Установление взаимосвязей между понятиями
В основе процедуры установления взаимосвязей между понятиями лежитпсихологический эффект «свободных ассоциаций», а также фундаментальное понятие «близости» (объектов или концептов).
Эффект «свободных ассоциаций» заключается в следующем [Хоф-ман, 1986]. Когда, например, испытуемого просят отвечать на заданное слово первым пришедшим на ум словом, то реакция большинства испытуемых, если слова не были слишком необычными, оказывается одинаковой, то есть первые пришедшие на ум слова оказываются одними и теми же.
Фундаментальная категория близости предполагает существование некоего критерия, по которому два понятия оказываются близки друг с другом. Иногда этот критерий не осознается экспертом, и в этом случае мы будем говорить об интуитивном понимании близости двух концептов.
Методы установления взаимосвязей можно разделить на формальные и неформальные.
Формальные методы установления взаимосвязей предполагают использование математических методов и алгоритмов и почти всегда представляют собой компьютерные программы. К ним относятся метод семантического дифференциала, метод репертуарных решеток,
____________________Компьютерная психодиагностика_________________
методы субъективного шкалирования и иерархической классификации, описанные в п. 2.2.
Как правило, при использовании любого из методов данного типа получаемая от эксперта исходная информация оформляется в виде числовых таблиц трех видов: понятие-признак; понятие-понятие; признак-признак. В первой таблице понятия представлены списком признаков, принимающих для каждого понятия определенные значения. Окошки второй таблицы заполняются численными значениями мер близости (различия) между понятиями, а в третьей таблице эти окошки предназначены для мер связи (подобия) признаков.
Дальнейший анализ таких таблиц, осуществляемый путем использования технологии анализа данных, направлен на исследование их неоднородностей или на поиск группировок понятий и признаков в том или ином смысле, на том или ином уровне, а также на выяснение закономерностей и природы их образования.
Неформальные методы установления взаимосвязей предполагают проведение эксперимента путем предъявления заданий эксперту с последующим анализом полученных результатов.
Метод свободных ассоциаций. Этот метод основан на психологическом эффекте «свободных ассоциаций». Эксперту предъявляется понятие с просьбой как можно быстрее назвать первое пришедшее на ум понятие из сформированной ранее системы понятий. Далее производится анализ полученной информации.
Метод «сортировки карточек» [КаЪЫ*, \Угщт, 1987; Иовлев, Чер-винская, Щелкова, 1990]. Исходным материалом служат карточки, на которые выписаны понятия. Здесь возможны два 1*рианта.
Вариант 1. Эксперту формулируются некоторые критерии (общие или характерные для исследуемой предметной области), исходя из различных соображений. После этого дается задание разложить карточки на группы, руководствуясь этими критериями. Таким образом устанавливается взаимосвязь между концептами, попавшими в одну группу. Фактически этот метод представляет собой ручную классификацию понятий.
В а р и а н т 2. Очень часто бывает, что сформулировать критерии классификации невозможно. В этом случае эксперту дается задание разложить карточки на группы в соответствии с интуитивным пониманием семантической близости понятий. Этот вариант метода хорош в том случае, когда система понятий представляет собой разнотипную информацию.
Этот вариант метода был использован нами при решении задач в области психодиагностики. В качестве примера приведем одну из та-
Глава 3. Конструирование компьютерных психодиагностических методик
ких группировок, выделенных экспертом-психологом при разработке модели интерпретации тестовых данных методики MMР1. Исходным материалом служили карточки, на одной стороне которых были выписаны всевозможные характеристики личности, взятые из руководств по интерпретации результатов методики MMР1, а на другой стороне карточек фиксировались признаки «профиля» MMPI, соответствующие этим характеристикам.
Например, группа характеристик, полученная в результате применения второго варианта метода, отражает такую психологическую особенность испытуемого, как степень самоконтроля поведения и эмоций, и имеет следующий вид.
1. Невротический сверхконтроль.
2. Избыточный контроль над поведением и высказываниями.
3. Повышенный самоконтроль.
4. Тенденция к повышенному самоконтролю.
5. Хороший самоконтроль.
6. Недостаточная способность контролировать свои эмоции.
7. Сниженный самоконтроль.
8. Невозможность контроля своего поведения.
Методобнаружениярегулярностей. В основе этого методалежитгипотеза о том, что элементы цепочки понятий, которые человек вспоминает с определенной регулярностью, имеют ассоциативную взаимосвязь [Хофман, 1986].
Для эксперимента произвольным образом выбираются 20 понятий. Эксперту предъявляется понятие с просьбой построить ассоциативную цепочку из числа отобранных. Процедура повторяется до 20 раз, причем каждый раз начальные концепты должны быть разные. Затем инженер по знаниям анализирует полученные цепочки с целью нахождения там постоянно повторяющихся понятий (регулярностей). Внутри выделенных таким образом группировок устанавливаются ассоциативные взаимосвязи.