Процесс принятия группового решения

Принятие группового решения – одна из функций группы, для реализации которой ей необходим лидер или руководитель.

Принятие группового решения – это совместный выбор из ряда альтернатив для решения общей задачи. Для этого необходимо согласование мнений всех участников группы.

Групповые решения имеют ряд преимуществ перед индивидуальными по своей эффективности, что вызвано несколькими причинами.

Во-первых, играет свою роль вовлечённость в группу, когда человек ощущает своё членство в ней. Положительной стороной является то, что в процессе группового принятия решений оно всё-таки не навязывается, а принимается всеми совместно. Здесь появляется возможность взглянуть на спорный вопрос с разных точек зрения, что помогает принять оптимальное итоговое решение. Однако в случаях, когда наблюдается сильное расхождение во мнениях, свою отрицательную роль может сыграть конформность, когда индивид будет не столько предлагать группе свои позиции и объективно анализировать предложенные, сколько подвергаться давлению со стороны группы в сторону согласия с позицией большинства.

Выделяют три основные формы групповых дискуссий, помогающие принятию решения:

  1. Совещание – рассмотрение вопроса со всех сторон, совместные обсуждения, взвешивание сильных и слабых сторон предлагаемых решений.
  2. Мозговой штурм. Сначала одна половина участвующих – «генераторы идей» - предлагают разнообразные решения сложившейся проблемы, которые только приходят в голову, причём никто их при этом не критикует и не анализирует, здесь важны полная некритичность мышления, креативность и свободное течение мысли. На втором этапе другая половина – «критики» - тщательно анализируют каждый предложенный метод и выбирают из них оптимальные.
  3. Синектика. Решение принимается совместно ведущими дискуссии (синекторами) и группой. В этом методе ударение ставится на рассмотрение крайних противоположных сторон решения проблемы, что позволяет найти оптимальную «золотую середину».

Во-вторых, можно упомянуть эффект так называемой «диффузной» или «распылённой» ответственности. Он состоит в том, что при принятии особенно сложного и неприятного для человека решения тот факт, что оно принималось не единолично им, кажется ему успокаивающим и несколько снижающим беспокойство. Он понимает, что не только он «виноват» в этом решении. Таким образом, многие решения, которые человек сам не смог бы принять, группой принимаются.

Групповые решения не сводятся к сумме индивидуальных, а являются специфическим результатом группового взаимодействия. Об этом свидетельствуют обнаруженные исследователями феномены:

1. Групповаянормализация. Изначально разнородные и крайние позиции группы сглаживаются, и в результате полученное решение разделяется всеми.

2. Групповаяполяризация. Разнородные мнения и позиции участников не сглаживаются, а в итоге оформляются в две противоположные позиции, исключающие компромиссы.

3. Сдвиг к риску. Возрастание рискованности групповых решений по сравнению с первоначальными предложениями.

ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ

Общение – это процесс установления, поддержания и развития прямого, непосредственного или опосредованного теми или иными средствами контакта между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и взаимоотношениях.

Это осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов. Оно – средство передачи общественного опыта и культуры.

Общение позволяет раскрыть свой субъективный мир другим людям, самоопределяться и проявить свои особенности.

Существуют различные точки зрения на природу общения. Оно может рассматриваться и как особый отдельный вид деятельности, и как некоторая сторона деятельности, выполняющая регулирующую и организаторскую функции.

Поэтому условно разделяют 2 вида общения:

ролевое (т. е. способствующее выполнению той или иной деятельности);

личностное (т. е. сама по себе самостоятельная речевая деятельность, носящая коммуникативный характер).

Однако это не абсолютная классификация и эти типы общения могут плавно перетекать друг в друга

Для осуществления успешного общения необходимы следующие составляющие:

  1. Контакт
  2. Общий язык (не обязательно словесный – вербальный, это может быть невербальный язык: жесты, мимика, различная символика).
  3. Общность знаний о мире, единая система значений, принятых всеми общающимися между собой в данный момент людьми (общность тезаурусов).

Б. Ф. Ломов приписывал общению следующие функции:

1. Информационно-коммуникативная - для передачи информации;

2. регуляционно-коммуникативная – для организации и регуляции деятельности;

3. аффективно-коммуникативная – для передачи эмоционального состояния и для эмоционального воздействия на собеседника.

Л. А. Карпенский предложил более подробную классификацию функций:

1. контактная – установление контакта и готовности к взаимодействию;

2. информационная – обмен объективной и субъективной информацией;

3. побудительная – стимуляция активности;

4. координационная – согласование совместной деятельности;

5. понимание партнёра и его сообщений;

6. амотивная – обмен с партнёром эмоциональными состояниями;

7. установление взаимоотношений (фиксирование своей роли, статуса и связей);

8. оказание влияния – изменение состояния, поведения, мнений, установок и личностных особенностей партнёра.

В процессе общения задействуются следующие механизмы и эффекты межличностного восприятия и понимания:

Идентификация - отождествление себя с объектом общения, способность встать на место партнёра и посмотреть на мир его глазами, понять его.

Эмпатия – способность сопереживания и сочувствия партнёру по общению, чувствования его состояния, это понимание человека на эмоциональном уровне. Выделяют 3 типа эмпатии: эмоциональную (перенесение на другого человека своего эмоционального состояния), когнитивную (рациональное сравнение состояний, вспоминание аналогичных у себя), предикативную (способность предсказывать эмоциональные реакции другого).

Рефлексия – способность воспринимать себя глазами партнёра по общению и иметь представление о том, как сам выглядишь в его глазах.

Установка – готовность личности воспринимать жизненные явления определённым образом. Это благоприятная или неблагоприятная настроенность на что-либо.

Эффект новизны – возникает при восприятии знакомых людей, когда последняя, более новая информация относительно их оказывает наибольшее влияние на мнение о них.

Эффект первичности – возникает при восприятии незнакомого человека, когда информация, ставшая известной в первую очередь, оказывает решающее влияние на представление о человеке.

Эффект ореола – человек склонен позитивно оценивать все даже незнакомые черты партнёра, если он в целом имеет благоприятное впечатление о нём, и наоборот: имея неблагоприятное впечатление о человеке (особенно, в условиях дефицита какой-либо информации о нём), он будет отрицательно оценивать и неизвестные ему стороны партнёра по общению.

Эффект стереотипизации возникает в результате стремления делать выводы на основе ограниченной информации. Например, когда выявленные при непосредственном общении с несколькими людьми из одной группы черты распространяются на всех представителей данной группы. Это мнение о личностных качествах целой группы. Обычно они чрезмерно обобщены и с большим трудом пропускают новую информацию (т. е. они устойчивы к изменениям).

Стереотипы представляют собой довольно упрощённый образ человека, группы, явления или события. Формируется он обобщением общественного и своего личного опытов. Позволяет сократить время реагирования и ускорить процесс познания.

Стереотипы имеют когнитивные корни и последствия, поэтому обладают следующим эффектом: они направляют мышление и память в определённое русло, т. е. заставляют находить доказательства в свою поддержку, даже если таковых не существует. Поэтому они устойчивы к изменениям.

Стереотипы имеют как плюсы, так и минусы: с одной стороны, стереотипы облегчают восприятие, экономя силы, затрачиваемые на восприятие и познание, а с другой стороны, возникает вероятность необдуманного отнесения воспринимаемого объекта к заранее известным категориям, что вызывает необъективное отношение к нему и неточные выводы. Стереотип, помогающий в одной ситуации, может оказаться ложным и совершенно неподходящим в другой.

Г. М. Андреева рассматривает общение как взаимосвязь трёх его составляющих сторон:

1. Коммуникация. Общение – это всегда передача той или иной информации (как вербальной, так и невербальной). Это может быть передача своих взглядов, идей, интересов, эмоций, настроений и т. п. Однако информация здесь не просто передаётся другому, но и вызывает определённое отношение к ней воспринимающего.

Это не пассивный, а активный процесс. Люди таким образом соотносят свои картины мира. И информация всегда, так или иначе, воздействует, влияет на собеседника. На эту сторону процесса общения сильно влияют отношения между партнёрами, их состояния, цели, потребности, установки. Средствами являются речь, жестикуляция, мимика и другие знаковые системы.

2. Интеракция. Без взаимодействия нет общения. Взаимодействие – это процесс непосредственного или опосредованного воздействия людей друг на друга. С этой стороны, коммуникатор тем или иным образом изменяет поведение, мысли и чувства своего собеседника, организовывает его деятельность - взаимодействие всегда обусловлено какой-то причиной.

Взаимодействие, как правило, идёт двумя путями: либо кооперация (способствование совместной деятельности), либо конкуренция (препятствование, хотя она вовсе может не означать конфликта). На тип взаимодействия влияют отношения, установившиеся между собеседниками, их цели и мотивы.

В процессе взаимодействия между людьми появляются признаки, характеризующие их как группу определённого уровня развития. Противоречия же, возникающие во взаимодействии, ведут либо к развитию, либо к распаду всей структуры.

3. Перцепция. Общающиеся люди всегда воспринимают и оценивают друг друга. Причём воспринимают не только внешнюю информацию (облик собеседника, его голос, действия), но также угадывают за этим смысл его сообщения и его личностные особенности. Например, при формировании первого впечатления происходит достраивание образа воспринимаемого человека на основе имеющейся ограниченной информации, отсюда могут возникнуть искажения в представлениях о данном человеке.

И здесь проблемой могут стать различные эффекты, фильтры и социальные стереотипы восприятия (внешностные, национальные, профессиональные, религиозные) – когда происходит не «чистое» восприятие, а сквозь призму устойчивых образов и отношений. Только на основе правильного восприятия возможно взаимопонимание.

Социальная перцепция– это процесс восприятия, понимания и оценки людьми других людей, групп, общностей и социальных ситуаций. Восприятие зависит от самого объекта, прошлого опыта воспринимающего, его целей, намерений и значимости ситуации.

Выделяют следующие особенности восприятия:

• Воспринимаемый человек старается сформировать такое представление о себе, которое поможет осуществлению его целей.

• внимание воспринимающего сосредоточено в основном на смысловых интерпретациях и оценке воспринимаемого.

• слитность при восприятии познавательных процессов с эмоциональными компонентами и мотивационно-смысловой структурой деятельности.

Межличностное восприятие – это восприятие, понимание и оценка человека человеком. Особенности его: пристрастность, слитность эмоциональной и когнитивной сторон, оценочная и ценностная окраска,

Воспринимается не только сам по себе человек, а в совокупности его межличностных отношений.

Люди почти всегда не просто наблюдают за другими, но и стараются понять причины их поведения, на основе чего делают выводы об их особенностях. В условиях дефицита информации человек приписывает наблюдаемому объекту его возможные свойства.

Каузальная атрибуция – это интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей. Это также и область социальной психологии, занимающаяся изучением содержания, механизмов и эффектов межличностного восприятия.

Важным в их исследованиях является вопрос о роли установки в восприятии, о стереотипах, о процессах, влияющих на формирование представлений о человеке, на первое впечатление о нём, на интерпретацию его поведения и т. д.

Наши суждения и оценки зависят от того, как мы понимаем человека или сложившуюся ситуацию.

Люди приписывают причины того или иного поведения либо внутренним причинам (личностные качества и особенности), либо внешним (объективным обстоятельствам).

С каузальной атрибуцией связывают следующие особенности поведения:

• человек склонен по-разному объяснять свои и чужие поступки;

• возможна нелогичность и субъективность;

• неудачные результаты обычно приписываются внешним причинам и обстоятельствам, а удачные - внутренним (личностным).

Приписав другому человеку какие-то качества личности или причины поведения, сам наблюдатель будет относиться к нему исходя из них, приписанных им же, т. е., возможно, неадекватно.

ГРУППОВАЯ СПЛОЧЁННОСТЬ

Групповая сплочённость – это показатель того, что люди в этой группе не только совместимы, но и привержены друг другу, объединены общими ценностями, целями и т. п., они чувствуют свою связь друг с другом. В сплочённой группе присутствует чувство «Мы».

Уровень сплочённости можно охарактеризовать через степень развития межличностных отношений, а именно отношений, имеющих положительную эмоциональную окраску, через частоту и прочность коммуникаций в группе, через удовлетворяемость потребностей индивида данной группой, через удовлетворённость деятельностью в этой группе, через осознание её общественной значимости, через общность деятельности, ценностей и целей.

Оптимальный для такой группы стиль лидерства или руководства – демократический.

Важен статус и престиж группы.

Сплочённость группы тем выше, чем больше участников группы симпатизируют друг другу, и чем больше группа удовлетворяет их пребывание в ней. Группа удовлетворяет человека не просто когда выгоды членства превышают его издержки, но и когда выгоды этой группы для конкретного человека значительно превышают таковые в других доступных ему группах.

Групповая сплочённость – это не только результат, но и определённый процесс формирования группы.

Структура малых групп состоит из трёх слоёв, увеличивающихся по степени влияния на глубину групповой сплочённости. Процесс её формирования идёт от формирования самого простого – первого – слоя к самому сложному:

1. Поверхностные межличностные отношения, не связанные с общей деятельностью группы.

2. Эмоциональные межличностные отношения, опосредованные совместной групповой деятельностью.

3. Ценностно-ориентационное единство – одинаковое отношение к групповой деятельности и её целям, общая мотивация и восприятие себя как целого, связанного общим делом.

4. Совместные цели деятельности и сама предметная деятельность. Степень развития этого уровня определяется по следующим признакам:

а. выполнение группой основной своей функции,

б. соответствие группы социальным нормам,

в. возможность личности полноценно развиваться в условиях данной группы.

Согласно авторам этой концепции, последнему - четвёртому слою развития группы соответствует образование коллектива – самой организованной и сплочённой из всех малых групп. Личность в коллективе находит поддержку и помощь, с коллективом она разделяет ответственность, что способствует формированию и усилению групповой сплочённости.

Сплочённая группа показывает более высокие результаты совместной деятельности, люди в ней больше удовлетворены ею и своим членством в группе, повышается их работоспособность, организованность и дисциплинированность.

Важным для сплочённости фактором является психологическая совместимость. Так называют способность к совместной деятельности на основании сочетаемости людей в группе.

Это один из показателей сплочённости группы, он предполагает возможность бесконфликтного общения и согласованности взаимодействий в совместной деятельности. Наличие совместимости означает, что в данном составе группа вполне может выполнить свои функции и какую-либо совместную деятельность.

Выделяют два типа групповой психологической совместимости:

  1. Психофизиологическая (согласованность сенсомоторных реакций, ритмической деятельности, скорости реакций, совместимость темпераментов и черт характера).
  2. Социально-психологическая (предметно-целевое и ценностно-ориентационное единство, взаимная ответственность и референтность, общность типов поведения, установок, ценностей, отношений, взаимные симпатии).

Межличностная совместимость – это взаимное приятие партнёров, основанное на сходстве или взаимодополнительности особенностей и личностных характеристик. Критерии совместимости: высокая удовлетворённость процессом и результатом взаимодействия, взаимная симпатия, уважение, желание продолжать взаимодействие. Межличностные отношения сильно влияют на становление сплочённости, ценностно-ориентационного единства коллектива.

Близким понятием совместимости является сработанность – это высокая продуктивность совместной деятельности при незначительных эмоционально-энергетических затратах и субъективная удовлетворённость её процессом и результатом.

Совместная деятельность предполагает разнородную социальную дифференциацию и интеграцию индивидуальных вкладов, а такая координация облегчается, когда есть согласие. Поскольку условия деятельности постоянно более или менее меняются, появляется необходимость постоянного приспособления участников друг к другу и к обстоятельствам.

Совместная деятельность протекает гладко, если у каждого участника развит самоконтроль.

Согласованные действия в устойчивых ситуациях зависят от каждого участника, сохраняющего свою личную автономию и контролирующего себя с точки зрения групповых ожиданий.

Наши рекомендации