Механизмы предотвращения конфликтов
Конфликтология
27. Прогнозирование конфликтов и их профилактика(из лекций Южанинова ТГУ, 2002)
Прогнозирование конфликтов предполагает, во-первых, фиксацию основных признаков, проявляющихся на латентной стадии их развития. Диагностика конфликтных ситуаций - процесс достаточно сложный и она во многом зависит от типа конфликта, его характера и масштабов. Разумеется, симптомы межличностного конфликта будут отличаться от симптомов конфликта международного, но можно выделить некоторые инвариантные признаки. К ним относятся такие индикаторы, как напряженность во взаимоотношениях сторон, изменение психологического климата взаимодействия, возникновение локальных противоречий, нежелание идти на взаимные уступки, формирование негативных стереотипов, направленных на оценку действий противоположной стороны. Эти признаки характерны для любого конфликта, но наиболее наглядно они проявляются в межличностных и групповых конфликтах.
Индикаторами масштабных социетальных конфликтов, затрагивающих интересы больших групп и слоев населения, являются усиление социально-экономической дифференциации и неравенства, социальная депривация, т.е. невозможность удовлетворить значимые базовые потребности, рост недовольства различных социальных групп и индивидов, увеличение числа трудовых конфликтов и забастовок, рост проявлений девиантного поведения, поиск «виноватого», формирование образа врага, усиление группового противостояния. Широкое распространение этих явлений является симптомом роста социальной напряженности и говорит о высокой вероятности возникновения конфликта.
Своеобразным фактором социальной напряженности является поведение элиты (политической, экономической, административной). Именно это поведение является в сознании населения показателем того, во имя чего осуществляются те или иные политические действия, служит своеобразной шкалой оценки справедливости или несправедливости политики. Так, «комплекс временщика», характерный для российской элиты второй половины 90-х годов, породил высокий уровень недоверия к власти и социального недовольства.
Профилактика возникновения конфликтов предполагает меры по сохранению нейтральных или доброжелательных отношений сторон. Важнейшей из таких мер является поддержание сотрудничества и кооперации. А.В Дмитриев выделяет следующие способы поддержания кооперации:
- вовлечение возможного противника в совместную деятельность, делегирование ему полномочий, а, значит и ответственности за общее дело;
- взаимное дополнение партнеров - использование таких характеристик и ресурсов одного субъекта, которыми не обладает первый субъект;
- сохранение репутации партнера, уважительное отношение к нему, оставление для него «возможности маневра»;
- исключение социальной дискриминации в отношениях между партнерами, нельзя подчеркивать превосходство одной стороны над другой;
- «неразделение заслуг», подчеркивание того, что все внесли вклад в общее дело.
Механизмы предотвращения конфликтов
Предотвращение конфликтов предполагает формирование рационального отношения к ситуации конфликта, управление собственным поведением, самоконтроль и определенных способах воздействия на поведение партнера.
ему это; Коррекция своего отношения к ситуации предполагает ряд своеобразных технологий, основанных на рефлексии и понимании другого. К ним можно отнести:
- умение определить, что общение переходит на предконфликтную стадию и вернуться к нормальному взаимодействию или вовремя остановиться;
- снижение уровня собственных притязаний и ожиданий от ситуации: если не можешь изменить ситуацию, нужно изменить отношение к ней;
- сохранение ровного эмоционального фона взаимодействия, предотвращение истерических реакций: не нужно поддаваться провокативным действиям другой стороны;
- умение отделять объект спора и позицию от межличностных отношений и эмоций, дебаты должны носить позиционный характер и отношение не должно переноситься с проблемы на личность.
Грамотное поведение в условиях напряженного общения основано на:
- умении и желании понимать партнера по взаимодействию, терпимость к инакомыслию: если Вы считаете, что партнер не прав, не обязательно доказывать
- снижении уровня собственной тревожности и агрессивности;
- уменьшении количества тех сфер деятельности, которые мы пытаемся контролировать, степени ответственности за принимаемые решения;
Предотвращение конфликта предполагает и определенное отношение к партнеру (потенциальному оппоненту). В зависимости от ситуации это отношение может включать следующие приемы:
- умение корректировать свои запросы: не нужно ждать от окружающих слишком многого;
- избегание использования вербальных и невербальных раздражителей;
- демонстрация искренней заинтересованности в партнере;
- использование методов «психологического поглаживания» партнера;
- демонстрация, в случае необходимости, возможностей силового воздействия, своего потенциала;
- оценка актуального психологического состояния партнера, избегание постановки острых проблем, если вероятна агрессивная реакция;
- не нужно загонять партнера в «угол», не оставляя возможности для отступления.
Нужно учитывать и то, что тактика уступок и психологической комплиментарности не всегда является продуктивной и оправданной. Иногда излишняя мягкость провоцирует завышенные требования другого, стремление использовать силу. Поэтому в ряде случаев для предотвращения эскалации конфликта, нужно, как это ни казалось бы парадоксальным, вступить в конфликт, давая достойный отпор зачинщику, ставя его «на место». Выбор «силовой» или уступчивой тактики поведения в конфликте определяется конкретной ситуацией и причиной конфликта, значимостью его возможного исхода для оппонентов, психологической характеристикой противника.