Психические состояния
Внешние условия постоянно оказывают влияние на живой организм, определяя условия его существования, обусловливают адаптацию.
Адаптация - динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды. Адаптация обусловливает гомеостаз.
Личностный адаптационный потенциал - системное свойство личности, которое заключается в способности личности адаптироваться к условиям социальной среды (А. Г. Маклаков), то есть адаптацию обеспечивает ЛАП.
Гомеостаз – постоянство внутренней среды организма.
Современное представление об адаптации основывается на работах И. П. Павлова, И. М. Сеченова, П. К. Анохина, Г. Селье и др.
У человека адаптация определяет интегральную характеристику функционирования всех систем организма. Эта характеристика представляет собой весьма динамичное образование – состояние.
Состояние – совокупность происходящих в человеческом организме процессов, а также степень развития и целостности структур организма.
Психическое состояние - это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности (Н. Д. Левитов).
Е. П. Ильин к состояниям подходит под другим углом, акцентируя внимание на психофизиологические состояния как целостную реакцию личности на внешние и внутренние стимулы, направленную на достижение полезного результата.
Поскольку состояния отражают уровень функционирования организма, то также встречается понятие функциональных состояний.
Функциональные состояния, по А. Б. Леоновой и В. И. Медведеву, - это характеристика уровня функционирования систем организма в определенный период времени, отражающая особенности гомеостаза и процесса адаптации.
Единой типологизации состояний не существует.
Чаще всего выделяют следующие виды.
Релаксация – состояние успокоения, восстановления, расслабления.
Сон - периодически возникающее функциональное состояние человека со специфическими поведенческими проявлениями в вегетативной и моторной сферах, характеризующееся значительной обездвиженностью и отключенностью от сенсорных воздействий внешнего мира. Нарушение сна всегда сопровождается негативными эмоциональными переживаниями и физическими ощущениями.
Оптимальное рабочее состояние (состояние комфорта) обеспечивает наибольшую эффективность деятельности. По своей сути это состояние противоречиво: с одной стороны, оно способствует самоактуализации, но, с другой стороны, это состояние при дальнейшем своем развитии закономерно переходит в утомление.
Утомление — это состояние, характеризующееся временным снижением работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки. Это состояние возникает вследствие истощения внутренних ресурсов индивида и рассогласования в работе систем организма и личности, обеспечивающих деятельность. Имеет различные уровни проявления (физиологический, психологический, и поведенческий). Так, на физиологическом уровне утомление проявляется в повышении инертности нервных процессов. На психологическом уровне при утомлении происходит снижение чувствительности. Кроме этого наблюдается нарушение таких психических процессов, как память, внимание и др. Также наблюдаются определенные сдвиги в эмоциональной и мотивационной сферах. На поведенческом уровне утомление выражается в снижении производительности труда, уменьшении скорости и точности выполняемых операций.
Психический стресс - это такое состояние организма, возникновение которого предполагает наличие определенного взаимодействия между организмом и средой; стресс — это состояние повышенной напряженности; психический стресс возникает в условиях угрозы и имеет место тогда, когда нормальная адаптивная реакция недостаточна.
Стрессор – конкретное условие или событие, которое стимулирует или угрожает человеку.
Г. Селье ввел понятия «дистресс» и «эустресс».
Дистресс – форма стресса, в основе которой лежат попытки адаптации к неблагоприятной среде, связанные с выраженными негативными эмоциями и оказывающие вредное влияние на здоровье.
Эустресс – форма стресса, в основе которой лежат попытки адаптации к среде, связанные с положительными эмоциональными реакциями.
Фрустрация — это психическое состояние человека, вызванное объективно непреодолимыми трудностями, возникшими при достижении цели или решении задачи.
Прессинг – состояние стресса, которое возникает, когда человек должен выполнить срочные внешние требования или ожидания.
Компоненты функциональных состояний:
1. Энергетический компонент функциональных состояний – это физиологические реакции, обеспечивающие требуемый уровень энерготрат (от биохимического до уровня отдельных систем: кровообращения, дыхания и т.д.).
2. Сенсорный компонент функциональных состояний – характеризует возможности по приему и первичной обработке поступающей информации.
3. Информационный компонент функциональных состояний - обеспечивает дальнейшую обработку информации и принятие решений на ее основе.
4. Эффекторный компонент функциональных состояний – ответственный за реализацию принятых решений в поведенческих актах.
5. Активационный компонент функциональных состояний – определяет направленность и степень напряженности деятельности и характеризует актуальную способность человека к реализации имеющихся у него качеств и личностных свойств.
Личность.
Типично выделяется три уровня организации человека:
- биологический;
- социальный;
- психический.
Индивид – это человек как единичное, природное существо, представитель Homo sapiens. Человек (или животное) рождается индивидом. Он имеет обусловленные природой особенности – генотип. Индивидные генотипические свойства в процессе жизнедеятельности развиваются и преобразуются, становятся фенотипическими.
Индивидуальность – это совокупность психических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости.
Личность – это индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; личность формируется благодаря жизни человека в обществе.
Санкт-петербургская школа психологов к указанным уровням организации человека добавляет еще один – человек как субъект деятельности (Б. Г. Ананьев).
Субъект деятельности – это индивид как носитель сознания и обладающий способностью к деятельности.
Г. Олпорт является автором первого определения понятия «личность» - это динамическая организация в человеке тех психических и физиологических систем, которые определяют его уникальные действия. Но в этом определении нет социальных систем.
В настоящее время общим для всех авторских определений личности является социальная сторона, при этом насчитывается свыше 50 концепций личности. Наибольшее распространение получили психодинамический подход, аналитический, гуманистический, когнитивный, поведенческий, деятельностный, диспозиционный.
Неоднозначно в науке рассматривается вопрос о развитии личности и о факторах, обусловливающих это развитие (З. Фрейд, Э. Эриксон, Ж. Пиаже и др.). Во многом споры обусловлены отсутствием единой точки зрения на соотношение биологического и социального в личности. Таким образом, можно выделить несколько групп концепций, по-разному рассматривающих соотношение социального, психического и биологического в личности. Это биологизаторские концепции, социологизаторские, когнитивная, деятельностная. предпринимались попытки объединения социального и биологического.
Развитие - это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.
Факторами психического развития принято считать наследственность, среду и активность. Действие фактора наследственности проявляется в индивидных свойствах человека и выступает в качестве предпосылок развития, действие фактора среды (общества) – в социальных свойствах личности, а действие фактора активности – во взаимодействии наследственности и среды. Однако личностное развитие человека настолько многопланово, что его могут одновременно определять как внешние, так и внутренние условия.