Основные направления и школы психологии, их подход к пониманию и исследованию психических явлений.

Психоанализ, бихевиоризм, когнитивная психология, гештальтпсихология, трансперсональная психология, психофизиология, культурно-историческая психология, гуманистическая психология, деятельностная психология.

Психоанализ – (Фрейд) основные понятия – «Оно», «Эго» и «Суперэго». Оно – бессознательное, животное начало. Суперэго – то, что каксается общества. Эго борется с Оно и Суперэго. Основные методы изучения – психологический анализ снов, анализ оговорок, ассоциаций. Юнг ввёл понятие «архетипы». Фромм – убрал акцент на сексуальное начало, ввёл связующее звено психологии личности и психологии общества.

Бихевиоризм – предмет: поведение. Джон Уотсон. Мышление и чувства вообще игнорировал. Схема: стимул => реакция. Стимул – любой химический или механический объект. Необихевиоризм: С = О => Р. О – промежуточное звено (мотивационный компонент). Радикальный бихевиоризм (Скиннер). Теория оперантного подкрепления: если подкреплять какое-либо действие индивида, то оно фиксируется и воспроизводится с большей лёгкостью.

Когнитивная психология – познавательные процессы всегда изучались. Рассматривает психику как информационную машину, систему по переработке информации.

Гештальтпсихология – М. Вергеймер. Целое господствует над его частями. В основе – целостные образы. Изменил взгляд на сознание, рассматривая его как единое целое.

Трансперсональная психология – предметом является выход за границы души, изменённые состояния сознания. Сначала с использованием наркотических веществ, затем с помощью дыхательных техник. Станислав Грофф (чех), Владимир Майков (в России).

Гуманистическая психология – тренинги, личностный рост, психоконсультации, коммуникативность. Термин – клиент. Важны переживания конкретного человека, личная история.

Цель и задачи общей психологии.

Цели и задачи ОП. Цели ОП конкретизируются в задачах.

1) выделение и классификация психических явлений.

2) познание отдельных видов психических явлений

3) познание закономерностей функционирования психических явлений

4) познание этапов развития психических явлений

5) познание психики, сознания, личности в их целостности и в связи с окружающей средой.

6) познание связи психики и высших нервных процессов

7) разработка методов познания психических явлений.

9. Виды психических явлений: целостные, регулятивные, познавательные. Их общая характеристика и особенности. (доработать)

Целостные: психика, сознание, бессознательное, характер.

Регулятивные: эмоции, мотивация, внимание, воля, саморегуляция.

Познавательные: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление, речь.

Основные принципы психологического познания, их содержание и использование в психологии.

1. Принцип детерминизма: внешние причины действуют через систему внутренних условий.

2. Принцип системности: мы рассматриваем психические явления как элементы и состоящие из элементов (элемент, связи, иерархия).

3. Принцип развития: психика и все психические явления развиваются. Развитие – направленное качественное необратимое изменение. Прогресс, горизонтальное развитие, регресс.

4, Принцип объективности: мы должны исследовать психические явления объективно. В закономерностях, присущих каждому человеку. Наше знание должно содержать объективное отражение действительности.

5. Принцип верифицируемости (эмпирической проверки): каждое научное предположение должно быть подтверждено на опыте (эмпирически). Любая теория всегда в статусе гипотезы. Теория – наиболее подтверждённая гипотеза.

6. Принцип единства теории и практики: при изучении психических явлений практика используется для создания теории. Теории используются в практической деятельности (в прикладных областях).

7. Принцип активности: психика всегда активна. В психологии понятие психики, как системы, которая не может устать.

8. Принцип целостности: психика – целостное явление. Мы для удобства разбиваем её на отдельные явления.

9. Принцип многомерности человека и психики: мы пользуемся многими шкалами (измеряем много различных параметров психики). Этот принцип говорит о том, что человек не исчерпаем в своих свойствах для науки.

10. Принцип соответствия между качеством объекта и спецификой его репрезентации: между уровнем сложности объекта и его представлением. Психика должна быть представлена адекватным уровнем сложности.

11. Принцип единства личности, сознания, деятельности: содержание личности и сознания касается нашей деятельности.

12. Принцип рассмотрения человека как биосоциодуховного существа.

Человек рассматривается с трёх позиций (м.б. одновременно): как представитель живой природы, биологическое существо, как субъект сознательной деятельности и как социальное существо.

Наши рекомендации