Самопознание как познавательная деятельность

Обобщая исследования самопознания, В.Г. Маралов предлагает рассматривать самопознание как совокупность и последовательность действий, в результате чего достигается цель: человек формирует знание о себе, образ Я, Я-концепцию. Самопознание с этих позиций анализируется как специфическая познавательная деятельность со своими закономерностями, которая может быть описана через характеристику потребностей, целей, мотивов, способов и результатов.

К наиболее общим закономерностям самопознания с таких позиций отнесены следующие характеристики:

· степень осознанности – неосознанности (самопознание как осознанный процесс характеризуется целенаправленностью, человек ставит перед собой специальную цель – выявить в себе ту или иную способность, склонность, черту личности, используя для этого специфические средства, которые помогают проанализировать и оценить себя);

· степень насыщенности самопознания на различных этапах жизненного пути (на каких-то этапах жизни человек более глубоко, интенсивно познает самого себя, а на каких-то этапах это менее выражено);

· принципиальная незавершенность самопознания (эта закономерность обусловлена тем, что реальная жизнь как бы опережает процесс ее осознания, реально личность и жизнь человека богаче, чем то, что он пока знает о себе).

Самопознание выступает в качестве проявления формы специфической активности, в основе которой лежит потребность в самопознании. Эта потребность является специфическим выражением более общей потребности в познании, в качестве предмета удовлетворения которой выступает мир, окружающая действительность. Когда же объектом самопознания становится сам человек, его внутренний мир, то потребность в познании приобретает форму потребности в самопознании.

Потребность в самопознании действует не изолированно, а тесно связана с другими потребностями. К важнейшим из них относятся: потребность в самоуважении, потребность в целостности Я, потребность в самоидентичности, потребность в признании себя со стороны других и др. На базе названных потребностей возникают потребности более высокого порядка, связанные уже с саморазвитием: потребность в самоутверждении, потребность в самосовершенствовании, потребность в самореализации и др.

Цели самопознания могут быть очень разными, все зависит от того, какой достигаемый в ходе самопознания образ будущего результата представляется. Цели бывают широкие и узкие, реальные и нереальные.

К предельно широким целям самопознания относятся познание своей личности в целом и познание жизненных целей. Другой широкой целью самопознания являются жизненные цели, прояснение, познание которых придает самой жизни устойчивость, целенаправленность, осмысленность. В то же время существует немало людей, которые не задумываются над жизненными целями, плывут по течению. Все это, разумеется, обедняет их жизнь, делает ее неосмысленной, а поведение человека непредсказуемым.

К узким целям самопознания относится то конкретное содержание своего образа Я, которое становится актуальным для человека в настоящий момент. Узкие цели могут рассматриваться в разных системах координат, например: познание человеком своих интеллектуальных возможностей или черт характера; свойств внимания или коммуникабельности.

Реальная цель предполагает, что человек обнаруживает и анализирует в себе то, что на самом деле существует. Цель нереальная – когда человек пытается зафиксировать и познать в себе то, чего на самом деле нет.

Выделяются мотивы самопознания, которые условно можно поделить на две группы: специфические, т.е. лежащие в основе самой деятельности самопознания, и неспецифические, которые связаны с самопознанием опосредованно.

К специфическим мотивам относится интерес к себе – эмоционально окрашенная потребность в познании себя. Различают несколько стадий развития интереса к себе: любознательность; собственно интерес к себе; страсть самопознания.

К неспецифическим мотивам самопознания относятся все остальные мотивы, которые также можно разделить по степени значимости для развертывания деятельности самопознания на три группы:

· мотивы, связанные с Я (сюда относятся мотивы самоуважения, целостности Я, мотив достижения самоидентичности, мотив признания себя со стороны других, в основе которых лежат уже анализированные нами потребности);

· мотивы, связанные с саморазвитием (а именно мотивы самоутверждения, самосовершенствования, самореализации, самопрезентации, самоактуализации);

· мотивы других видов деятельности (общения, престижа, достижения, познания, учения, моральные мотивы и др.).

Механизмы взаимосвязи перечисленных мотивов с мотивом самопознания и с деятельностью самопознания примерно одинаковы. Развитый мотив самопознания благоприятно сказывается на функционировании всех других мотивов. Без самопознания нельзя в полной мере реализовать ни один мотив, в конечном итоге все замыкается на знании себя, отношении к себе, способности к саморегуляции и самоконтролю, только в этом случае реализация всех остальных мотивов будет успешной.

К наиболее распространенным способам самопознания относятся следующие: самонаблюдение, самоанализ, сравнение себя с некоторым «образцом», моделирование собственной личности, осознание противоположностей в каждом качестве и поведенческой характеристике. Самым широким и доступным способом самопознания является познание других людей. Давая характеристики своим близким, друзьям, разбираясь в мотивах их поведения, человек переносит эти характеристики, нередко бессознательно, на самого себя, сравнивая себя с другими. Такое сравнение дает возможность выделить общее и особенное в самом себе.

Одним из распространенных средств самопознания является самоотчет, который может осуществляться в разных формах: устной (самоанализ) и письменной (ведение личного дневника). К средствам самопознания относят просмотр кинофильмов, спектаклей, чтение художественной литературы. В процессе этого, обращая внимание на психологические портреты и характеристики героев, их поступки, отношения с другими людьми, человек невольно сравнивает себя с героями произведений. Широкие возможности для самопознания предоставляет изучение психологии.

К специальным средствам самопознания относят различные формы работы с психологом. В ходе индивидуального консультирования психолог строит работу с человеком таким образом, чтобы тот максимально раскрылся, понял свои проблемы, нашел внутренние ресурсы для их разрешения, осуществил акты самопознания. Хорошие результаты дает и работа в группе социально-психологического тренинга. Здесь контакт строится таким образом, что группа, являясь своеобразным зеркалом, в котором отражается каждый ее участник, интенсифицирует процессы познания других и себя. Непременным условием взаимодействия группы и психолога является создаваемая руководителем атмосфера доверия и взаимопринятия. В психологии существует большое количество разного рода психотерапевтических методов и приемов, которые позволяют личности не только более глубоко познать себя, но и выработать направления саморазвития, свои собственные решения различных жизненных проблем и трудностей.

Разные люди обладают разной способностью к самопознанию. Способности – это свойства личности, от которых зависят скорость, глубина, качество приобретения знаний, умений и навыков, но которые к этим знаниям, умениям, навыкам не сводятся. Способности к самопознанию – это такие личностные характеристики, которые дают возможность быстро, качественно, всесторонне и адекватно познать себя. В силу разного уровня развития этих способностей люди значительно различаются друг от друга. Одни постоянно занимаются самопознанием, хорошо и всесторонне знают себя и умеют использовать эти знания в жизни и деятельности. Другие самопознанием занимаются эпизодически, их знания о себе отрывочны и фрагментарны, и, что самое главное, их представления о себе неадекватны, т.е. не соответствуют действительности.

Результатом самопознания является система знаний о себе, объединенная в доступную для осознания Я-концепцию, и система самоотношения: личностная идентичность, самопринятие, самоуважение, чувство собственной компетенции.

В качестве механизмов самопознания рассматривается взаимодействие идентификации и рефлексии. Идентификация дает возможность через отождествление с другим человеком познать самого себе. Рефлексия позволяет осуществлять глубокий и полноценный самоанализ, выявлять самые различные аспекты собственного Я.

Таким образом, анализ самопознания как специфической познавательной деятельности позволяет выявить закономерности, мотивы, цели познания человеком себя, своих потенциальных и актуальных свойств, личностных и интеллектуальных особенностей, отношений с другими, поведенческих характеристик, осуществляемый как во внешнем, так и во внутреннем мире.

Выводы

· Самопознание – процесс познания человеком себя, своих потенциальных и актуальных свойств, личностных, интеллектуальных особенностей, черт характера, своих отношений с другими людьми и т.п.

· Самопознание является структурным компонентом самосознания человека.

· Самопознание может быть проанализировано как процесс по обнаружению, фиксации, оценке, принятию у себя определенных качеств и характеристик, который имеет свои цели, мотивы, способы, средства, механизмы.

Вопросы для обсуждения

1. Каковы особенности восточной и западной мировоззренческих традиций при изучении самопознания?

2. Как проявляется принцип непосредственности психического при определении содержания процесса самопознания?

3. Как с позиций естественно-научного направления объясняется природа процессов познания человеком себя?

4. Как понимается социальная природа самопознания в социально-психологических теориях?

5. На какие составляющие внутреннего мира человека направлено самопознание с позиций теорий личности?

6. Как самопознание представлено в структуре самосознания?

7. Как соотносятся самопознание и самопонимание?

8. Каковы закономерности, особенности самопознания как специфической познавательной деятельности?

9. Каковы мотивы самопознания?

10. Каковы способы и средства самопознания?

Наши рекомендации