ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. 1. Составьте логическую схему базы знаний по теме юниты
1. Составьте логическую схему базы знаний по теме юниты.
2. Задача на выбор. Раскрыть один из видов наблюдения.
3. Придумайте эквивалентные соответствия в трех основных репрезентативных системах. При выполнении задания используйте следующий алгоритм:
- Возьмите какое-нибудь предложение, которое вы хотите сказать (П – полимодальная репрезентация задуманного сообщения).
- Постройте эквивалентное предложение с использованием аудиальных (А) предикатов.
- Постройте эквивалентное предложение с использованием визуальных (В) предикатов.
- То же самое проделайте с использованием кинестетических (К) предикатов.
Например:
П. Я понимаю вас.
А. Я слышу, что вы говорите.
В. Я понимаю, что вы имеете в виду.
К. Я предвижу то, что вы хотите сообщить мне.
4. Найдите ошибки в предложениях:
а. Карточка наблюдения — методический документ, предназначенный для фиксации результатов наблюдения, как в формализованном, так и в неформализованном виде. В дневнике наблюдатель фиксирует сведения не только об объекте, но и о своих действиях в ходе наблюдения, дает оценку инструментария и процедур.
б. Протокол наблюдения — методический документ, предназначенный для регистрации признаков наблюдения в строго формализованном и закодированном виде.
в. Дневник наблюдения — методический документ, предназначенный для комбинированной регистрации результатов наблюдения в формализованных и неформализованных процедурах.
5. В первой колонке таблицы дается понятие, во второй – его определение. Необходимо дать соответствующее (правильное) определение понятиям:
6. Постройте классификацию видов наблюдения:
а)
б)
в)
г)
ТРЕНИНГ УМЕНИЙ
1. Пример выполнения упражнений тренинга на умение № 1
Задание
Николай стильно одет, увлекается всем новым, модным. Он в курсе всех новостей и охотно делится ими с друзьями. Его речь громкая, выразительная. Движения быстрые, энергичные. Благодаря чувству юмора и чрезвычайной общительности он мгновенно входит в любой коллектив. Однако часто Николай в поступках проявляет неуравновешенность, импульсивность.
Определите тип темперамента Николая и дайте рекомендации по организации его трудовой деятельности.
Решение:
Предварительно заполните таблицу, подобрав к каждому алгоритму конкретное соответствие из данной ситуации:
Решите самостоятельно следующие ситуации:
Ситуация 1.1.
Петр работает медленно. В начале рабочего дня и после перерывов ему трудно включиться в работу, поэтому он не любит, когда его отвлекают во время работы. До конца трудового дня Петр сохраняет высокую работоспособность. Если заказ трудный и что-то не ладится, Петр терпеливо и упорно продолжает работу.
Определите тип темперамента Петра и дайте рекомендации по организации его трудовой деятельности.
Ситуация 1.2.
Наталья энергична, активна. Она уравновешена, неконфликтна, весела, общительна и стремится к лидерству. Наталья не любит однообразной работы, вникать в тонкости дела ей кажется скучным. Она быстро “схватывает” суть задачи и ей хочется заниматься чем-то новым.
Определите тип темперамента Натальи и дайте рекомендации по организации ее трудовой деятельности.
Ситуация 1.3.
Галина очень тактична в общении со своими коллегами, отзывчива, легко идет на уступки. Голос у Галины тихий, клиенты часто переспрашивают ее. После выходных Галина приходит на работу отдохнувшая. К концу недели она сильно устает. Любую неудачу Галина долго переживает.
Определите тип темперамента Галины и дайте рекомендации по организации ее трудовой деятельности.
ГЛОССАРИЙ
Новое понятие | Содержание |
Наблюдение | метод сбора первичной психологической информации об изучаемом объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации событий (единиц наблюдения), значимых с точки зрения целей исследования |
Основное назначение наблюдения | требование к методу наблюдения, цель которого – обеспечить получение объективной информации, доступной восприятию наблюдателя и регистрируемой в виде признаков (категорий), определить их повторяемость, типичность |
Область применения наблюдения | область разработки и проблемы, состоящие в уточнении предмета и объекта наблюдения, выдвижении и проверке гипотез, коррекции выводов исследовательской работы |
Наблюдаемые ситуации | ситуации, подлежащие наблюдению в соответствии с программой исследования |
Условия наблюдения | требования к ситуации, при которых объект подлежит или не подлежит наблюдению |
Объект наблюдения | психическое явление, свойственное индивиду или группе |
Предмет наблюдения | признаки, состояния, свойства, закономерности деятельности и поведения объекта |
Единицы наблюдения | доступные, простые или сложные акты действий объекта наблюдения |
Основные требования к научному наблюдению | требования, обеспечивающие однозначность замысла, объективность, т.е. возможность контроля путем либо повторения наблюдения, либо применения иных, более адекватных методов исследования, прежде всего эксперимента |
Требования к подготовке наблюдения | требования, обеспечивающие четкое выделение исследовательской позиции, ее самостоятельность, ограничение форм сближения, идентификации с объектом наблюдения; планомерность процесса наблюдения; однозначность толкования регистрируемых признаков всеми наблюдателями; точность и своевременность регистрации признаков |
Ограничения в применении наблюдения | ограничения, которые обусловлены тем, что наблюдаемыми являются только те события, которые происходят в период проведения исследования |
Категории наблюдения | регистрируемые в ходе наблюдения эмпирические признаки наблюдаемого объекта |
Описательные категории наблюдения | конкретные фактические проявления свойств объекта |
Оценочные категории наблюдения | оценка наблюдателем состояния проявляемых свойств |
Ведущая задача программы наблюдения | задача, состоящая в классификации тех фактов, которые составляют наблюдаемую ситуацию |
Простое (обычное) наблюдение | вид наблюдения, когда события регистрируются исследователем со стороны |
Соучаствующее (включенное) наблюдение | вид наблюдения, когда исследователь включается в определенную социальную ситуацию и анализирует события как бы "изнутри" |
Непосредственное наблюдение | вид наблюдения, проводимого самим исследователем |
Опосредствованное наблюдение | вид наблюдения, осуществляемого с помощью различной аппаратуры, – секундомера, фотоаппарата, кинокамеры или видеокамеры, различных регистрирующих устройств (самописцев, магнитофонов, видеомагнитофонов), на которые сигналы поступают с датчиков, установленных на органах управления, фотодатчиков, установленных над регистрируемым объектом, и др. |
Метод обобщения независимых характеристик | вид наблюдения, который состоит в сопоставлении и обобщении характеристик, составленных независимо друг от друга различными людьми, хорошо знающими исследуемого человека |
Самонаблюдение | вид наблюдения, объектом которого являются психические состояния и действия самого наблюдающего субъекта |
Феноменологическая установка | естественная установка, предполагающая свободное и непредвзятое описание переживаний целого во всей полноте и конкретности способов, которыми оно обнаруживает себя наблюдателю |
Коэффициент согласия наблюдателей | показатель, характеризующий совпадение данных, полученных одновременно различными наблюдателями |
Коэффициент устойчивости наблюдений | показатель, характеризующий совпадение данных, полученных одним и тем же наблюдателем в разное время |
Коэффициент надежности наблюдения | показатель, характеризующий совпадение данных, полученных разными наблюдателями в различное время |
Дневник наблюдения | методический документ, предназначенный для фиксации результатов наблюдения как в формализованном, так и в неформализованном виде |
Карточка наблюдения | методический документ, предназначенный для регистрации признаков наблюдения в строго формализованном и закодированном виде |
Протокол наблюдения | методический документ, предназначенный для комбинированной регистрации результатов наблюдения в формализованных и неформализованных процедурах |
Общая теоретическая подготовка наблюдателя | знание методологических и теоретических проблем общей психологии, методики применения наблюдения в психологии, исследованиях |
Специальные знания об объекте наблюдения | осведомленность о целях, содержании, характере деятельности наблюдаемого объекта; знание его структуры, основных проблем |
Аналитичность мышления | способность анализировать в процессе наблюдения объекта отдельные признаки |
Умение распределить внимание | способность одновременно реагировать на несколько сигналов и возникающие изменения ситуации |
Помехоустойчивость | способность сохранять самообладание в условиях резкого изменения ситуации, не вмешиваться в ход действий наблюдаемой ситуации |
Пунктуальность | точное следование поставленым задачам, своевременная регистрация данных, аккуратность заполнения методических документов |
Самоконтроль | способность к оценке своих действий, их коррекции, перестройке в соответствии с задачей (целью) |
Стереотипность поведения | способность демонстрировать типичные для наблюдаемого контингента людей образцы поведения и тем самым быть незаметными в среде наблюдения |
Общительность | умение войти в контакт с посторонними лицами, поддерживать общение, вызывать интерес к себе со стороны наблюдаемых |
Цель группового наблюдения | целенаправленность наблюдения на выявление групповой динамики поведения |
Интеллектуальные качества | качества, которые характеризуют внимательность, наблюдательность, сообразительность, любознательность |
Волевые качества | качества, которые характеризуют настойчивость, силу воли, умение заставить себя работать, когда очень трудно и неинтересно |
Объективность психологического наблюдения | требования к наблюдению, которое выражается в валидности результатов, наблюдения |
Предмет индивидуального наблюдения | закономерности практических действий, поступков и поведения испытуемых |
Предмет группового наблюдения | критерии внутригруппового взаимодействия, межличностные контакты, их количество, длительность, темп, активность, приспособление, инициатива, доминирование и другие |