Личностно ориентированное общение

Личностно ориентированное общение в социаль-­ной психологии не выделяется как самостоятельный­тип межличностного общения. Основываясь на па-­радигме личностно ориентированного образования и­фасилитационном подходе, обоснуем правомерность­выделения этого типа общения, его особенности и­развивающие возможности.

Общение - сложный, многоуровневый феномен.­При его характеристике выделяют три взаимосвязан-­ные стороны: перцептивную, интерактивную и ком-­муникативную.

Перцептивная сторона определяется как восприя-­тие внешних признаков человека, их соотнесение с­особенностями личности, интерпретация и прогно-­зирование на этой основе ее деятельности и поведе-­ния. Выделяют четыре основные функции межлич-­ностной перцепции:

• познание себя;

• познание участников общения;

• совместная деятельность на основе сотрудниче-­ства;

• установление комфортных эмоциональных от-­ношений.

Сущность межличностной перцепции определя-­ют следующие механизмы:

• познание и понимание друг друга (идентифика-­ция, эмпатия, аттракция);

• познание самого себя (рефлексия) в процессе­общения;

• прогнозирование поведения участников обще-­ния: обучаемых, педагога (каузальная атрибуция).

Эти внутренние механизмы восприятия обуслов-­ливают продуктивность личностно ориентированно-­го общения при условии их учета в обучении и воспи-­тании, использования психологически обоснован-­ных технологий общения, которые будут рассмотре-­ны ниже.

Коммуникативная сторона общения проявляется­в обмене информацией, трансляции, презентации­субъектами общения своих эмоциональных пережи-­ваний, идентификации ценностных ориентации, от-­ношений, установок.

Специфика межличностной коммуникации­проявляется в следующих феноменах: психологи-­ческой обратной связи, наличии коммуникатив-­ных барьеров, существовании различных способов­передачи информации (невербального и вербально-

го). Рассмотрим феноменологию'коммуникативного­процесса.

Механизм обратной связи характеризуется тем,­что в процессе общения объем информации как бы­удваивается и помимо передачи содержания инфор-­мации (обучения) происходит также оценка деятель-­ности и поведения участников общения. Актуальной­является не только передача информации, но и опре-­деление того, как она воспринята, понята другими.

Коммуникативный барьер составляют те психо-­логические препятствия, которые затрудняют адек-­ватную передачу информации. К факторам, обуслов-­ливающим коммуникативные барьеры, относятся­невыразительная, фонетически неправильная речь,­погрешности в логике ее построения, социокультур-­ные и этнические различия, внешний вид, манера­поведения и др. В преодолении барьеров педагогиче-­ского общения важное значение принадлежит авто-­ритету педагога и использованию технологий педаго-­гической фасилитации.

Интерактивная сторона общения связана со­взаимодействием субъектов обучения и воспитания,­с непосредственной организацией их совместной­деятельности. Существует несколько видов мотива-­ции межличностного взаимодействия:

• максимизация общего успеха, результата (мо-­тив кооперации);

• максимизация собственных достижений (мо-­тив индивидуализма);

• максимизация относительных достижений (мо-­тив конкурентности);

• максимизация успехов и достижений других­(мотив альтруизма);

• минимизация успехов, достижений других (мо-­тив агрессии);


15. Заказ №3729.



• минимизация различий в достижениях (мотив­равенства).

Соответственно перечисленным мотивам разли-­чают и стратегии межличностного взаимодействия:

сотрудничества, соперничества, компромисса,­уступчивости и избегания. Личностно ориентиро-­ванное образование обусловливает использование­стратегий сотрудничества и компромисса.

Для реализации этих стратегий взаимодействия­обучаемых и педагогов используются различные ор-­ганизационные технологии обучения и воспитания:

• фронтально-групповая;

• бригадная (звеньевая);

• индивидуальная.

Реализация личностно ориентированного обще-­ния в профессионально-образовательном процессе­обусловливает применение технологий педагогиче-­ской фасилитации, максимально учитывающих пси-­хологические особенности всех трех сторон межлич-­ностного общения. Основными принципами отбора­таких технологий являются:

• обеспечение сотрудничества всех субъектов об-­разования;

• построение общения на паритетных началах;

• признание за каждым участником права на соб-­ственную позицию и мнение;

• признание каждого субъекта общения индиви-­дуальной и уникальной личностью;

• открытое проявление собственных чувств и­эмоциональных переживаний;

• фасилитационная организация пространства­общения.

Приведем технологические приемы обучения и­воспитания, адекватные этим принципам.

1. Педагог реагирует не на поверхностные эмоци-­ональные реакции обучаемых, а на их скрытые чувст-

ва, помогая тем самым осознать, почему обучаемые­испытывают такие чувства и переживания. Педагоги-­ческая эмпатия включает следующие уровни:

• рациональный (понимание эмоционального­состояния);

• эмоциональный (сопереживание состояния­обучаемого);

• действенный (оказание реальной помощи и­преодолении отрицательных эмоций);

• опережающий (прогнозирование возможных­эмоциональных состояний).

Эмоциональный компонент личностно ориенти-­рованного общения способствует развитию гумани-­стической центрации педагога на личности обучае-­мого.

2. Следующий прием — безусловное уважение и­позитивное принятие обучаемого как личности, спо-­собной к самоизменению и саморазвитию. Этот при­ем проявляется в избегании негативных оценочных­суждений, доверии, оптимистической гипотезе о по-­тенциальных возможностях обучаемого.

3. В процессе общения важно проявление педаго-­гического такта на основе соотнесения задач, уело­вий и возможностей участников общения. Такт есть­выбор и осуществление такой меры педагогического­воздействия, которая основана на отношении к лич-­ности собеседника как к главной ценности: это топ-­кая грань между отдельными воздействиями, это ес-­тественность, простота обращения без фамильярно-­сти, искренность без фальши, доверие без попустите-­льства, просьба без упрашивания, рекомендации и­советы без навязчивости, воздействия в форме преду-­преждения, внушения и требования без подавления­самостоятельности, серьезность без натянутости,­юмор без насмешки, требовательность без придирки,


15*

•IS]


настойчивость без упрямства, деловой тон без сухо-­сти.

4. Конгруэнтное (искреннее) сопровождение пе-­дагогом своей деятельности дает искреннюю эмоци-­ональную реакцию на протекание педагогического­общения на вербальном и невербальном уровне.­Эмоционально окрашенные оценки могут быть не­только позитивными, но и негативными, при этом­последние не носят деструктивного характера.

5. Безусловное (безоценочное) принятие обучае-­мого выражается во внимании к нему, поддержке,­одобрении. Недопустимо отрицательное отношение­к обучаемому в зависимости от его неуспеваемости,­невыполнения поручений.

6. Важным приемом является использование тех-­ник фасилитационного общения:

• обращение к обучаемому по имени;

• прием «зеркало отношений» (добрая улыбка —­приветственная, ободряющая, выражающая сопере-­живание);

• создание ситуации успеха', авансирование по-­хвалы, что повышает способности обучаемых;

• выдвижение оптимистических гипотез о воз-­можностях и способностях обучаемых. Позитивные­ожидания педагогов инициируют саморазвитие обу-­чаемых и, как правило, сбываются.

7. Эффективным фасилитационным приемом яв-­ляется самопрезентация педагога, самораскрытие им­своего жизненного и педагогического опыта. Исполь-­зование этого приема способствует принятию обуча-­емыми личности педагога и тем самым позволяет­снять психологические барьеры отчужденности меж-­ду всеми субъектами личностно ориентированного­педагогического общения.

' См.: Белкин А. С. Указ. соч.

Глава 3 <

Наши рекомендации