Билет 25. Самооценка и уровень притязания личности
Самооценка - оценка человеком себя самого, своих качеств, возможностей, способностей, своего места среди других людей Самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности. Самооценка осуществляется путем сопоставления личного и общественного мнения о собственной персоне. Самооценка позволяет сопоставить мнение коллектива с собственной оценкой результативности труда и получить дополнительную информацию о возможных направлениях саморазвития. Поскольку самооценка предполагает знание шкалы ценностей, по которой человек может себя оценить, различают: высокую, среднюю, низкую самооценку.
При этом высокая и низкая самооценка может быть: адекватной(реальной, объективной), и неадекватной. Неадекватная самооценка, в свою очередь, может быть: заниженной и завышенной.
В случае адекватной самооценки человек оценивает себя соответственно действительным способностям и возможностям; при завышенной самооценке – человек переоценивает себя; при заниженной самооценке – человек недооценивает себя.
Адекватная самооценка позволяет личности объективнооценивать свои особенностии соотноситьих с индивидуально-психологическими качествамипартнера по общению, сситуацией, выбирать соответствующий стиль межличностных отношений и корректировать его в случае необходимости.
Завышенная самооценка привносит в интерперсональные отношения элементы высокомерности и снисходительности. Если партнера по общению устраивает такой стиль межличностных отношений, то они будут достаточно устойчивы, в противном случае они приобретают напряженный характер.
Заниженная самооценкавынуждает личность подстраиваться к межличностным отношениям, предлагаемым партнером по общению, и в то же время может вносить в них определенную психическую напряженность, связанную с ее внутренней конфликтностью.
Склонность к определенному виду самооценки является достаточно устойчивым личностным качеством.
Самопознание тесно связано с уровнем притязаний человека. Американскому психологу У.Джеймсу принадлежит следующая формула самоуважения и самооценки человека:
Самооценка = Успех (результат) / Уровень притязаний
Рассматривая самооценку человека, Л.Н.Толстой высказал мысль о том, что человек — это дробь, которая стремится к единице, но не достигает ее никогда. В числителе этой дроби лежит то, что человек представляет собой, а в знаменателе — то, что он о себе думает. И это представление человека о себе, как пишет Л.Н.Толстой, часто лучше, чем он есть на самом деле.
Билет 26. Возникновение и формирование межличностных отношений.
Межличностные (человеческие) отношения — совокупность взаимодействий между индивидами, составляющими общественную иерархическую лестницу.
Человеческие отношения фундаментальны для индивидуального интеллектуального развития, так как благодаря им образуются как малые и простые общества (такие как село), так и крупные и сложные (как мегалополис). Человеческие отношения понимают связь как минимум между двумя индивидами.
Классификация межличностных отношений:
· Первичные отношения: те, что устанавливаются между людьми как сами по себе необходимые.
· Вторичные отношения: те, что зарождаются в необходимости помощи или какой-либо функции, которую одно лицо выполняет в отношении другого.
Межличностные отношения можно классифицировать по глубине вовлеченности личности в отношения на:
• отношения знакомства,
• приятельские отношения,
• товарищеские отношения,
• супружеские отношения,
• любовные отношения.
Названные виды отношений имеют другой порядок расположения по степени избирательности при выборе партнеров для взаимоотношений.
Наибольшую избирательность обнаруживают отношения дружбы, супружества, любви, наименьшую – родственные отношения и отношения знакомства.
Кроме этого, каждый вид межличностных отношений характеризуется определенной дистанцией между партнерами, предполагает ту или иную меру ролевых клише. При этом имеет место следующая закономерность: по мере углубления отношений сокращается дистанция, увеличивается частота контактов, устраняются ролевые клише (например, дружба по сравнению со знакомством).
В действительности каждый индивид выполняет не одну, а несколько социальных ролей: он может быть бухгалтером, отцом, членом профсоюза, игроком сборной по футболу и т.д. Ряд ролей предписан человеку при рождении (например, быть женщиной или мужчиной), другие приобретаются прижизненно. Однако сама по себе социальная роль не определяет деятельность и поведение каждого конкретного ее носителя в деталях: все зависит от того, насколько индивид усвоит, интернализует роль. Акт же интернализации определяется целым рядом индивидуальных психологических особенностей каждого конкретного носителя данной роли. Поэтому общественные отношения, хотя и являются по своей сущности ролевыми, безличными отношениями, в действительности, в своем конкретном проявлении приобретают определенную «личностную окраску». Хотя на некоторых уровнях анализа, например в социологии и политической экономии, можно абстрагироваться от этой «личностной окраски», она существует как реальность, и поэтому в специальных областях знания, в частности в социальной психологии, должна быть подробно исследована. Оставаясь личностями в системе безличных общественных отношений, люди неизбежно вступают во взаимодействие, общение, где их индивидуальные характеристики неизбежно проявляются. Поэтому каждая социальная роль не означает абсолютной заданности шаблонов поведения, она всегда оставляет некоторый «диапазон возможностей» для своего исполнителя, что можно условно назвать определенным «стилем исполнения роли». Именно этот диапазон является основой для построения внутри системы безличных общественных отношений второго ряда отношений – межличностных (или, как их иногда называют, например, у Мясищева, психологических).