и бессознательное | |||||||
1. | Сознание | ||||||
2. | Неосознаваемые явления в психике. Связь сознания и бессознательного | ||||||
Итого |
Форма контроля –экзамен
Для студентов заочного отделения (часть 3)
№№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||||||
лекции | семи- нары | прак- тич. | самост. работа | всего | ||||
Раздел 1. Понятие личности в системе наук о человеке | ||||||||
1.1. Личность в системе современного научного знания | - | - | ||||||
1.2. Личность как предмет психологического исследования | - | |||||||
1.3. Личность и индивидуальность | - | - | ||||||
Раздел 2. Психофизиологические основы личности | ||||||||
2.1. Темперамент | - | |||||||
2.2. Межполушарная асимметрия и особенности личности | - | - | ||||||
Раздел 3. Психологическая структура личности | ||||||||
3.1. Мотивационно-потребностная сфера личности | - | - | ||||||
3.2. Характер и типологии характера личности | - | |||||||
3.3. Способности и одаренность | - | |||||||
3.4. Самосознание и жизненный путь личности | - | - | ||||||
ИТОГО | - | |||||||
Форма контроля –экзамен
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
(ЧАСТЬ 1)
Раздел 1. Введение в общую психологию
Предмет психологии
Психология как наука, ее предмет и объект. Классификация психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства. Сознание и бессознательное. Житейские и научные знания о психических явлениях.
Развитие представлений о предмете психологии. Представления древних философов о душе (Демокрит, Платон, Аристотель). Сознание как предмет психологии (Р. Декарт, У. Джемс). Роль метода интроспекции в психологии сознания. Психология как наука о поведении – бихевиоризм (Дж. Уотсон). Введение объективного метода в изучение психических явлений. Философские подходы к трактовке психики.
Современные представления о предмете психологии. Применение категории отражения для характеристики психики (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов). Ориентировочная деятельность как предмет психологии (П.Я. Гальперин). Специфические особенности психического отражения. Активность психического отражения. Связь психики с деятельностью. Основные функции психики в деятельности.
Мозг и психика
Связь психических явлений с работой мозга. Психофизиологическая (психофизическая) проблема. Подходы к рассмотрению соотношения психического и нервно-физиологического. Концепции психофизиологической идентичности, психофизиологического параллелизма и психофизиологического взаимодействия.
Три основных блока головного мозга и их функции (А.Р. Лурия). Энергетический блок мозга и его аппараты. Источники поддержания тонуса мозга. Блок приема, переработки и хранения информации. Первичные, вторичные и третичные зоны коры и их функции. Блок программирования, регуляции и контроля деятельности и его связь со сложными психическими функциями.
Функциональная ассиметрия полушарий мозга. Концепция доминантности полушарий мозга (Х. Джексон). Взаимодействие полушарий мозга.
Развитие психики в филогенезе и возникновение сознания
Психика и эволюция нервной системы. Сетевидная, ганглиозная и трубчатая нервная система. Развитие центральной нервной системы.
Раздражимость и чувствительность. Стадии элементарной сенсорной психики, перцептивной психики, стадия интеллекта (А.Н. Леонтьев, К.Э. Фабри). Инстинктивные формы поведения. Индивидуально изменчивые формы поведения. Возрастание роли головного мозга в индивидуально изменчивом поведении в процессе эволюционного развития животных. Навыки и двигательные программы. Интеллектуальное поведение животных. Предпосылки интеллектуального поведения: экстраполяционный рефлекс (Л.В. Крушинский), особенности восприятия и памяти животных. Ограниченность интеллектуального поведения животных.
Роль трудовой деятельности и возникновения языка в происхождении сознания. Коренная перестройка форм психической активности в связи с изготовлением и употреблением орудий, прямохождением и возникновением и развитием языка. Различия в психике животных и человека. Развитие высших психических функций человека. Сознание как высший уровень отражения действительности. Общая характеристика сознания. Сознание и бессознательное.