Право как фактор социальной регуляции поведения личности
Билет 1.
Предмет, задачи, методы и принципы психологии.
Психология (от греч. psyche — душа и logos — наука)— наука об общих психических закономерностях взаимодействия человека со средой.
Предметом психологии является человек как субъект деятельности, системные качества его саморегуляции, закономерности становления и функционирования психики человека, его способности отражать мир, познавать и регулировать свое взаимодействие с ним.
Психология изучает, каким образом внешнее воздействие переходит во внутреннее, психическое отражение и становится регулятором нашей деятельности. Психология изучает общие закономерности психических процессов и своеобразие их протекания в зависимости от условий деятельности и от индивидуально-типологических особенностей человека.
Методы психологии:
1) естественный и лабораторный эксперимент; 2) наблюдение; 3) исследование продуктов деятельности человека; 4) метод тестов и анкетирования.
Экспериментальная психология использует большое разнообразие частных экспериментальных методов: ассоциативного эксперимента, субсенсорных и психосоматических реакций, психосемантические методы.
В совр, психолог. исследованиях широко применяется общенаучный метод моделирования – выр. в знаковой имитации психических явлений или в организации различных видов человеческой деятельности в искусственно сконструированной среде. С его помощью удается моделировать некот. аспекты восприятия, памяти, логического мышления, создавать бионические модели психической деятельности.
Широко используется биографический метод исследования личности (выявление ключевых факторов формирования индивида, его жизненного пути, кризисных периодов развития, особенностей социализации. Полученные данные используются для коррекции поведения индивида, личностно направленной психотерапии, релаксации (ослабления) возрастных кризисов методами психотренинга и психотерапии).
система приемов и правил исследования — методика конкретного исследования (выдвижение гипотезы, выбор экспериментального приема и соответствующего материала, выделение контрольных и экспериментальных групп испытуемых, определение содержания серий эксперимента, статистическая и теоретическая обработка экспериментального материала и т.п.).
Основные теоретические принципы психологии:
1) признание детерминированности психических явлений материальной действительностью;
2) генетический подход к психическим явлениям, исследование их в развитии;
3) изучение психики человека во взаимосвязи биологических и социальных факторов;
4) признание неразрывной взаимосвязи психики и деятельности.
Современная научная психология исходит из принципа психофизиологического единства — сохраняя свое качественное своеобразие, психика имеет материальную, нейрофизиологическую основу.
Но отражение мира в психике выходит за пределы сугубо мозговых явлений. Психика человека опосредуется внешними взаимосвязями, характером деятельности человека, образом его жизнедеятельности. Психическая деятельность — продукт мозга, активно взаимодействующего с миром на соц.-культ. основе. С переходом от биолог. к общественно-историч. форме жизнедеятельности психика человека принципиально преобразуется, приобретает черты сознания и начинает опосредоваться общественно-историч. опытом человечества. Основным средством психической саморегуляции становится социально выработан. человеческая знаковая система — речь. Сознание человека, его психика становятся не биолог., а соц. обусловленным продуктом. Абсолютизация отдельных сторон психики приводит к ошибочным концепциям и теориям.
Право как фактор социальной регуляции поведения личности.
Психологизм права состоит в том, что оно с самого своего возникновения регулирует наиболее сложные, во многих случаях конфликтные сферы межлюдского взаимодействия. Вот как мотивировалась необходимость права уже в первом своде законов: «Для того чтобы дать сиять справедливости в стране, чтобы погубить беззаконных и злых, чтобы сильному не притеснять слабого» («Сборник законов царя Хаммураппи», XVIII в. до н. э.). Та же исходная позиция права просматривается и в древнеиндийских законах Ману: «Если бы царь не налагал неустанно наказания на заслуживающих его, более сильные изжарили бы слабых, как рыбу на вертеле». В Древнем Риме сущность права была сформулирована: «право — искусство правды и справедливости».
Право — многогранное системное явление, обеспечивающее саморазвитие общества. В теоретическом плане оно должно быть охвачено всеми обществоведческими науками: философией, социологией, психологией, теорией информации и др.
В интересующем нас аспекте право выступает как фактор гармонизации личных интересов людей с общественной необходимостью.
В сфере права психология личности взаимодействует с общесоц. и групповыми ценностями, с соц. ожиданиями и установками. Юридические нормы транслируют человеку модель должного поведения в сложных противоречивых, конфликтных жизненных ситуациях. Право каждой эпохи охватывает все существенные особенности психического состояния общества, психологические особенности поведения людей данной эпохи.
Личностная автономия, утверждаемая правом, стала возможной лишь на определенном историческом этапе психического и социального развития человека, когда внешние социальные регуляторы интериоризировлись - трансформировались в социально адаптированные внутри-личностные регуляционные механизмы. Право, не деформированное субъективными факторами, гарантирует свободу личности, но не все безбрежные проявления свободы, а только ту свободу, которая остается в рамках социальной целесообразности. Правоисполнительное поведение — это социально ориентированное поведение. Но существуют и абсолютные свободы личности, которые не требуют правовой корректировки, которые безоговорочно принимаются (или должны быть приняты) всеми правовыми системами — это всем известные основные права человека. Централизация в праве этих человеческих прав в свое время выразилась в возникновении естественной школы права.
Итак, право, правовое регулирование является основной формой социального регулирования. Регуляция социальных процессов — это направление поведения социальных общностей и отдельных индивидов в целях их оптимального функционирования и социального развития.
На каждом историческом этапе развития общества формируется своя система социального регулирования, своя мера общесоциального воздействия на поведение личности, возрастают и усложняются функции социальной регуляции.
Социальное регулирование обеспечивает упорядоченность жизнедеятельности общества, его поступательное развитие вне зависимости от случайных субъективных факторов. Оно связано с принятой в данном обществе системой ценностей, определяется общественным сознанием.
Уже в первоначальной форме человеческого общественного строя — в первобытной общине — сформировалась система дозволений и строгих запретов. Первоначально социальные требования соотносились с конкретными ситуациями, но затем становились все более обобщенными.
Кардинальные изменения в механизме социальной регуляции произошли при переходе человеческого общества к эпохе цивилизации.
По мере развития производительных возможностей поведение человека становилось все более автономным, все менее зависимым от общины. Формируется общесоциальная система отношений, которая уже не могла охватываться конкретными обычаями отдельных общин. Так возникла необходимость особого института социальной регуляции — института права, института специализированного, юридического регулирования основных социальных процессов, социально значимых поведенческих проявлений. Таким образом, право возникло из необходимости предоставления свободному человеку определенных дозволений и наряду с этим из необходимости упорядочить и ограничить индивидуальную активность интересами социума. Первоначально юридические нормы совпадали с обычаями. Юридические запреты приравнивались к традиционным родовым запретам — табу. Так возникла и развивалась социально-регулятивная культура человечества, которая и является основным признаком цивилизации.
Уже у своих истоков право было связано с появлением особого института социальной власти — с возникновением государства, его специализированных правовых органов: суда, полиции, карательных учреждений. С этого времени право превращается в институциональное нормативное образование. Но после альянса права и государства возникла опасность отрыва права от социальных потребностей общества, опасность подчинения самого права государству, опасность его этатизации. И эта опасность превратилась в историческую реальность. В определенные исторические периоды право подверглось социальному отчуждению, что явилось извращением самой первоначальной его сущности.
Этатизация права, экспансия власти государства на все сферы жизни общества приходится на рассвет средневековых абсолютных монархий, когда политическая власть сконцентрировалась в одних руках, а государственный аппарат предельно бюрократизировался. Организационно-контрольные функции монархического государства стали подавлять прогрессивные социальные тенденции. Государственное управление становилось избыточным и в силу этого репрессивным. Административный гнет распространился на законность и общественный порядок.
Билет 2.