Проблемы хронической безработицы

Превентивные меры, которые можно реализовать на уровне службы занятости, для предотвращения хронической безработицы:

создание антикризисных центров для осуществления психологической и социальной поддержки хронических безработных;создание информационных центров, владеющих наиболее полной и подробной информацией о наличии вакансий;

проведение ярмарок вакансий;

выпуск информационных бюллетеней для потенциальных работодателей о высококвалифицированных кадрах, находящихся на учете в службе занятости.

Кроме того, необходимо проведение регулярных исследований рынка труда с целью выявления вакансий и переобучения кадров для их заполнения. Неотъемлемой частью работы с хроническими безработными является социальное консультирование для выработки у клиентов службы занятости активной стратегии поведения на рынке труда, а также для переориентации безработных на самозанятость и предпринимательскую деятельность, что в настоящее время можно признать как самый эффективный способ выхода из состояния безработицы. Отделом социальных технологий Поволжского межрегионального учебного центра разработана анкета, предоставляющая возможность лучше понять сущность проблемы хронической безработицы (Приложение 4). В настоящее время существуют рекомендации Федеральной службы занятости России по проведению мероприятий с безработными, включающих элементы социально-психологической адаптации. Ближе всего по целям и задачам к рассматриваемому случаю программа «Клуб ищущих работу» и курсы «Новый старт» [31].

Клубы ищущих работу (далее – клубы) осуществляют обучение клиентов методам самостоятельного поиска работы, оказывают им практическую помощь в применении полученных знаний и навыков, составлении индивидуальных планов поиска работы, создают условия для реализации этих планов, в том числе осуществляют информационное обеспечение поиска работы. Клубы решают непосредственно задачу социально-психологической адаптации безработных граждан к условиям рынка труда, способствуют раскрепощению клиентов, укреплению уверенности в себе и повышению мотивации к трудоустройству, обучают общению, вырабатывают коммуникативную компетентность как личностное качество. В этот процесс включаются такие важнейшие задачи, как формирование психологической зрелости и навыков саморегуляции, жизненного и профессионального самоопределения. Ставится задача понимания реальности, в связи с чем ведется информирование клиентов по правовым и экономическим вопросам. Клуб , в частности, способствует осуществлению контактов безработных друг с другом, с психологами и психотерапевтами, профконсультантами и другими специалистами, участвующими в процессе адаптации. В клубе проводятся тестирования и собеседования, встречи с предпринимателями, представителями городской администрации и службы занятости, лекции и консультации, тренинги, а также применяются иные формы групповой и индивидуальной работы. В основном клуб организует неформальное общение безработных для снятия стрессов, вызванных проблемами трудоустройства, для взаимной моральной поддержки и организации культурных программ. На базе клуба могут также создаваться организации для взаимной материальной поддержки: кассы взаимопомощи, кредитные товарищества и т. п.

Принципы деятельности клуба:

Опора на лидера: использовать в работе примеры достижений бывших безработных, добившихся успеха в жизни благодаря успешной адаптации.

Взаимность: нет адаптации адаптируемого без адаптации адаптирующего.

Синергизм: развивать и использовать способность к эффективному взаимодействию, взаимодополнению сотрудников (консультантов, преподавателей и др.) и членов клуба, вовлекая их в совместную деятельность по осуществлению адаптации.

Безопасность: в клубе никто и ни в каких целях не может нанести ущерб никому из его членов, сотрудников или гостей. Клуб является моделью общества, построенного на взаимном уважении, признании прав каждого на собственную точку зрения по любому вопросу. Стрессовые и конфликтные ситуации, создаваемые в специальных адаптационных мероприятиях (тренингах и т. п.) профессионалами-психологами (психотерапевтами), должны быть решены каждым из участников под руководством и под ответственность тех же специалистов, которые участвовали в их создании. При этом определение срока и формы разрешения указанных ситуаций относится к исключительной компетенции этих специалистов.

Максимальная мотивация: использовать любую возможность для усиления мотивации членов клуба, особенно вновь вступивших, к участию в адаптационной деятельности и в иных мероприятиях.

Социальная востребованность продукта: поддерживать любые мероприятия, кем бы они ни проводились, если они способствуют выполнению миссии системы адаптации, используя средства, допустимые с точки зрения морали и закона. Наряду с программой «Клуб ищущих работу» задачи социально-психологической адаптации призваны решать курсы «Новый старт». В арсенале их средств – совместное планирование работы, ежедневное обсуждение хода занятий (квазирефлексия), упражнения по оценке своих качеств, в том числе с помощью инвентаризации опыта, упражнения, ведущие к повышению самооценки.Для работы с хроническими безработными, на наш взгляд, можно предложить модифицированную программу, которая объединяет элементы программы «Клуб ищущих работу» и курсов «Новый старт». Основными идеями программы являются: оценка личной ситуации, составление конкретного плана собственных действий по поиску работы.

В программу можно также включить:

Тестирование профконсультантом для определения степени готовности: Безработного гражданина работать по своей профессии;

Технологию повышения мотивации к трудоустройству, укрепление уверенности в себе для каждого безработного;

Оценку сильных сторон личности;

Обучение безработных приемам психологической разгрузки;

Составление плана действий по поиску работы;

Ознакомление с основами Закона РФ «О занятости населения в РФ»;

Пошаговую технологию поиска работы, подкрепленную конкретными примерами;

Обучение наиболее эффективным способам общения и действиям при поиске работы;

Разъяснение: где, когда и как искать работу. Это занятие необходимо проводить отдельно с безработными, имеющими достаточно высокую мотивацию к поиску работы и имеющими «нулевую» мотивацию.

Занятия можно проводить в форме лекций и бесед. При выборе заданий профконсультанту необходимо учитывать возможности безработных, занимающихся в группе. Зачастую длительно неработающие безработные плохо идут на контакт и неактивно участвуют в ролевых играх, поэтому не в каждой группе рекомендуется проведение ролевых игр. План проведения занятий с длительно неработающими людьми можно представить следующим образом:

Первое занятие

1.Знакомство с целями, задачами и порядком работы участников.

2.Четыре фазы поиска работы. Стратегия и тактика.

3.Фаза 1. Кто Я? Проведение анкетирования и психологического тестирования участников.

4.Определение отношения безработного к работе и безработице, плюсы и минусы безработицы – «ловушка пособия», оценка своих сильных и слабых сторон.

5.Знакомство с общей схемой общения и взаимодействия людей.

6. Что такое покупка и продажа рабочей силы.

6. Ознакомление и обучение приемам психологической разгрузки.

Второе занятие

Ознакомление безработных с законодательством о труде:

КЗоТ, правила приема и увольнения с работы;

Виды и формы договоров.

Разъяснение положений Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»:

Активность безработных при поиске работы;

Возможность переобучения, переподготовки.

Третье занятие

Фаза 2. Куда Я иду?

Выработка рабочих идей:

Представление о своих возможностях;

Оценка своих достоинств и преимуществ;

Представление об идеальной и возможной работе.

Анализ возможностей трудоустройства и профобучения, составление списка предприятий.

Работа с планом поиска работы:

Постановка конкретных целей;

Учет уже сделанных шагов.

Четвертое занятие

Фаза 3. Как Я туда попаду?

Составление сети поиска работы – перечисление всех возможных путей поиска работы.

Создание контактной сети.

Поиск вакансий. Виды вакансий. Как собирать информацию о вакансиях, анализ объявления о вакансии.

Подготовка к контактам с работодателями:

подготовка документов;

получение рекомендаций;

составление автобиографии;

сбор информации об организации и работодателе.

Пятое занятие

Критерии отбора, или что нужно работодателю.

Стили поведения: покорное, убеждающее, агрессивное.

Виды обращения к работодателю.

Письменное обращение к работодателю. Поисковое письмо. Резюме.

Техника телефонного разговора с работодателем.

Личная встреча, собеседование. Подготовка к личной встрече: формирование имиджа.

Шестое занятие

Правила ведения переговоров с работодателем.

Техника проведения собеседования с работодателем при личной встрече:

установление контакта;

предъявление документов;

ведение беседы;

ответы на возможные вопросы;

окончание беседы.

1. Анализ результатов встречи.

2. Фаза 4. Что делать, когда цель достигнута, или как сохранить работу.

3. Использование приемов психологической разгрузки при поиске работы.

4. Анкетирование безработных, принимавших участие в работе клуба, на предмет их готовности к продолжению трудовой деятельности.

В условиях диспропорции между спросом и предложением рабочей силы и отсутствия постоянных рабочих мест на рынках труда одним из направлений содействия занятости длительно неработающих граждан является временное трудоустройство граждан в первую очередь на общественные работы. Общественные работы организуются органами исполнительной власти по предложению и при участии центров занятости населения на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности для обеспечения временной занятости и материальной поддержки безработных в период временного затруднения с трудоустройством, с целью сохранения мотивации к труду, у длительно безработных граждан, приобретения трудовых навыков молодежью, начинающей трудовую деятельность. С этой целью создаются дополнительные рабочие места для временного трудоустройства, если таковые отсутствуют у работодателей, в том числе за счет средств бюджетов муниципальных образований и средств ФГСЗН.

Приоритетное направление имеют общественные работы, способствующие трудоустройству безработных женщин, имеющих среднее специальное или высшее образование, в качестве технических работников, социальных работников, работников при проведении мероприятий общественно-культурного назначения. Можно увеличивать число рабочих мест для проведения общественных работ путем заполнения вакантных рабочих мест и должностей, длительное время остающихся не занятыми по причине их непрестижности.

Заключение

Проблема безработицы имеет место во всех странах мира, является одной из острейших психологических социальных проблем, так как за ней стоит бедность и духовное обнищание людей. Эта проблема действительно актуальна на сегодняшний день и не утратит своей актуальности в будущем, так как безработица – это естественное явление в экономике и в жизни общества, полностью избежать которого в силу несовершенства рыночного механизма.

В процессе написания дипломной работы мы выяснили следующее.

Безработный – это трудоспособный гражданин, не имеющий работы и заработка, зарегистрированный в органах занятости в целях поиска подходящей работы и готовый приступить к ней. Правовой статус безработного, также как и правовой статус гражданина, включает основные права и обязанности, которыми наделяет государство лицо, потерявшее работу.

В зависимости от социально - демографических характеристик выделяют шесть основных групп безработных: молодежь, женщины, мигранты, трудоспособные инвалиды, деклассированные элементы (бомжи, бродяги, алкоголики). Психологическое состояние безработных характеризуется повышенным уровнем тревожности и беспокойства. Половина безработных переживает сильный физиологический и психологический стресс.

Безработица независимо от её продолжительности несет с собой множество проблем, оказывающих негативное влияние не только на безработных, но и на общественное развитие. Одним из существенных последствий безработицы является падение материального достатка человека и его семьи, что в свою очередь со временем приводит к утрате здоровья. Кроме того, потеря работы представляет собой серьёзную психологическую травму и может спровоцировать стресс. Безработица, уменьшая доходы семей, усиливает дифференциацию населения, порождает социальную агрессию и увеличивает криминогенность общества. Всё это вызывает рост социально-политической напряжённости в обществе и угрозу социального взрыва.

С целью содействия занятости безработных граждан органы занятости населения используют в своей деятельности такие технологии как профориентация, которая представляет собой комплекс специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учётом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда; социальное консультирование безработных граждан , которое включает в себя изучение профессиональных интересов, повышение мотивации к труду, выявление психологических и психофизических особенностей личности, предоставление рекомендаций по наиболее приемлемым для клиентов сферам деятельности; социальная коррекция – это деятельность специалиста по социальной работе по исправлению тех особенностей клиента, которые не соответствуют принятым в обществе моделям и стандартам; психологическая поддержка, которая осуществляется путем оптимизации психологического состояния человека как следствие полного разрешения или снижения актуальности психологических проблем, препятствующих трудовой, профессиональной, социальной самореализации

Психологическое консультирование безработных использует сочетание методов беседы, тестирования и социально-психологического тренинга. Используемое сочетание способствует улучшению психологического, физического и духовного самочувствия безработного.

На основании проведенного психологического исследования можно сделать следующие выводы:

1. Личностная тревожность безработных и успешно работающих испытуемых в большинстве случаев ниже ситуационной.

2. У 31% успешно работающих испытуемых и у 15% безработных выявлена высокая личностная тревожность.

3. У 31% успешно работающих испытуемых и 54% безработных выявлены высокие значения ситуативной тревожности.

4. Средние значения ситуационной тревожности безработных выше, чем работающих.

5. Высокий уровень ситуативной, или реактивной тревожности является отражением напряжения, беспокойства, озабоченности, нервозности, что может быть связано с эмоциональной реакцией на стрессовую ситуацию (в нашем случае, потеря работы).

Гипотеза: личностная и ситуативная тревожность безработных выше, чем у работающих – нашла свое частичное подтверждение. Личностная тревожность работающих и неработающих испытуемых не отличалась, что могло быть связано с малым сроком бездеятельности неработающих.

В заключение хотелось бы сказать следующее. В нашей стране сформировалось и до сих пор культивируется отношение к безработице как социально опасному, негативному и даже недопустимому явлению. Конечно проблему безработицы необходимо решать, и здесь большое значение имеют органы занятости населения, оказывающие услуги населению и работодателям в сфере содействия занятости.


Литература

1. Адамчук В. Экономия и социология труда. М., 1999.

2. Атаманова Р. Не выживать, а жить // Управление персоналом. 2000. № 6.

3. Борисов Ю. Клуб – путь к трудоустройству // Человеческие ресурсы. 2000. № 4. (http://muc.renet.ru/jornal)

4. Брайер К. Безработица и неполная занятость // Социологические исследования. 1993. № 10.

5. Волошина И., Проничев И., Богомолов В., Коломоец Л., Новикова Н. Адаптация длительно неработающих граждан // Человеческие ресурсы. 1998. № 2. (http://muc.renet.ru/jornal)

6. Герасимова Т. Причины хронической безработицы // Человеческие ресурсы. 1998. № 2. (http://muc.renet.ru/jornal)

7. Гривина И. Легко ли быть молодым безработным? // Служба кадров. 1999. № 2.

8. Грохольский А. Человек не занятый – путь к деградации // Восточно-Сибирская правда. 1998. 10 сент.

9. Данилов А. Безработным – неослабевающее внимание // Человеческие ресурсы. 1999. № 3. (http://muc.renet.ru/jornal)

10. Деготь Б. А., Кривошеев В. Т. Предпринимательская деятельность в системе содействия занятости населения. Саратов, 1996.

11. Дружинин В. Варианты жизни. М., 2000.

12. Дудина О., Ратникова М. Профессиональная мобильность: кто и как принимает решение сменить профессию // Социологические исследования. 1997. № 11.

13. Емельянов Ю. Помоги себе сам. Советы всем, кто еще не нашел свое место в жизни. М., 1997.

14. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000.

15. Калмыков А. А. Управление человеческими ресурсами и проблема реабилитации // Управление человеческими ресурсами: психологические проблемы. М., 1996.

16. Каппони В., Новак Т. Сам себе психолог. СПб., 1994.

17. Каренов Р. Безработица: проблемы и пути их решения // Индустриальная Караганда. 2000. 29 янв.

18. Карпухин О. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // Социологические исследования. 2000. № 3.

19. Козина И. Поведение на рынке труда: анализ трудовых биографий // Социологические исследования. 1997. № 4.

20. Колесникова О., Козлова Л., Заруцкий С. Методическое пособие по проведению релаксационного семинара-тренинга «Антистрессовая группа». Воронеж, 1999.

21. Ксенофонтова Е. Исследование локализации контроля личности – новая версия методики УСК // Психологический журнал. 1999. № 2.

22. Леннеер-Аксельсон Б., Тюлефорс И. Психосоциальная помощь населению / Институт социальной работы. Б. м., [1994].

23. Литвинов А. Диагноз – социофобия // Служба кадров. 2001. № 4.

24. Любимов А. Перемены на рынке труда // Служба кадров. 2001. № 5.

25. Моросанова В. Индивидуальный стиль саморегуляции в произвольной активности человека // Психологический журнал. 1995. № 4.

26. Немов Р. Основы психологического консультирования. М., 1999.

27. Орел В. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. 2001. № 1.

28. Петров С. Проблемы занятости в современной России // Социологические исследования. 1995. № 5.

29. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 1998 года № 828 «О Федеральной целевой программе содействия занятости населения Российской Федерации на 1998–2000 годы» // Сборник нормативных и учебно-методических материалов и документов по профессиональной ориентации и психологической поддержке безработных и незанятого населения. Саратов, 2000.

30. Постановление Саратовской областной думы от 23 июня 1999 года № 29-1054 «О Комплексной программе содействия занятости населения Саратовской области на 1999-2000 годы». http://www.saratov.gov.ru.

31. Примерное положение о Клубе ищущих работу. http://psucology. narod.ru.297.html.

32. Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. Г. Осипова. М., 1998.

33. Сигарева Е. Безработные в структуре общества // Социологические исследования. 1998. № 7.

34. Сметанин Е. Адаптация населения к современной экономической ситуации // Социологические исследования. 1995. № 9.

35. Соболева И. Политика занятости в России и мировой опыт // Проблемы теории и практики управления. 1997. № 1. (http://www.ptpu.ru)

36. Соломин И. Особенности мотивации женщин // Человеческие ресурсы. 1998. № 3. (http://muc.renet.ru/jornal)

37. Социальная работа: Учеб. для вузов. Ростов н/Д, 1999.

38. Технология работы центра занятости. http://psucology.narod.ru.297.html.

39. Трансформация экономических институтов в постсоветской России (микроэкономический анализ) / Под ред. Р. Нуреева. М., 2000. Разд. 2. Гл. 12.

40. Уильямс К. О классовом характере безработицы и путях ее снижения // Социологические исследования. 1997. № 5.

41. Федеральный закон от 20 апреля 1996 года № 36-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» // Сборник нормативных и учебно-методических материалов и документов по профессиональному обучению незанятого населения. Саратов, 1999.

42. Феофанов К. Ценностно-нравственный аспект безработицы в России // Социологические исследования. 1995. № 9.

43. Хасаев Г. Особенности региональной безработицы // Социологические исследования. 1998. № 4.

44. Хомутов В. Опять об адаптации // Человеческие ресурсы. 2000. № 2. (http://muc.renet.ru/jornal)

45. Хомутов В. Хроническая безработица: предпосылки и последствия // Человеческие ресурсы. 1998. № 4. (http://muc.renet.ru/jornal)

46. Шинкаренко Г. Не спешите зачислять в ненужные // Служба кадров. 2001. № 4.

47. Шокина И. Гендерные аспекты хронической безработицы. Саратов, 1999.

48. Шокина И. Хроническая безработица женщин // Человеческие ресурсы. 1999. № 1–2.



[1] Большинство ранних исследований были направлены на изучение мужской без­работицы, возможно отражая тем самым сексистское мышление части исследова­телей. В случаях, когда опыт безработицы мужчин и женщин рассматривался совме­стно, было найдено не так много фактов, раскрывающих тендерные различия.

Наши рекомендации