Составить схемы «Типы ВНД» , «Свойства темперамента»
ГУМАНИТАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ
учреждения образования «Гродненский государственный университет
имени Янки Купалы»
Контрольная работа
по дисциплине «Психология»
учащейся 2 курса 81 группы
заочной формы обучения
специальности 2-010101
«Дошкольное образование»
Столбовицкая Ирина Ивановна
Лидский р-н., Гродненская обл., г.Лида,
ул., Крупскай 14-205/1.
г. Гродно 2015
Тема: «Темперамент, его развитие и проявление»
План
Составить терминологический словарь по теме (выписать основные термины и их определения)
Составить схемы «Типы ВНД» , «Свойства темперамента»
Представьте, что Вы президент частной фирмы. В вашем распоряжении: биржевой агент, ваш заместитель, секретарь, агент по рекламе, агент по связям с общественностью, бухгалтер, охранник. Лиц каких типов темперамента Вы хотели бы видеть на данных должностях и почему? Свой выбор обоснуйте.
Описать особенности проявления темперамента в поведении детей дошкольного возраста
Как следует учитывать особенности темперамента ребенка в воспитательно-образовательном процессе?
Составить терминологический словарь по теме (выписать основные термины и их определения)
Темпера́мент — устойчивая совокупность индивидуальных психофизиологических особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера.С физиологической точки зрения он обусловлен типом высшей нервной деятельности человека, и проявляется в поведении человека (характера), в степени его жизненной активности.
Свой темперамент развивать можно и нужно. Основных направлений развития два:
1.Повышения гибкости эмоционального реагирования, умение менять свой темперамент.
Умение менять свой темперамент
Кому-то свой темперамент менять легче, кому-то сложнее, но при желании в этом направлении сделать можно многое.
Можно ли менять свой темперамент?
С одной стороны, темперамент как склонность человеку задается генетически , от рождения. С другой стороны, в разных ситуациях любой человек может проявлять себя очень разнообразно, не сковывая себя рамками привычного темперамента. Под холодным душем самый печальный меланхолик (если он здоровый меланхолик, а не в депрессии) пусть ненадолго, но становится холериком.
Когда пишут, что темперамент нельзя изменить, это не совсем так: ненадолго его менять вполне возможно, а талантливые люди могут в принципе выбирать свой темперамент. Свой темперамент менять возможно, дело только в том, что такую задачу ставят редко и эта задача не простая. Тем не менее, задача вполне решаемая. Путем обучения и тренировок большинство людей могут наработать себе все виды темпераментов и удобно пользоваться ими по жизни.
Как фон жизни, полезнее всего вырабатывать в себе темперамент сангвиника, научившись гибко, по ситуации, менять свой характер реагирования. Когда нужно спокойствие и выдержка, стоит превратиться в флегматика, когда нужна взрывная энергия и буйство чувств – холерик к вашим услугам. Для сочинения поэтических произведений, затрагивающих тонкие чувства, полезны будут меланхолические настроения…
Темперамент холерика - во многом врожденный, но при желании такой способ жизни можно приобрести - холериком стать. Если вы не холерик, но энергетика холерика вас привлекает, раскройте в себе и эту сторону вашей личности, тем более что такой способ жизни дает много преимуществ.
2.Усиление темперамента, повышение внутренней скорости (темпоритма), включение высокоэнергетичных эмоций.
Упражнение «Меланхолик»
Упражнение "Меланхолик" не самое популярное, но и оно бывает полезно для излишне рассудительных, мало эмоциональных людей. Упражнение "Меланхолик" полезно отрабатывать для повышения тонкой чувствительности, внимательности к переживаниям окружающих.
В освоении этого упражнения есть некоторая игра: вначале нужно "вогнать" себя в состоние высокой впечатлительности , когда душа живо отзывается на любое событие, которое можно попереживать .Нужно учесть, что это будут преимущественно негативные переживания, и на этом этапе последствия этого упражнения для жизни скорее отрицательные.
На следующем этапе нужно сохранить в себе впечатлительность, легкую и яркую отзывчивость на события, но убрать негативное восприятие, оставить впечатлительность позитивную или нейтральную.
Упражнение «Холерик»
Походка: ходить быстрее и энергичнее. Критерий: настолько быстрее и энергичнее, чтобы это стало вашей естественной привычкой. И чтобы, идя рядом с уважаемыми знакомыми, которых напрягать не стоит, приходилось, подстраиваясь, всегда замедлять шаг.
Жесты: вкладывать больше движения, для начала пусть даже и беспорядочного. Ярче, шире, заметнее!
Речь: говорить не быстрее, но энергичнее. Вкладывать больше эмоций в слова, меньше анализировать на сознательном уровне, что говорю и зачем. Сознательная коррекция — после. Всему свое время.
Мыслительный процесс: оценивать сразу, прикидывать легче, принимать решения быстрее. «Легкость в мыслях — необыкновенная!» — а почему бы и да?
Действия. Подумал — сделал. СРАЗУ ЖЕ. Сейчас. Не откладывая на потом и не прикидывая, а нужно ли. Контрольный вопрос: «Как это можно сделать быстрее?».
Упражнения Флегматика
Флегматику, чтобы преодолеть свои неосознанные и автоматические психологические защиты, следует применять следующие способы их преодоления.
1. Учти: эмоции, цейтнот и авторитет — аргументы для других.
Человек с темпераментом флегматика должен помнить, что его поведение в экстремальной ситуации может оказаться для окружающих и непонятным, и даже неприемлемым.
Действительно, при любой форме аргументации и нажима («Мы не успеем сдать работу», «Ты тормозишь работу всех остальных»,) флегматик выполняет работу только так скоро, как привык, и делает только то, что ему сказали заранее, а лучше то, что было обозначено в инструкции. Это приводит коллег в ярость, тем более что даже в стрессовой ситуации подталкивать, угрожать или отстранять его бесполезно.
Сознавая причины такой конфликтной ситуации, флегматик должен объяснить, что все понимает и будет терпеливо ждать объективной, лучше письменной аргументации («Будьте так добры — предоставьте документы ,при получении которых — как только, так сразу!»).
2. Постигай навыки эмпатии и тактичного общения.
Реагирующий слишком замедленно для того, чтобы чувствовать собеседника и проявлять в общении такт, флегматик нередко попадает впросак. Ему нужен профессиональный тренинг общения и даже некоторые привычные и опробованные схемы его организации.
Упражнение Сангвиник
Это правильные люди, занимающие в обществе активную жизненную позицию и никогда не унывающие. Им присущи следующие черты:
· Энергичность и активность. Их живость требует новых эмоций и впечатлений как воздуха, без новых ощущений и впечатлений они теряют свою активность и энергичность. Сангвиники никогда не сидят на месте, легко приспосабливаются к сменам обстановки.
· Работоспособность. Не знают усталости, очень энергичны, не боятся никакой работы. Легко перестраиваются с одной работы на другую.
· Коммуникабельность. Они легки в общении с людьми различного возраста и пола, быстро находит нужные «ниточки» в общении. Не испытывает никакого дискомфорта и скованности.
· Гибкость ума. Они быстро могут освоить любые профессии, легко обучаются и адаптируются к изменениям профессии.
· Жизнерадостность, позитивность и жизнелюбие. Способности сангвиников не обращать внимания на отрицательные моменты в жизни и неприятности может позавидовать каждый. Они умеют быстро забывать и не принимать близко к сердцу неприятные моменты.
· Уравновешенность. В их случае уравновешенность заключается в способности переключаться, в плане же характера они достаточно импульсивны.
· Сангвиники обладают яркой мимикой и жестикуляцией. Также они не умеют разговаривать на тихих тонах. Их голос достаточно громкий даже при обычном общении.
· Неустойчивая эмоциональность. Неустойчивость эмоций выражается в смене настроений: они то веселятся, то грустят.
Составить схемы «Типы ВНД» , «Свойства темперамента»
Типвысшей нервной деятельности–это совокупность врождённых и приобретённых свойств нервной системы, определяющих характер взаимодействия организма с окружающей средой и находящих своё отражениево всех функциях организма.
В основе типа высшей нервной деятельности лежат индивидуальные особенности протекания в центральной нервной системе двух нервных процессов: возбуждения и торможения. Согласно взглядам И.П.Павлова основными являются три свойства нервных процессов:
1. Сила процессов возбуждения и торможения( связана с работоспособностью нервных клеток).
Сила процессов возбужденияхарактеризуется: высокой работоспособностью ;инициативностью; решительностью; смелостью; мужеством; упорством в преодолении жизненных трудностей; способностью решать без срывов нервной деятельности сложные ситуации.
Сила процессов торможенияхарактеризуется: низкой работоспособностью; повышенной утомляемостью; слабой выносливостью; нерешительностью в сложных ситуациях, и быстрым наступлением при этом неврогенных срывов; стремлением избегать трудности, препятствия, активной работы и напряжения ; малой инициативностью; отсутствием настойчивости.
2. Уравновешенность нервных процессов ( связана с соотношением процессов возбуждения и торможения по их силе).
Уравновешенность нервных процессовхарактеризуется: ровным поведением и отношением к людям ; сдержанностью; способностью к самообладанию, сосредоточенности, ожиданию; способностью легко и быстро засыпать ; ровной речью, с правильной и выразительной интонацией.
Неуравновешенность с преобладанием возбужденияхарактеризуется: повышенной впечатлительностью; нервностью поведения, причем по сильному типу это выражается в склонности к крику, по слабому типу - в уходе в себя, в слезливости; беспокойным сном с частыми сновидениями кошмарного содержания; быстрой речью ( скороговоркой ).
3. Подвижность процессов возбуждения и торможения (связана со способностью нервных процессов сменять друг друга).
Подвижность нервныхпроцессов характеризуется: достаточно лёгким и быстрым переходом к новому делу; быстрой переделкой привычек и навыков; лёгкостью засыпания и пробуждения.
Инертность нервных процессов характеризуется: трудностью перехода к новому делу и переделки привычек и навыков; трудностью пробуждения; спокойным сном со сновидениями без кошмаров; замедленной речью.
Типы ВНД |
СИЛЬНЫЙ |
СЛАБЫЙ |
НЕУРАВНОВЕШАННЫЙ |
ИНЕРТНЫЙ |
ПОДВИЖНЫЙ |
УРАВНОВЕШАННЫЙ |
На основе всевозможной комбинации трех основных свойств нервных процессов происходит формирование большого разнообразия типов ВНД. По классификации И.П. Павлова выделяют четыре основных типа ВНД, отличающихся по устойчивости к невротизирующим фактом и адаптивным свойствам.
· Сильный, неуравновешенный,(«безудержный») тип характеризуется сильными процессами возбуждения, которые преобладают над торможением. Это человек увлекающийся; с высоким уровнем активности; энергичный; вспыльчивый; раздражительный; с сильными, быстро возникающими эмоциями, ярко отражающимися в речи, жестах, мимике.
· Сильный, уравновешенный, подвижный(лабильный или живой) тип отличается сильными процессами возбуждения и торможения, их уравновешенностью и способностью к легкой смене одного процесса другим. Это человек с большим самообладанием; решительный; преодолевающий трудности; энергичный; умеющий быстро ориентироваться в новой обстановке; подвижный; впечатлительный; с ярким выражением эмоций и легкой их сменяемостью.
· Сильный, уравновешенный, инертный( спокойный) тип характеризуется сильными процессами возбуждения и торможения , их уравновешенностью, но низкой подвижностью нервных процессов. Это человек весьма работоспособный; умеющий сдерживаться; спокойный; медлительный; со слабым проявлением чувств ; трудно переключающийся с одного вида деятельности на другой; не любит изменять свои привычки.
· Слабый типотличается слабыми процессами возбуждения и легко возникающими тормозными реакциями . Это человек слабовольный; унылый; тоскливый; с высокой эмоциональной ранимостью; мнительный; склонный к мрачным мыслям; с угнетенным настроением; замкнут; пуглив; легко поддается чужому влиянию.
Наряду с указанными общими для человека и животных типами ВНД И.П. Павлов выделил специально человеческие типы ( частные типы) на основе различного соотношения первой и второй сигнальных систем:
· Художественный тип характеризуется незначительным преобладанием первой сигнальной системы над второй. Для представителей этого типа свойственно предметное, образное восприятие окружающего мира, оперирование в процессе мышления чувственными образами.
· Мыслительный типотличается преобладанием второй сигнальной системы над первой.. Этому типу свойственно выраженная способность к абстрагированию от действительности, к тонкому анализу; оперирование в процессе мышления абстрактными символами.
· Средний тип характеризуется уравновешенностью сигнальных систем. К этому типу относится большинство людей, им свойственны как образные впечатления, так и у умозрительные заключения.
Эта классификация отражает характер функциональной межполушарной асимметрии головного мозга, особенности их взаимодействия.
Учение о типах высшей нервной деятельности имеет важное значение для понимания закономерностей формирования таких важных психологических особенностей личности, как темперамент и характер. Тип ВНД является физиологической основой темперамента. Однако тип ВНД сводить к темпераменту , ибо тип ВНД - это физиологическое свойство личности, а темперамент - психологическое свойство личности и имеет отношение к динамической стороне психической деятельности человека. Следует помнить, что темперамент не характеризует содержательную сторону личности ( мировоззрение человека, убеждения, взгляды, интересы и т.п). Особенности типа ВНД и преобладающего темперамента образуют природную основу индивидуальной неповторимости личности.
Свойства темперамента – это субъективные психические свойства, обладающие устойчивостью и характеризующие динамическую деятельность психики и ее процессов, например, во время игры ,учебы, работы и др. Индивидуальные или персональные особенности темперамента могут объясняться различным уровнем формирования свойств нервной системы. Темперамент как одно из личностных свойств индивида обуславливается врожденными параметрами человека. Основные свойства человека ,обуславливающие его как личность, имеют
проявление не только в его задатках, но и обязательно в темпераменте.