Структурная характеристика конфликта
Существует несколько моделей описания конфликтов.
Структурная модель предполагает анализ условий, лежащих в основе конфликта и определяющих его динамику. Основная цель этой модели состоит в установлении параметров, влияющих на конфликтное поведение и конкретизацию форм этого влияния.
В процессуальной модели акцент делается на динамику конфликта: его возникновение, характер перехода из одной фазы в другую, Фомы конфликтного поведения, особенности исхода противоборства.
Структурно-процессуальная модель описания социальных противостояний предполагает системный и комплексный анализ, как необходимое условие эффективного управления конфликтом.
В любом случае анализ конфликта предполагает исследование его структуры. При изучении конфликта анализируются следующие его элементы:
· субъекты или участники конфликта;
· предмет объект конфликта;
· причины возникновения;
· среда функционирования;
· этапы или фазы конфликта.
Участники или субъекты конфликта. Анализируя конфликты, можно встретить разные понятия: субъект конфликта, оппонент, участник конфликта, хотя это есть обозначение “сторон конфликта”. Эти понятия важны для понимания единой теоретической модели конфликта.
Участники конфликта ведут себя соответственно сознательно выбранной или случайно выпавшей им роли, т.е. модели поведения социального субъекта, определяемой статусом – правами, обязанностями . Исполнение роли (ролевое поведение) участников социального конфликта может быть обусловлено многими факторами: интересами, амбициями, характером, менталитетом (складом ума, мироощущения, мировосприятия, миропонимания) и ситуацией, в которой разворачивается противостояние.
В теории конфликта присутствует понятие «субъект», в то время как в литературе по урегулированию конфликтов, можно встретить и «участника» конфликта, и «оппонента». Каждое из этих понятий имеет свою особенность. Участник – это лицо, которое может либо сознательнопринимать участие в конфликте, либо случайно, помимо своей воли быть вовлеченным в него. Оппонент – это участник дискуссии, спора, полемики, имеющий точку зрения, взгляды, убеждения, аргументы, которые противоположны, отличны от основных, исходных в сравнении с мнением первого, кто начал дискуссию. Этого первого, зачинателя полемики, называют пропонентом. Пропонент и оппонент – это соотносительные понятия. Они обозначают две стороны, двух участников конфликта. Но в конфликте может быть и третья сторона. В логике она называется аудиторией, в психологии – медиатором. Этот участник конфликта, наблюдая за спором со стороны, выполняет очень важную функцию. Он оказывает влияние на ход развития конфликта, в одних случаях обостряя противоречия, в других, сглаживая их.
Стороны конфликта отличаются рангом, статусом, обладают определенной силой.
Ранг в переводе с немецкого – чин, звание, разряд, категория. Участники конфликта могут иметь различные ранги, статусы, а значит, и обладать определенной силой. В этом смысле они становятся субъектами социального взаимодействия. Субъект нулевого ранга – это человек, вырабатывающий свое решение в споре с самим собой. Человека, выступающего от своего имени и преследующего свои интересы, будем называть субъектом первого ранга. Человек, преследующий некоторую групповую цель, является субъектом второго ранга и т.д. Субъектами наивысшего ранга выступают закон, законодатель и, наконец, общечеловеческие ценности. Чем выше ранг субъекта, тем больше его условная сила в конфликте.
С изменением ранга изменяются как функции, так и средства их осуществления. Функции отражаются в обязанностях и ответственности, средства – в правах и власти. Функции и средства должны быть сбалансированы, любое перераспределение функций и средств происходит по типу конфликта.
Социальный статус – это общее положение личности или социальной группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей. Статус может оказывать значительное влияние на положение (позицию) того или иного субъекта или участника конфликта. Например, статус беженца предполагает определенные политические, экономические и другие льготы.
Сила в социальном конфликте – это возможность и способность сторон конфликта реализовать свои цели вопреки противодействию противника. Она включает всю совокупность средств и ресурсов, как непосредственно задействованных в противоборстве, так и потенциальных. Пока конфликт находится в стадии зарождения, его потенциальные субъекты имеют лишь примерное представление о реальной силе противоположной стороны и о возможной реакции окружающей среды на предполагаемый конфликт. Только в ходе самого конфликта информация о силе сторон становится реальной.
Интенсивность конфликта зависит от его социальной важности и количества энергии, вкладываемой оппонентами в конфликтное взаимодействие.
Острота конфликта определяется высокой или низкой интенсивностью социальных столкновений, когда в короткий промежуток времени расходуется определенное количество психологических, материальных иных ресурсов. В зависимости от этих показателей конфликт может протекать в разных формах.
Форма столкновения – насильственная или ненасильственная – зависит от множества факторов, в том числе от целей, преследуемых субъектами противоборств, а также наличия механизмов и технологий ненасильственного разрешения конфликта.
Обратимся к теории конфликта. Социальный конфликт – это всегда борьба, порожденная конфронтацией общественных и групповых, но не индивидуальных интересов. Р. Дарендорф к субъектам конфликта относит три вида социальных групп:
1) первичные группы – непосредственные участники конфликта, которые находятся в состоянии взаимодействия по поводу достижения объективно или субъективно несовместимых целей;
2) вторичные группы, которые уклоняются от непосредственного участия в конфликте, но вносят свой вклад в его разжигание. На стадии обострения конфликта они могут стать первичной стороной;
3) третьи силы, заинтересованные в разрешении конфликта.
Предмет и объект конфликта. Анализ конфликта предполагает определение его предмета, объекта и среды функционирования.
Предмет конфликта – объективно существующая или воображаемая проблема, служащая основой раздора. Это то противоречие, из-за которого и ради разрешения которого стороны вступают в противоборство. Это может быть проблема власти, обладания ценностями, совместимости – несовместимости и т.д. Конфликт не исчерпает себя, пока стороны не придут к обоюдно приемлемому результату.
Под объектом конфликта подразумеваются функции (ответственность, обязанности) или средства (права, власть), вызывающие конфликтную ситуацию. Необходимое условие – неделимость объекта, физическая (если объект – должность) или психологическая (нежелание одного из оппонентов разделить объект). Определить объект в конкретном конфликте очень не просто, но его выявление – непременное условие успешного решения конфликта.
Конфликтная ситуация – это ситуация скрытого или открытого противоборства двух или нескольких сторон-участников, каждый из которых имеет свои цели, мотивы, средства или способы решения проблемы, имеющей личную значимость для каждого из участников. Конфликтная ситуация предполагает наличие субъектов и объекта конфликта. Конфликтные ситуации могут возникать как для достижения определенных целей, так и без цели (хоть и намеренно); как объективно (в зависимости от обстоятельств, а не от воли оппонентов), так и субъективно (порожденные субъектом конфликта, оппонентом). Любое социальное напряжение может превратиться в социальный конфликт при соответствующих условиях. Однако его ход, способ осмысления, характер представления в сознании действующего субъекта будет вместе с тем развиваться по определенным правилам. При этом сохраняется определенная последовательность в аргументации, в выдвижении притязаний и в обосновании своих требований. Так противоречие, переходящее в противоборство всегда содержит рассогласование. В действиях противостоящих сторон или субъектов всегда будет иметь место обращение к тому:
§ что жизненно необходимо для соответствующего субъекта (потребности);
§ что представляют собой вариации средств удовлетворения соответствующих жизненных потребностей (интерес);
§ что существенно и важно с точки зрения сохранения собственной идентичности (ценности).
Этапы и фазы конфликта (динамика). Конфликт как социально-психологическое явление представляет собой процесс, протекающий во времени. Динамика конфликта включает в себя следующие этапы:
· Предконфликтная ситуация характеризуется «натянутостью» отношений, подчеркнутой официальностью, расколом общности на группы и пр. Такую ситуацию еще можно назвать потенциальным конфликтом. При осознании ее происходит переход к следующей стадии конфликта.
· Ситуация конфликтного взаимодействие,которое может протекать следующим образом: 1-й вариант – выход из конфликта; 2-й вариант – конфликт; 3-й вариант – борьба до победного конца.
· Разрешение (завершение) конфликта–обстановка после конфликта (с этой точки зрения конфликт бывает полностью, частично разрешенным и совсем не разрешенным).
В то же время внутри каждой ситуации можно выделить следующие фазы: 1) инцидент или начальную фазу, 2) фазу подъема, или пик конфликта, 3) фазу завершения, или спада.
Завершение социального конфликта – последний этап открытого периода. Этот этап могут обусловить различные ситуации:
- ослабление одной или обеих сторон (исчерпание ресурсов), что не позволяет осуществлять дальнейшее противоборство;
- осознание бесперспективности продолжения конфликта её участниками;
Преобладающее превосходство одной из сторон и её возможность подавить оппонента или навязать ему свою волю;
- появление третьей стороны и её способность прекратить противостояние.
Результат разрешения противоборства может быть разный (Табл.)
Таблица
Причина | Результат |
Реализация целей противоборства | Победосный Компромиссный Пораженческий |
Разрешение конфликта | Мирный насильственный |
Функции конфликта | Конструктивный Деструктивный |
Эффективность и полнота разрешения | Полностью завершенный Отложенный на определенное или на неопределенное время |
Следует дифференцировать понятия «завершение конфликта» и «разрешение конфликта». Разрешение конфликта – частный случай его завершения. Он выражается в конструктивном, положительном решении проблемы. Формами разрешения также могут быть: затухание (угасание) конфликта, его устранение, перерастание противоборства в другой конфликт.
Для конфликта характерным является – в случае не решаемости переходить в следующий цикл, но с уже большей выраженностью пика конфликта. Осознанное отношение к конфликту позволит избежать ситуации нарастания цикличности.
Таким образом, системный, комплексный анализ конфликта является необходимым условием адекватного реагирования на него. Важнейшая задача государственных институтов и руководителей любого ранга в контексте управления конфликтами заключается в их объективном анализе с целью:
- стимулирования и использования положительного, конструктивного потенциала противоборств;
- предотвращения его негативных, разрушительных последствий;
- ликвидации деструктивных, опасных для общественного развития конфликтов.
Контрольные вопросы и задания