Возможный конструктивный ход принятия группового решения
Этапы:
1. Запись всех предложений.
2. Группировка предложений.
3. Совместное определение критериев для оценки каждойгруп
пы предложений.
4. Составление таблицы.
\ Критерии Идеи \ | Выгода для образовательного учреждения | Эффективность данного варианта решения проблемы | Стоимость реализации идеи | Возможность реализации предложенного варианта решения | Общая сумма баллов |
1-я группа | |||||
2-я группа | |||||
3-я группа |
5. Индивидуальное оценивание в баллах (от 1 до 3) предложе
ний по согласованным критериям.
6. Подсчет общего количества баллов, набранных каждым
предложением (группой предложений), ранжирование по бал
лам.
7. Определение наиболее рациональных предложений (набрав
ших наибольшее количество баллов).
Правила «мозгового штурма» [66]
Важной составляющей, способствующей успеху проведения «мозгового штурма», являются особые условия его проведения, опирающиеся на правила.
1. Отсутствие всякой критики:
- во время выдвижения идей запрещаются их критика, неодоб
рительные замечания, иронические реплики и т. п. Высказывания
записываются без изменений и не оцениваются, несмотря на то,
что они могут показаться глупыми, смешными или абсурдными;
- нежелательно также неявное высмеивание чьей-либо идеи
или, наоборот, чрезмерное покровительство ей;
- запрещается показывать, что идея не имеет ценности, игно
рируя чей-либо вклад или демонстрируя критичное отношение
невербальными жестами и мимикой (пожимая плечами, подни
мая брови, демонстрируя скепсис или ухмыляясь и т.п.).
2. Поощрение предлагаемых идей:
- одобряются внешне и принимаются все высказанные идеи,
причем оказывается предпочтение не систематическому логиче
скому мышлению, а озарениям, необузданной и безграничной
фантазии в самых разных направлениях;
- превыше всего ставится количество высказанных идей, а не
их качество;
- идеи презентуются короткими высказываниями.
3. Равноправие участников «мозгового штурма»:
- чтобы иметь стимул выдвигать свои идеи, каждый участник
должен чувствовать, что его предложение будет услышано и рас
смотрено;
- для предотвращения доминирования одного или двух членов
группы целесообразно установить систему, при которой каждый
участник может высказать свое предложение в порядке очереди.
Это позволит привлечь к генерированию идей всех участников;
- если у кого-то из участников отсутствуют идеи или предло
жения, об этом нужно сразу же заявить, причем никто не должен
эту ситуацию комментировать и выяснять, по какой причине обу
чаемый не может внести предложение. В случае возникновения
ситуации, когда все предложения исчерпаны, руководитель «штур
ма» может простимулировать группу дополнительно с помощью
каких-либо рекомендаций или инициатив.
4. Свобода ассоциаций и творческого воображения:
- в «мозговом штурме» существует запрет на введение каких-
либо ограничений;
- любая предложенная идея (даже если она не относится к
обсуждаемой проблеме) стоит рассмотрения и внимания участ
ников, так как может вызвать ассоциацию у кого-либо из членов
группы и привести к рождению новой идеи;
- высказанные ранее идеи любой участник «штурма» может
развивать, интегрировать, получать из них новые ассоциативные
комбинации;
- идеи могут высказываться без обоснования;
- допускается выдвижение заведомо нереальных, фантастиче
ских, шутливых, оригинальных идей.
5. Творческая атмосфера на «игровой поляне»:
- между участниками «мозгового штурма» поддерживаются де
мократичные, партнерские и дружественные отношения;
- создается и закрепляется такая обстановка, в которой допус
каются шутка, каламбур, юмор;
- руководитель «мозгового штурма» инициирует атмосферу мак
симального психологического комфорта: улыбается, одобряет,
поддерживает, восхищается, радуется, говорит комплименты.
6. Обязательная фиксация всех высказанных идей:
- все идеи, высказанные вслух, следует записывать на флип-
чарт, доску, магнитофон и т.д. теми же словами, какие исполь
зовал автор идеи. Требование записывающих «уточнить формули
ровку» недопустимо, так как может прервать творческий процесс,
ход мыслей «генератора» идеи и преждевременно вызвать у слу
шающих доводы в пользу принятия или отторжения еще не при
нятого предложения;
- необходимо быть внимательным при записи поступающих
предложений и не пропустить ни одного из них. Иногда человек,
преодолев стеснительность, выражает свою мысль и надеется, что
она будет принята во внимание при обсуждении, но оказывается,
что ее не заметили. Этого может быть достаточно, чтобы человек
замкнулся, ушел в себя.
7. Время для инкубации:
- не следует сразу же приниматься за анализ наработанных идей,
их систематизацию и критику;
- группе необходимо дать время, чтобы участники могли обду
мать все зафиксированные идеи и затем рассмотреть любые аль
тернативные подходы или новые предложения.
Метод «мозгового штурма» хорош тем, что помогает демократично и ненавязчиво обсуждать многие проблемы.
3.4. Возможные трудности при проведении дискуссий. Советы и рекомендации ведущему
При организации и проведении дискуссий нередко возникают определенные проблемы и трудности. Остановимся на наиболее часто встречающихся затруднениях.
I. Перевод дискуссии на другую, не менее актуальную для присутствующих тему или перевод разговора на постороннюю тему.
Одна из основных опасностей при использовании дискуссии в качестве метода обучения — это легкость, с которой можно отклониться далеко в сторону от обсуждаемой темы. Поскольку по-ошряется генерирование любых идей, участники дискуссии, особенно «мозгового штурма», зачастую уходят от реальной проблемы и с трудом находят рациональные и продуктивные идеи.
Рекомендации и советы.
1. Тему дискуссии всегда старайтесь зафиксировать письменно —
на доске или плакате.
2. Держать группу в необходимом русле поможет повторение
предмета, темы и условий дискуссии перед ее началом.
3. Приучайте участников дискуссии повторять основные мо
менты предыдущего выступления прежде, чем высказывать соб
ственную точку зрения.
4. Постарайтесь сформулировать обсуждаемую в настоящий
момент тему, записать ее на доске и сопоставить с обсуждаемой
темой; делайте промежуточные обобщения.
5. Обнаружив, что участники перевели разговор на другую тему,
согласитесь (одной-двумя фразами), что это действительно важ
ный вопрос. А затем: «Поскольку это заслуживает специального
разговора ("заслуживает"!), а я дорожу вашим ("вашим!") и сво
им временем, то давайте сначала закончим о...» или: «Хорошо.
Мы еще поговорим об этом. Только давайте сначала закончим о...».
Типичная ошибка: заметив, что участники дискуссии «соскользнули» на другую тему, ведущий реагирует раздраженно: «Давайте не отвлекаться!» — и тем самым ставит дискуссию на грань конфликта.
II. Чрезмерно словоохотливый участник дискуссии.
Рекомендации и советы.
1. Как только начинается обмен мнениями, ведущий должен
удостовериться, что никто не монополизировал дискуссию и что
каждый желающий внести в нее свой вклад имеет возможность
сделать это. Если приводимые доводы становятся расплывчатыми
или сомнительными, ведущий может попросить у говорящего
разъяснений от имени группы или же сделать обзор тех момен
тов, которые были упущены либо затронуты слишком поверхно
стно.
2. Дать слишком словоохотливому участнику высказаться, зная,
что когда-нибудь он «выдохнется». А затем: «Теперь можно сказать
мне» — и обязательно дождитесь ответа.
3. «Потерпите, сейчас вы выскажетесь» или — с настойчивой,
но не раздраженной интонацией: «Позвольте мне договорить до
Конца».
4. Попросите его изложить свои мысли письменно.
5. Поручите подготовить и высказать свое мнение при подведе
нии итогов дискуссии.
6. Заранее поговорите с ним, подчеркните его способности и
попросите дать возможность высказаться другим.
7. Попросите его записывать аргументы на доске или плакате.
8. Не допускайте обращений, которые могут вызвать конфликт
ную ситуацию: «Дайте же наконец высказаться другим!» — «Нет,
это вы не даете...».
III. Пассивность участников.
Причиной может быть неактуальность обсуждаемой проблемы либо пессимистический настрой аудитории относительно приемлемых вариантов ее решения (ничего из предложенного материала не принесет никакой пользы). Отсутствие подготовки или привычка руководителя к авторитарному стилю могут вызывать у участников страх оказаться несостоятельными или униженными, что также снижает их творческую активность.
Рекомендации и советы (для более полного включения группы в дискуссию).
1. Начните дискуссию со знакомства (если необходимо) или
интеллектуальной разминки — это раскрепостит участников и
создаст определенный настрой.
2. Расположите группу по кругу, устраните преграды, затруд
няющие общение.
3. Подключите участников к определению темы дискуссии,
предоставив им возможность выбора темы из нескольких альтер
нативных. Проблемно сформулируйте выбранную тему, покажите
значимость и полезность ее обсуждения для всех участников, объяс
ните, почему это важно обсудить всем вместе именно сейчас, на
метьте ожидаемый результат; ориентируйте участников на груп
повое решение.
4. Постарайтесь выявить интересы и устранить сомнения участ
ников, ответив на их замечания. После того как участники заин
тересовались обсуждаемыми положениями, поняли их целесооб
разность, но все еще проявляют осторожность и не видят возмож
ностей для их практического применения, важно выяснить их
желания и устранить сомнения.
5. Чтобы привлечь к обсуждению пассивных участников, по
просите их в качестве примера привести несколько фактов. Пока
жите значимость участия в дискуссии именно этого человека. Ста
райтесь использовать личные обращения.
6. Поддерживайте и подбадривайте участников, когда они выс
казываются.
Эффективным способом стимулирования активности участников является метод созидательной конфронтации [26].
Для обострения дискуссии поощряются независимые, неожиданные, неординарные суждения, представляющие противоположные точки зрения. Тем самым создается ситуация эмоционального напряжения, конфронтации, которая стимулирует творче-
ское воображение, критическое мышление участников дискуссии. Но если ведущий не будет управлять этим процессом, может возникнуть другая проблема: конфликт во время дискуссии.
Г/. Сильная зависимость некоторых участников от группы.
Качество дискуссии в значительной степени определяется глубиной знаний и опыта, которыми обладают члены группы, поэтому следует уделять внимание подбору участников дискуссии с приблизительно равными способностями, чтобы обеспечить широкий спектр мнений и убеждений. Снижает зависимость от группы использование письменной дискуссии.
Вместе с тем отдельные участники дискуссии могут утвердиться в неверной позиции. Несмотря на то, что дискуссия, несомненно, дает замечательную возможность убедить кого-либо взглянуть на вещи по-новому, в ходе нее также возможно укрепление участников в своих убеждениях, если они видят угрозу для собственных взглядов. Обеспечение благоприятной эмоциональной атмосферы снимает психологические защиты, делает участников более гибкими.
V. Слишком острый характер дискуссии, взаимные обвинения участ
ников.
Это случается, когда обсуждаемая проблема касается жизненных принципов и личных переживаний участников и стороны не достигают единодушия.
Рекомендация и совет.
Чтобы спор не вышел за рамки дискуссии, ведущему нужно подытожить рассуждения всех сторон и обсудить сходство и различие позиций.
Если иногда в силу выраженного эмоционального фактора обсуждения вопроса один из участников пытается вывести ведущего из равновесия, осознанно или неосознанно провоцируя его на конфликт с помощью «мелких уколов», следует игнорировать эти «шпильки», ибо они в таких случаях носят косвенный характер и не затрагивают сути ваших аргументов. Когда участник заметит, что его «уколы» не действуют, его запал пропадает, хотя по инерции он может выпустить еще пару «шпилек».
VI. Нарушение режима времени.
Оно может возникнуть, если преподаватель увлечется и поддержит навязанный группой ритм.
Рекомендация и совет.
При подготовке к дискуссии четко определите время на обсуждение каждого вопроса и сверяйтесь с планом по ходу дискуссии либо назначьте «хранителя времени» из участников.
Ряд трудностей возникает, если преподаватель забывает о правиле: «Люди легче принимают позицию того человека, к которому у них эмоционально положительное отношение, и наоборот». Если преподаватель сумел расположить к себе обучающихся, со-
3 Панина ' 65
здать благоприятный психологический климат, то в проведении дискуссии удастся избежать многих трудностей, связанных с межличностными отношениями.
Некоторые из предложенных вариантов проведения дискуссий не гарантируют тщательную, глубокую проработку материала. Но одно из главных значений дискуссии — не столько всесторонне и глубоко решить проблему, сколько побудить участников задуматься над ней, осуществить пересмотр своих убеждений и представлений, уточнить и определить свою позицию, научиться аргументированно отстаивать собственную точку зрения и в то же время осознавать право других иметь свой взгляд на обсуждаемую проблему, быть индивидуальностью.
Изучение механизмов групповой дискуссии показало целесообразность ее применения для активизации межличностных процессов в управленческой, обучающей, диагностической, психотерапевтической, творческой и других видах деятельности.
Вопросы и задания
1. Сравните методы интерактивного обучения — дискуссию и диспут,
укажите сходства и различия.
2. Укажите преимущества дискуссии по сравнению с другими форма
ми обучения.
3. Какие современные техники организации дискуссий наиболее при
емлемы в детской, а какие — во взрослой аудитории? Свой ответ обос
нуйте.
4. Используя советы по подготовке и проведению дискуссии, составь
те план дискуссии на произвольную тему.
5. Какие типы вопросов включены в ваш план проведения дискуссии?
Какие еще типы вопросов могут быть использованы?
6. Проанализируйте возможные трудности при проведении дискуссий.
Назовите способы их преодоления.