Развитие представлений о природе психических явлений и структуре психологии в XX веке
Бихевиоризм(от англ. Behaviour – поведение) – направление в американской психологии 20 в., основоположником которого был Джон Уотсон (1878-1958).
Основные положения:
1. Психология – есть чисто объективная отрасль естественной науки; её теоретической целью является предсказание поведения и контроль за ним.
2. Предмет психологии – поведение, которое можно изучать только объективным путем (эксперимент, наблюдение). Поведение – это совокупность реакций человека или животного на внешние раздражители (S→ R).
Развитие представления о поведении привело к появлению необихевиоризма (Эдуард Толмен, Кларк Халл, Миллер, Беррес Скиннер), основная идея которого во включении в схему S→R промежуточного звена (намерений, целей, образов, планов и пр.): S→ O→ R.
Психоанализ. Представители: Зигмунд Фрейд (1856-1935) Карл Юнг (1875-1961), Альфред Адлер (1870-1937). Предмет психологии – бессознательное, именно оно определяет поведение человека.
Основные положения теории З. Фрейда (основателя психоанализа).
Структура психики:
Сознательное – то, что человек осознает на данный момент;
Предсознательное – информация, которая не осознается, но может легко вернуться в сознание спонтанно или в результате минимальных усилий;
Бессознательное – хранилище инстинктов и подавленных переживаний.
Структура личности:
Ид (оно) представляет собой примитивные, инстинктивные и врожденные механизмы функционирования личности. Ид подчиняется принципу удовольствия, выражая себя в импульсивной и иррациональной форме;
Эго (Я) – отвечает за принятие решений. Стремится удовлетворить Ид в соответствии с ограничениями во внешнем мире. Подчиняется принципу реальности;
Супер-Эго (Сверх-Я) – компонент личности из усвоенных норм, стандартов поведения (совесть, идеал). Осуществляет принцип идеального.
Сознание обеспечивает приспособление иррационального индивида к реалиям жизни.
К. Юнг - основатель аналитической психологии. Структура психики, по Юнгу, включает: сознание, личностное бессознательное, коллективное бессознательное.
А. Адлер - основатель индивидуальной психологии. Считал, что стиль жизни человека зависит от того, насколько в нем развито чувство общности, а основным источником энергии развития личности - стремление к превосходству и чувство неполноценности.
Неопсихоанализ – отличается преодолением биологизма классического психоанализа и поворотом к изучению социальных детерминант поведения человека. (К. Хорни, Э. Фромм, Г. Салливен).
Гештальтпсихология – направление в психологии, утверждающее, что в основе психических явлений лежат гештальты – целостные и динамичные структуры. Именно они должны стать предметом психологии.
Свойства отдельных частей гештальта определяется структурой, в которую они входят, свойство целого не является суммой свойств ее частей.
Идеи, развиваемые гештальтпсихологами, основывались на исследовании познавательных процессов. В частности, исследуя восприятие, они описали ряд его законов: фигуры и фона, транспозиции, константности и пр.
Представители:
Макс Вертгеймер (1880-1943) исследовал механизмы творческого мышления, законы и свойства восприятия (законы гештальта), в частности, восприятие движения и феномены , сними связанные.
Вольфганг Кёлер (1887-1967) исследовал законы образно-схематического мышления, инсайты, сформулировал положение об изоморфности психического, психофизиологического и физического полей.
Курт Коффка (1886-1941) изучал законы восприятия, законы развития гештальтов.
Гуманистическая психология. Предмет гуманистической психологии - здоровая, творческая личность, целью которой является самоактуализация, т.е. реализация своих творческих возможностей.
Гордон Олпорт (1897-1967) – основоположник гуманистической психологии и автор теории черт. Он утверждал, что каждый человек неповторим, так как является носителем уникального сочетания потребностей или черт. Он выделял основные черты или врожденные и инструментальные, формирующиеся в процессе жизни. Набор этих черт составляет ядро личности и придает ей неповторимость.
Карл Роджерс (1902-1987) развивал идеи феноменологической психологии, автор теории «Я- концепция». Считал, что внутреннюю сущность человека отражает его самооценка.
Абрахам Маслоу (1908-1970) – автор теории пирамиды потребностей, предложил термин самоактуализация.
Когнитивная психология. В рамках этого направления психика рассматривается как система, занятая поисками информации и последующей её переработкой.
Основные положения:
- решающую роль в поведении человека играют знания;
- представления человека о мире не являются точным воспроизведением реальной жизни, а представляют трансформацию, обусловленную особенностями личности;
- внутренняя презентация информации о внешнем мире находится под влиянием предшествующего опыта человека;
- процесс познания можно разложить на ряд этапов и представить в виде модели переработки информации.
Представители:
Дж. Келли (1905-1967) предложил теорию личностных конструктов. Личностный конструкт – это создаваемый субъектом эталон классификации и оценки явлений и объектов по их сходству друг и с другом. На основе личностных конструктов человек интерпретирует окружающий мир.
Л. Фестингер (р. 1919) предложил теорию когнитивного диссонанса. Когнитивный диссонанс – напряженное и дискомфортное состояние личности, обусловленное наличием противоречивой информации об объекте или явлении и побуждающее снять это противоречие.
Ф. Хайдер, Г. Келли, Л. Росс и др. заложили основы теории каузальной атрибуции. Эта теория объясняет, как и почему люди стремятся объяснить причины поведения других людей.
Советская школа:
1. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского (1896-1934). Л.С. Выготский разработал понятие высших психических функций, обосновал, что решающую роль в формировании психики играет социальная среда, прежде всего обучение.
2. Психологическая теория деятельности.
С.Л. Рубинштейн (1889-1960) обосновал принцип единства сознания и деятельности, доказывал, что деятельность является первоосновой формирования мышления.
А.Н. Леонтьев (1903-1979) разработал проблему единства внешней и внутренней деятельности. В отличие от Рубинштейна считал, что первоосновой формирования мышления выступают знаки (общение).
3. Теория социальной установки – Д. Н. Узнадзе.
4. Теория отношений – В. Н. Мясищев.
5. Концепция «человекознания» – Б. Г. Ананьев.
Тема 2: Методологические принципы и основные категории современной психологии. Методы исследования в психологии – 4 часа
Лекция 4. Методология психологии и методологические принципы– 2 часа
Основные вопросы.
1. Методология психологии как область научного познания.
2. Проблема выбора парадигмы.
3. Методологические принципы в психологии.
Методология (от греч. Methodos – путь исследования или познания, logos – учение) – это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности исследователя; учение об этой системе.
В узком смысле методологию понимают, как науку о способах (методах) научного знания.
В широком – это рефлексия научного знания в его многообразии, целостности, изменчивости.
Методология – парадигмальное, общетеоретическое, практическое знание, смыслом которого является прояснение оснований научного знания, его структурирование.
Методология ставит границы научного знания, определяет объект, предмет и принципы исследования, отделяет одну науку от другой.
Анализом методологических проблем занимаются философы и представители конкретных наук. Возникает особый вид методологической рефлексии – внутренняя методологическая рефлексия (взгляд методологии на саму себя).
В основании структуры методологического знания лежит мировоззрение (совокупность всех правил, норм, знаний о мире). В методологии любой науки выделяют несколько уровней:
Уровень отдельных, методов и приёмов
Частнотеоретический уровень
Уровень общетеоретической методологи
Уровень философский методологии
1. Уровень философской методологии - проясняет научную картину в целом и в каком направлении двигаться. Его задают философские науки. Философия является «теорией всеобщего»: раскрывает общие законы развития природы, общества, познания. На этом уровне определяются общие методологические принципы. Это уровень определения методологической установки исследователя. Один из основных вариантов такого выбора предполагает два подхода (две парадигмы): естественнонаучный и гуманитарный.
2. Уровень общетеоретической методологии, в который входят общенаучные принципы, организующие саму науку, ее категории. Разграничивает научное знание от ненаучного.
3. Частнотеоретический уровень – совокупность методологических принципов, которые применяют в данной области знания и теории. Например, физиологическое понимание принципа детерминизма в рефлексологии: психика – продукт деятельности мозга. В логотерапии принцип детерминизма рассматривается через призму ценностного подхода: психика опосредована целями и средствами субъекта. Частнотеоретический уровень включат всю теоретическую базу, способы познания отдельных отраслей науки.
4. Уровень отдельных, частных методов и приёмов (методики, техники, инструменты).
Рассмотрим пример:
1 уровень: естественнонаучная парадигма гуманитарная парадигма
(объясняющая) (понимающая)
2 уровень: бихевиоризм гуманистическая психология
3 уровень: теория научения теория потребностей
4 уровень: наблюдение, эксперимент биографический метод
Взаимосвязь методологии, методов и методик психологического исследования:
1. методология исследования – система принципов и способов организации и построения теоретической деятельности, а также учение об этой системе.
2. метод исследования – путь исследования, вытекающий из общих теоретических представлений о сущности изучаемого явления.
3. методика – конкретное воплощение метода как выработанного способа организации взаимодействия субъекта и объекта исследования на основе конкретного материала и конкретной процедуры.
методика исследования
метод исследования
методология исследования