IX.4.2. Специфические психологические особенности воспитательных задач на уроках физической культуры
Среди многочисленных потребностей человека (как и животного) одной из фундаментальных является потребность в движении, с которой человек родится.
Об огромном значении удовлетворения этой потребности для здоровья и развития человека писали в свое время Песталоцци, К. Д. Ушинский, П. Ф. Лесгафт, Н. Г. Чернышевский и многие другие. Удовлетворение ее начинается с первых часов жизни ребенка. В младенческом возрасте развитие психики идет в теснейшей связи с развитием движений. С возрастом возможности удовлетворения потребности в движении ограничиваются. В современных условиях, когда физический труд заменяют машины, возникает опасность резкого сокращения двигательной активности. В результате этого с возрастом происходит постепенное угасание и самой потребности в движении.
Итак, главная специфическая воспитательная задача, которая в настоящее время ставится перед физической культурой, в том числе перед школьными и вузовскими программами,— постоянное развитие и поддержание потребности в движении. Школьники, начиная с I класса, должны проникнуться сознанием, что здоровье — это не личное дело отдельного человека, а общественное достояние. Наше здоровье нужно не только каждому из нас, оно нужно другим людям, обществу в целом.
По словам академика Н. М. Амосова, здоровье человека определяется не только отсутствием у него болезней, но и объемом, разнообразием, интенсивностью движений, которые он может выполнить за день. Ограниченность двигательных возможностей является признаком нездоровья.
При каких же психологических условиях физическая культура в форме обязательных учебных занятий и в различных других формах может решать поставленную перед ней важнейшую государственную задачу?
Физическая культура может стать достоянием каждого советского человека только при условии, когда значимость ее для здоровья, гармонического развития личности, физического совершенствования будет осознана каждым человеком.
Формирование понимания важности физической культуры в нашей жизни необходимо начинать еще в дошкольном и младшем школьном возрасте с развития интересов и соответствующих мотивов к занятиям физическими упражнениями. К числу первичных мотивов относятся мотив долженствования (в школе ученик обязан ходить на уроки физкультуры и усваивать предусмотренные программой знания, умения и навыки) и мотив эмоциональной привлекательности. Трудность формирования первичных интересов и мотивов связана с недостаточно осознанными потребностями. Отсюда диффузность, неопределенность и неустойчивость интересов к различным физическим упражнениям.
Другое важное психологическое условие развития потребности в движении — это переживание чувства удовлетворенности от двигательной активности, от физической нагрузки. Это чувство возникает вследствие неоднократно испытанного удовлетворения от самой деятельности, ее результатов и условий, а также от уверенности в получении удовлетворения впредь.
Знание закономерностей возникновения чувства удовлетворен-
ности от занятий физической культурой, знание факторов, способ- ;' ствующих повышению удовлетворенности, поможет формированию сознательного отношения к урокам физкультуры, повышению активности при овладении физическими упражнениями и в конечном счете будет постоянно поддерживать потребность в двигательной деятельности.
На удовлетворенность влияют следующие объективные и субъективные факторы (данные Л. В. Лихачева).
Объективные факторы: условия и содержание занятий, результаты, которых1 ученик достигает на уроке на протяжении четверти, учебного года; общая физическая, двигательная подготовленность класса; педагогическое мастерство учителя, его взаимоотношения с учащимися.
Субъективные факторы: положение ученика в классе вообще и в связи с занятиями физкультурой; отношение к физическим нагрузкам; степень общительности и умение налаживать контакты; особенности личности и свойств нервной системы.
Влияние этих факторов носит изменчивый характер, оно зависит от возраста, роста результатов. Разные факторы неодинаково влияют на удовлетворенность. В учебной группе она в наибольшей степени зависит от взаимоотношений с учителем, в спортивных секциях— от условий проведения тренировочных занятий.
Среди факторов, характеризующих деятельность учителя, в наибольшей степени на удовлетворенность занятиями влияют стиль руководства и личностные качества. Наибольшую удовлетворенность вызывает демократический стиль руководства. Из качеств личности выделяют глубокие специальные знания, строгость, справедливость по отношению к ученикам.
Значительное влияние на удовлетворенность занятиями физкультурой оказывает положение занимающегося в классе: она тем больше, чем выше деловой и личностный статус ученика.
Таким образом,,удовлетворенность занятиями физической культурой является существенным фактором повышения эффективности учебного процесса, влияющим на активность учеников, успешность их обучения и воспитания.