Iv.3. состояние психической напряженности

Термином «психическая напряженность» обозначаются состояния человека, возникающие в усложненных условиях деятельности. Классификация психических состояний по уровню напряженности отражает взаимоотношения между условиями деятельности и психическими состояниями, с одной стороны, и психическими состояниями и успешностью деятельности — с другой.

Умеренная психическая напряженность соответствует комфортным условиям деятельности, работе в оптимальном режиме. Обычно в этом случае имеет место длительное сохранение работоспособности, отсутствие грубых ошибок, срывов и других аномалий. Со стороны психики умеренное психическое напряжение характеризуется повышенной активностью, хорошим самочувствием, мотивированностью на достижение высоких результатов. Повышенная психическая напряженность сопровождает деятельность, протекающую в экстремальных, стрессогенных

условиях.

Исследования советских психологов (В. Л. Марищука, Е. А. Ми-леряна, К- К. Платонова, В. В. Суворовой и др.) позволили установить, что психическая напряженность по-разному влияет на поведение человека. Наиболее часто выделяются четыре формы; поведения в экстремальных условиях деятельности:

1. Напряженный тип поведения. Он проявляется общей затор
моженностью, скованностью, напряженностью и импульсивностью
движений. На соревнованиях спортсмены с таким типом поведения
судорожно сжимают спортивные снаряды, кусают губы, их вни
мание приковано к табло или индикаторам, на неожиданные или
эмоционально значимые факторы реагируют сильно и чрезвычай
но импульсивно.

2. Тормозный тип поведения. Характеризуется почти полной
заторможенностью действий, возникающих под влиянием необыч
ных, ответственных и эмоциональных ситуаций.

3. «Трусливый» тип поведения. Психическая напряженность

in

Iv.3. состояние психической напряженности - student2.ru Iv.3. состояние психической напряженности - student2.ru может так отразиться в сознании человека, что вынудит его отка-3 заться от выполнения своих функций. Чаще всего в этих случаях! наблюдаются апатия, пассивность, стремление оградить себя от : всякого вмешательства в ход событий. Спортсмен на соревнова-' ниях испытывает затруднения в организации своего поведения, подоЛгу находится в застывшей позе, пытается оттянуть время.' В таком поведении проявляют себя эмоции страха, в результате' чего доминирует инстинкт самосохранения.

4. Прогрессивный тип поведения. Воздействие экстремальных обстоятельств далеко не всегда оказывает отрицательное влияние на эффективность деятельности. Существует такая категория людей, которая в экстремальных условиях достигает наибольшей, эффективности деятельности. Такой тип поведения называется прогрессивным. Он характеризуется оптимизмом, боевым задором, повышенной работоспособностью, мобилизацией физических и психических сил организма.

В связи с тем, что всякая деятельность в стрессогенной ситуа-j ции обязательно приводит к дополнительной мобилизации внутренних ресурсов, длительная психическая напряженность может иметь неблагоприятные последствия. Существуют типичные болезни «стрессовой этиологии» — сердечно-сосудистые заболевания, язва желудка, астма и др.

В серии исследований М. Фридмана и Р. Розенмана (1974) выделены два основных типа людей, различающихся по степени устойчивости к стрессу.

Тип Л объдиняет людей, подверженных стрессу. Они отличаются ярко очерченным поведенческим синдромом, определяющим весь стиль поведения и жизни. У них чаще наблюдается выраженная склонность к соревнованию, стремление к высоким достижениям, агрессивность, нетерпеливость, беспокойство, гиперактивность, экспрессивная речь, постоянное напряжение лицевой мускулатуры, чувство хронической нехватки времени и повышенная деятельность.

Тип Б объединяет лиц, устойчивых к стрессовым воздействиям, обладающих противоположными личностными качествами.

Таким образом, психическая напряженность сказывается не только на продуктивности деятельности, но и на состоянии здо-. ровья. Так, лица, подверженные воздействию стресса (тип А) болеют сердечно-сосудистыми заболеваниями в 7 раз чаще, чем устойчивые к стрессу (тип Б). Поэтому снижение психической напряженности, исключение или ограничение причин возникновения стресса является важной психогигиенической задачей.

Психологи видят три основных пути профилактики психической напряженности: 1) научно обоснованный психологический отбор лиц для деятельности в экстремальных условиях; 2) воспитание эмоциональных, моральных и волевых качеств личности, которые позволили бы произвольно управлять психическими состояниями в процессе напряженной деятельности; 3) создание благоприятного психологического климата и оптимизация условий деятельности.

Наши рекомендации