Личностно ориентированное общение
Личностно ориентированное общение в социальной психологии не выделяется как самостоятельный тип межличностного общения. Основываясь на парадигме личностно ориентированного образования и фасилитационном подходе, обоснуем правомерность выделения этого типа общения, его особенности и развивающие возможности.
Общение — сложный, многоуровневый феномен. При его характеристике выделяют три взаимосвязанные стороны: перцептивную, интерактивную и коммуникативную.
Перцептивная сторона определяется как восприятие внешних признаков человека, их соотнесение с особенностями личности, интерпретация и прогнозирование на этой основе ее деятельности и ловедения. Выделяют четыре основные функции межличностной перцепции:
• познание себя;
• познание участников общения;
• совместная деятельность на основе сотрудничества;
• установление комфортных эмоциональных отношений.
Сущность межличностной перцепции определяют следующие механизмы:
• познание и понимание друг друга (идентификация, эмпатия, аттракция);
• познание самого себя (рефлексия) в процессе общения;
• прогнозирование поведения участников общения: обучаемых, педагога (каузальная атрибуция).
Эти внутренние механизмы восприятия обусловливают продуктивность личностно ориентированного общения при условии их учета в обучении и воспитании, использования психологически обоснованных технологий общения, которые будут рассмотрены ниже.
Коммуникативная сторона общения проявляется в обмене информацией, трансляции, презентации субъектами общения своих эмоциональных переживаний, идентификации ценностных ориентации, отношений, установок.
Специфика межличностной коммуникации проявляется в следующих феноменах: психологической обратной связи, наличии коммуникативных барьеров, существовании различных способов передачи информации (невербального и вербального). Рассмотрим феноменологию коммуникативного процесса.
Механизм обратной связи характеризуется тем, что в процессе общения объем информации как бы удваивается и помимо передачи содержания информации (обучения) происходит также оценка деятельности и поведения участников общения. Актуальной является не только передача информации, но и определение того, как она воспринята, понята другими.
Коммуникативный барьер составляют те психологические препятствия, которые затрудняют адекватную передачу информации. К факторам, обусловливающим коммуникативные барьеры, относятся невыразительная, фонетически неправильная речь, погрешности в логике ее построения, социокультурные и этнические различия, внешний вид, манера поведения и др. В преодолении барьеров педагогического общения важное значение принадлежит авторитету педагога и использованию технологий педагогической фасилитации.
Интерактивная сторона общения связана со взаимодействием субъектов обучения и воспитания, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Существует несколько видов мотивации межличностного взаимодействия:
• максимизация общего успеха, результата (мотив кооперации);
• максимизация собственных достижений (мотив индивидуализма);
• максимизация относительных достижений (мотив конкурентности);
• максимизация успехов и достижений других (мотив альтруизма);
• минимизация успехов, достижений других (мотив агрессии);
• минимизация различий в достижениях (мотив равенства).
Соответственно перечисленным мотивам различают и стратегии межличностного взаимодействия: сотрудничества, соперничества, компромисса, уступчивости и избегания. Личностно ориентированное образование обусловливает использование стратегий сотрудничества и компромисса.
Для реализации этих стратегий взаимодействия обучаемых и педагогов используются различные организационные технологии обучения и воспитания:
• фронтально-групповая;
• бригадная (звеньевая);
• индивидуальная.
Реализация личностно ориентированного общения в профессионально-образовательном процессе обусловливает применение технологий педагогической фасилитации, максимально учитывающих психологические особенности всех трех сторон межличностного общения. Основными принципами отбора таких технологий являются:
• обеспечение сотрудничества всех субъектов образования;
• построение общения на паритетных началах;
• признание за каждым участником права на собственную позицию и мнение;
• признание каждого субъекта общения индивидуальной и уникальной личностью;
• открытое проявление собственных чувств и эмоциональных переживаний;
• фасилитационная организация пространства общения.
Приведем технологические приемы обучения и воспитания, адекватные этим принципам.
1. Педагог реагирует не на поверхностные эмоциональные реакции обучаемых, а на их скрытые чувства, помогая тем самым осознать, почему обучаемые испытывают такие чувства и переживания. Педагогическая эмпатия включает следующие уровни:
• рациональный (понимание эмоционального состояния);
• эмоциональный (сопереживание состояния обучаемого);
• действенный (оказание реальной помощи в преодолении отрицательных эмоций);
• опережающий (прогнозирование возможных эмоциональных состояний).
Эмоциональный компонент личностно ориентированного общения способствует развитию гуманистической центрации педагога на личности обучаемого.
2. Следующий прием — безусловное уважение и позитивное принятие обучаемого как личности, способной к самоизменению и саморазвитию. Этот прием проявляется в избегании негативных оценочных суждений, доверии, оптимистической гипотезе о потенциальных возможностях обучаемого.
3. В процессе общения важно проявление педагогического такта на основе соотнесения задач, условий и возможностей участников общения. Такт есть выбор и осуществление такой меры педагогического воздействия, которая основана на отношении к личности собеседника как к главной ценности: это тонкая грань между отдельными воздействиями, это естественность, простота обращения без фамильярности, искренность без фальши, доверие без попустительства, просьба без упрашивания, рекомендации и советы без навязчивости, воздействия в форме предупреждения, внушения и требования без подавления самостоятельности, серьезность без натянутости, юмор без насмешки, требовательность без придирки, настойчивость без упрямства, деловой тон без сухости.
4. Конгруэнтное (искреннее) сопровождение педагогом своей деятельности дает искреннюю эмоциональную реакцию на протекание педагогического общения на вербальном и невербальном уровне. Эмоционально окрашенные оценки могут быть не только позитивными, но и негативными, при этом последние не носят деструктивного характера.
5. Безусловное (безоценочное) принятие обучаемого выражается во внимании к нему, поддержке, одобрении. Недопустимо отрицательное отношение к обучаемому в зависимости от его неуспеваемости, невыполнения поручений.
6. Важным приемом является использование техник фасилитационного общения:
• обращение к обучаемому по имени;
• прием «зеркало отношений» (добрая улыбка — приветственная, ободряющая, выражающая сопереживание);
• создание ситуации успеха1, авансирование похвалы, что повышает способности обучаемых;
• выдвижение оптимистических гипотез о возможностях и способностях обучаемых. Позитивные ожидания педагогов инициируют саморазвитие обучаемых и, как правило, сбываются.
7. Эффективным фасилитационным приемом является самопрезентация педагога, самораскрытие им своего жизненного и педагогического опыта. Использование этого приема способствует принятию обучаемыми личности педагога и тем самым позволяет снять психологические барьеры отчужденности между всеми субъектами личностно ориентированного педагогического общения.
Глава 3