Особенности восприятия детей

Сказанное выше позволяет утверждать без специальных исследований, что ребенок не рождается с готовым умением воспринимать что-либо, в том числе и те простые предметы, которые находятся постоянно перед его глазами. Несмотря на то что младенец может различать красный цвет от другого с 3-го месяца, а голос близкого человека с 5-го месяца, он еще должен научиться воспринимать предметы, шум ветра, музыку и, конечно, человеческую речь.

На ранних этапах развития восприятие ребенка еще очень несовершенно: образы воспринимаемых предметов отличаются большой смутностью и нечеткостью.
Так, увидя мать в необычно широкополой шляпе с большими перьями, ребенок 10-12 месяцев начинает громко плакать. Он пугается ее как чужого человека. Дети 3-4 лет также не узнают в танцующем на новогоднем празднике волке свою воспитательницу, хотя лицо ее открыто и она улыбается детям, называя их по именам... но вот шкура... уши... хвост, что-то чужое, необычное. Такая смутность и глобальность составляют отличительную особенность детского восприятия и проявляются даже у 7-9-лет них детей при восприятии ими сложных или малознакомых предметов. Так, например, первоклассники включают в образ своей учительницы не только ее лицо, цвет волос, прическу, глаза, но и платье, в котором она приходит в класс, ее туфли и портфель. Они еще не умеют отделить в воспринимаемом предмете главное и существенное от деталей и подробностей. Образ предмета «раз мыт», неясен и слитен (недифференцирован).

Эта особенность детского восприятия является причиной многих ошибок, которые допускают школьники при восприятии ими буквенных знаков, очень сходных по внешнему виду предметов или их изображений. Нарисованный на картинке волк часто воспринимается как собака, голые деревья - как признак осени, нарисованный в темных тонах трактор - как паровоз и т. д. Это неумение посмотреть на предмет с познавательной целью особенно отчетливо обнаруживает учитель на уроках рисования и грамоты. Предложив ученикам I-II классов срисовать предмет (например, кувшин с нарисованным узором - цветочка ми), Е. И. Игнатьев обнаружил, что дети, раз взглянув на натуру и узнав предмет (кувшин), дальше на него не смотрят и скорее описывают его, чем изображают его действительную форму. К аналогичным выводам пришли и другие авторы (О. И. Галкина, С. Н. Шабалин, В. С. Мухина). На основании подобных наблюдений среди педагогов и методистов долго держалось мнение о том, что ребенка до 9-10-летнего возраста вообще не надо учить рисованию с натуры. Ее восприятие, с целью последующего изображения якобы «по природе» своей недоступно детям. Однако слитность (глобальность) детского восприятия отнюдь не характеризует познание ребенком любого предмета. Так, подбирая парные карточки, на которых изображены знакомые предметы, дети 3-5 лет легко и обычно правильно находят сходные пред меты по их главным признакам. Они без ошибок подбирают к большой и широкой чашке маленькую, хотя она и по форме и по цвету отлична от образца. К изображению рыжей охотничьей собаки они уверенно подбирают в пару изображение черного пуделя. Но если детям попадается изображение незнакомого предмета или последний изображен нечетко, они выхватывают из всего изображения какую-либо деталь и, опираясь на нее, осмысливают весь изображенный предмет. Естественно, что в подобных случаях их восприятие является ошибочным. Так, в изображении незнакомого детям фрезерного станка многие ребята I и II классов выделили колесо, регулирующее состояние и положение резца. На основе выделения этого колеса многие дети сделали неправильный вывод, отнеся все изображение к автомобилям. Увидя в иллюстрированном журнале пульт управления (селектор), ребята приняли его за пишущую машинку, по тому что «тут много кнопок, на которые надо нажимать». Такое осмысливание всего предмета по какой-то одной случайной детали носит название синкретизма. В психологии длительно удерживалось понимание синкретизма как природной возрастной особенности детского восприятия вообще. Однако исследования советских психологов показали, что синкретизм есть результат невоспитанного, «доаналитического» восприятия. Синкретизм проявляется не только у детей, ной у тех взрослых, которые, схватывая глазом новый необычный для них предмет (или его изображение на рисунке или чертеже), не умеют вычленить главное и легко удовлетворяются тем, что находят какую-либо деталь и по ней сразу признают в новом предмете что-то знакомое. Синкретизм, естественно, наиболее часто встречается в восприятии детей.

Слитность и нерасчлененность детского восприятия обнаруживается постоянно при ознакомлении первоклассников с таким новым и специфическим для них материалом, каким являются буквы и цифры. Обучаясь грамоте и счету, ребенок должен очень точно и четко различать новые сложные и сходные знаки: буквы П и Н, Т, Ш, Щ; или цифры 3, 5, 8, б, 9. Изучая наиболее характерные и устойчивые ошибки маленьких школьников в написании и узнавании ими букв, Б. Г. Ананьев и А. Н. Попова, Е. В. Гурьянов, Н. Г. Маркова и другие показали, что ошибки, допущенные детьми, являются чаще всего следствием нерасчлененности восприятия учеником буквенного образца. Эти ошибки выступают в слиянии двух сходных букв, в «перевертывании» (слева направо и в зеркальном изображении), исчезновении отдельных элементов или добавлении лишних, нарушении формы знака (местоположения его отдельных элементов) и т. д.

Подобные ошибки встречаются очень часто в работе детей-дошкольников, в их рисунках, аппликационных работах и даже при составлении фигур и целых картин из готовых частей. Не обращая внимания на важнейшие детали, ребенок 4-5 лет прикладывает голову и верхнюю часть туловища медведя к задним ногам козы и считает, что составил мишку. «Ребенок удивительно слеп к форме», - говорили буржуазные ученые. Они не пытались преодолеть эти ошибки детского восприятия или хотя бы вскрыть их природу, считая их возрастными особенностями восприятия детей до 10-12-летнего возраста. Действительно, дети допускают подобные ошибки, однако лишь при восприятии трудного и незнакомого им содержания: буквенного знака иностранного алфавита, новой геометрической фигуры, непонятной по содержанию картины... При этом советские психологи: 3. М. Истомина, А. А. Люблинская, Б. Н. Хачапуридзе, 3. М. Богуславская, И. П. Товпинец, Е. И. Игнатьев, О. И. Галкина и др. показали, что геометрическая фигура (линия, узор), названная словами, воспринимается и изображается ребенком более правильно, чем незнакомая и не обозначенная в речи.

И еще одну важнейшую причину детского синкретизма, не точности и слитности восприятия ребенком предмета выявили советские исследователи. Они показали, что главным является неумение детей правильно воспринимать предмет, т. е. их не подготовленность к той аналитической деятельности, без которой вообще невозможно что-либо воспринять. Чтобы увидеть дерево, растущее в саду, человек должен выделить этот предмет как особую фигуру на фоне всех остальных. При этом, чтобы узнать, что это именно дерево, он должен выделить его основные части (ствол, ветви, крону), и непременно в их постоянных для данного предмета отношениях (в знакомой структуре).
Несмотря на то что ребенок уже с первых дней своей жизни может смотреть на предмет, рано обнаруживает чувствительность к звукам, в том числе и к голосам людей, его надо систематически учить смотреть, рассматривать, слушать и понимать то, что он воспринимает. Механизм восприятия готов, но пользоваться им ребенок еще не умеет.

Первоначальной ступенью познания ребенка является его практическая повседневная жизнь, в которой он незаметно и быстро научается воспринимать свои игрушки, чашку, маму, папу. Но для того чтобы восприятие стало могучим средством дальнейшего познания ребенком действительности, его развитие должно быть продолжено. Над развитием восприятия работают родители, воспитатели, учителя и другие взрослые люди, превращая восприятие в целенаправленный и организованный процесс наблюдения.


Синкретизм Синкретизм (от греч. syn с, вместе и лат. cresco расту, увеличиваюсь) особенность мышления и восприятия , характеризующаяся тенденцией связывать между собой разнородные явления, встречающаяся у детей раннего и дошкольного возрастов. По мнению Л.С.Выготского , синкретизм обусловлен стремлением ребенка принимать связь впечатлений за связь вещей. При этом синкретические обобщения выступает первой стадией в развитии значения слова, для которой характерен диффузный, ненаправленный перенос значения слова на ряд связанных в перцептивном плане, но внутренне не родственных друг с другом объектов.
 

24. Особенности детского стиля объяснения. Причинность и предпричинность.

Понимание имеет внешнюю сторону — мы видим реакцию действия.

Контроль понимания с помощью объяснения — человек объясняет то, что он понимает.

Объяснение — вербально выраженное понимание.

Объяснение — это умение вербально мыслить, умение передавать мыслительный опыт.

Умение объяснить = Смысл объяснённого / Смысл понимаемого.

В эксперименте ребёнку передавалось два вида информации: вербальная (история) и действенная (схема функционирования устройства).

Из текста выделялись основные моменты — единицы информации.

Ребёнок хуже понимает историю, однако лучше её объясняет.

Устройство же он понимает лучше, но объясняет хуже.

Сказка понимается хуже, т.к. она вне опыта. Устройство же лежит в практическом опыте.

Объяснение — это вербальное преобразование.

Свойства плохого объяснения:

Ребёнок считает, что если он сам понимает, то и другие это понимают. А если он что-то не понимает, то и другие тоже не понимают. Он объясняет только то, что сам не понимает (эгоцентризм мышления — считает, что люди чувствуют и думают, как он сам).

В истории, рассказанной ребёнком, обилие местоимений, не определяющих точно объект. При объяснении устройства, изобилуют фразы «так», «потому-что», «тогда» и подобные.

Черты детского стиля объяснения:

· Сокращённость (редукция). Понятное автором опускается;

· Обилие местоимений;

· Наличие неосмысленных или плохо осмысленных речевых конструкций.

Причины:

· Эгоцентризм мышления (неуказанные действующие лица, пропущенные куски);

· Особенности усвоения вербальных конструкций (конструкции запоминаются и применяются до того, как они становятся осмысленными — похоже на эхолалии при развитии речи).

25. Интерпретации явления эгоцентрической речи (Пиаже, Выготский).

Введение

Лев Семенович Выготский (1896-1934) – один из выдающихся русских психологов и философов. В статье "Сознание как проблема поведения" (1925) он наметил план исследования психических функций, исходя из их роли в качестве непременных регуляторов поведения, которое у человека включает речевые компоненты. Первый вариант своих теоретических обобщений, касающихся закономерностей развития психики в онтогенезе, Выготский изложил в работе "Развитие высших психических функций", написанной в 1931 году.

Понятие о функции, выработанное функциональным направлением, радикально изменялось. Ведь это направление, усвоив биологический стиль мышления, представляло функцию сознания по типу функций организма. Выготский сделал решающий шаг из мира биологии в мир культуры. Следуя этой стратегии, он приступил к экспериментальной работе по изучению изменений, которые производит знак в традиционных психологических объектах: внимании, памяти, мышлении. Опыты, которые проводились на детях – как нормальных, так и аномальных, побудили под новым углом зрения интерпретировать проблему развития психики. Новшества Выготского не ограничились идеей о том, что высшая функция организуется посредством психологического орудия. Он считал, что развивается не отдельно взятая функция (память или мышление), но целостная система функций. При этом в различные возрастные периоды соотношение функций меняется. (Например, у дошкольника ведущей функцией среди других является память, у школьника – мышление.) Развитие высших функций совершается в общении. Учтя уроки Жане, Выготский трактует процесс развития сознания как интериоризацию. Всякая функция возникает сначала между людьми, а затем становится "частной собственностью" ребенка. В связи в этим, Выготский вступил в дискуссию с Пиаже по поводу так называемой эгоцентрической речи.

Наши рекомендации