Право как фактор социальной регуляции поведения личности

Билет 1.

Предмет, задачи, методы и принципы психологии.

Психология (от греч. psyche — душа и logos — наука)— наука об общих психических закономерностях взаимодействия человека со средой.

Предметом психологии является человек как субъект деятельности, системные качества его саморегуляции, закономерности становления и функционирования психики человека, его способности отражать мир, познавать и регулировать свое взаимодействие с ним.

Психология изучает, каким образом внешнее воздействие переходит во внутреннее, психическое отражение и становится регулятором нашей деятельности. Психология изучает общие закономерности психических процессов и своеобразие их протекания в зависимости от условий деятельности и от индивидуально-типологических особенностей человека.

Методы психологии:

1) естественный и лабораторный эксперимент; 2) наблюдение; 3) исследование продуктов деятельности человека; 4) метод тестов и анкетирования.

Экспериментальная психология использует большое разнообразие частных экспериментальных методов: ассоциатив­ного эксперимента, субсенсорных и психосоматических реакций, пси­хосемантические методы.

В совр, психолог. исследованиях широко применя­ется общенаучный метод моделирования – выр. в знаковой имитации психических явлений или в организации различных видов человеческой деятельности в искусственно сконструированной среде. С его помощью удается моделировать некот. аспекты восприятия, памяти, логического мышления, создавать бионические модели психической деятельности.

Широко используется биографический метод ис­следования личности (выявление ключевых факторов формирования индивида, его жизненного пути, кризисных периодов развития, особенностей социализации. Полученные данные использу­ются для коррекции поведения индивида, личностно направленной психотерапии, релаксации (ослабления) возрастных кризисов мето­дами психотренинга и психотерапии).

система приемов и правил исследования — методика конкретного исследования (выдвижение гипотезы, выбор экспериментального приема и соответствующего материала, выделение контрольных и экспериментальных групп испытуемых, определение содержания серий эксперимента, статистическая и теоретическая обработка экспериментального материала и т.п.).

Основные теоретические принципы психологии:

1) признание детерминированности психических явлений материальной действительностью;

2) генетический подход к психическим явлениям, исследование их в развитии;

3) изучение психики человека во взаимосвязи биологических и социальных факторов;

4) признание неразрывной взаимосвязи психики и деятельности.

Современная научная психология исходит из принципа психофизиологического единства — сохраняя свое качественное своеобразие, психика имеет материальную, нейрофизиологическую основу.

Но отражение мира в психике выходит за пределы сугубо мозговых явлений. Психика человека опосредуется внешними взаимосвязями, характером деятельности человека, образом его жизнедеятельности. Психическая деятельность — продукт мозга, активно взаимодейству­ющего с миром на соц.-культ. основе. С переходом от биолог. к общественно-историч. форме жизнедеятельности психика человека принципиально преобразуется, приобретает черты сознания и начинает опосредоваться общественно-историч. опы­том человечества. Основным средством психической саморегуляции становится социально выработан. человеческая знаковая система — речь. Сознание человека, его психика становятся не биолог., а соц. обусловленным продуктом. Абсолютизация отдельных сторон психики приводит к ошибочным концепциям и теориям.

Право как фактор социальной регуляции поведения личности.

Психологизм права состоит в том, что оно с самого своего возникно­вения регулирует наиболее сложные, во многих случаях конфликтные сферы межлюдского взаимодействия. Вот как мотивировалась необ­ходимость права уже в первом своде законов: «Для того чтобы дать сиять справедливости в стране, чтобы погубить беззаконных и злых, чтобы сильному не притеснять слабого» («Сборник законов царя Хаммураппи», XVIII в. до н. э.). Та же исходная позиция права просмат­ривается и в древнеиндийских законах Ману: «Если бы царь не нала­гал неустанно наказания на заслуживающих его, более сильные изжа­рили бы слабых, как рыбу на вертеле». В Древнем Риме сущность пра­ва была сформулирована: «право — искусство прав­ды и справедливости».

Право — многогранное системное явление, обеспечивающее са­моразвитие общества. В теоретическом плане оно должно быть охва­чено всеми обществоведческими науками: философией, социологи­ей, психологией, теорией информации и др.

В интересующем нас аспекте право выступает как фактор гар­монизации личных интересов людей с общественной необходимо­стью.

В сфере права психология личности взаимодействует с общесоц. и групповыми ценностями, с соц. ожиданиями и установками. Юридические нормы транслируют человеку модель дол­жного поведения в сложных противоречивых, конфликтных жизнен­ных ситуациях. Право каждой эпохи охватывает все существенные особенности психического состояния общества, психологические особенности поведения людей данной эпохи.

Личностная автономия, утверждаемая правом, стала возможной лишь на определенном историческом этапе психического и социального раз­вития человека, когда внешние социальные регуляторы интериоризировлись - трансформировались в социально адаптированные внутри-личностные регуляционные механизмы. Право, не деформированное субъективными факторами, гарантирует свободу личности, но не все без­брежные проявления свободы, а только ту свободу, которая остается в рамках социальной целесообразности. Правоисполнительное пове­дение — это социально ориентированное поведение. Но существуют и абсолютные свободы личности, которые не требуют правовой коррек­тировки, которые безоговорочно принимаются (или должны быть при­няты) всеми правовыми системами — это всем известные основные права человека. Централизация в праве этих человеческих прав в свое время выразилась в возникновении естественной школы права.

Итак, право, правовое регулирование является основной формой со­циального регулирования. Регуляция социальных процессов — это на­правление поведения социальных общностей и отдельных индивидов в целях их оптимального функционирования и социального развития.

На каждом историческом этапе развития общества формируется своя система социального регулирования, своя мера общесоциально­го воздействия на поведение личности, возрастают и усложняются функции социальной регуляции.

Социальное регулирование обеспечивает упорядоченность жизнеде­ятельности общества, его поступательное развитие вне зависимости от случайных субъективных факторов. Оно связано с принятой в данном обществе системой ценностей, определяется общественным сознанием.

Уже в первоначальной форме человеческого общественного строя — в первобытной общине — сформировалась система дозволений и стро­гих запретов. Первоначально социальные требования соотносились с конкретными ситуациями, но затем становились все более обобщенными.

Кардинальные изменения в механизме социальной регуляции про­изошли при переходе человеческого общества к эпохе цивилизации.

По мере развития производительных возможностей поведение че­ловека становилось все более автономным, все менее зависимым от общины. Формируется общесоциальная система отношений, которая уже не могла охватываться конкретными обычаями отдельных общин. Так возникла необходимость особого института социальной регуля­ции — института права, института специализированного, юридичес­кого регулирования основных социальных процессов, социально зна­чимых поведенческих проявлений. Таким образом, право возникло из необходимости предоставления свободному человеку определен­ных дозволений и наряду с этим из необходимости упорядочить и ог­раничить индивидуальную активность интересами социума. Перво­начально юридические нормы совпадали с обычаями. Юридические запреты приравнивались к традиционным родовым запретам — табу. Так возникла и развивалась социально-регулятивная культура чело­вечества, которая и является основным признаком цивилизации.

Уже у своих истоков право было связано с появлением особого ин­ститута социальной власти — с возникновением государства, его специ­ализированных правовых органов: суда, полиции, карательных учреж­дений. С этого времени право превращается в институциональное нор­мативное образование. Но после альянса права и государства возникла опасность отрыва права от социальных потребностей общества, опас­ность подчинения самого права государству, опасность его этатизации. И эта опасность превратилась в историческую реальность. В определен­ные исторические периоды право подверглось социальному отчуждению, что явилось извращением самой первоначальной его сущности.

Этатизация права, экспансия влас­ти государства на все сферы жизни общества приходится на рассвет средневековых абсолютных монархий, когда политическая власть сконцентрировалась в одних руках, а государственный аппарат пре­дельно бюрократизировался. Организационно-контрольные функции монархического государства стали подавлять прогрессивные соци­альные тенденции. Государственное управление становилось избы­точным и в силу этого репрессивным. Административный гнет рас­пространился на законность и общественный порядок.


Билет 2.

Наши рекомендации