Состояния психической напряженности

Ситуативные эмоции могут переходить в устойчивые эмоциональные состояния. Одним из самых распространенных психических состояний является психическая напряженность.

Определение. Психическая напряженность -- это психическое состояние, обусловленное предвосхищением неблагоприятного для субъекта развития событий.

Психическая напряженность может возникнуть в условиях новизны, неясности, запутанности той или иной жизненной ситуации, в обстановке конфликтов: в сфере значимых для личности отношений, в различных экстремальных условиях. Выделяют несколько состояний психической напряженности.

1. Страх - это отрицательное состояние, возникающее в ситуации угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленное на источник действительной или воображаемой опасности. В зависимости от характера угрозы интенсивность переживания страха варьируется в достаточно широком диапазоне оттенков: опасение, боязнь, испуг, ужас. Функционально страх служит предупреждением субъекта о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, побуждает искать пути ее избегания.

Человеку, как правило, удается побороть свой страх, если он выяснит характер опасности и найдет средство ее устранения. Если же источник опасности является неопределенным или неосознанным, то эмоция страха перерастает в эмоциональное состояние тревоги.

2. Тревога -- это отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в ситуации неопределенной или неосознанной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. В отличие от эмоции страха как реакции на конкретную угрозу, тревога является устойчивым психическим состоянием и представляет собой генерализованный или беспредметный страх. Функционально тревога не только предупреждает субъекта о возможной опасности, но и побуждает к поиску и конкретизации этой опасности, к активному исследованию окружающей действительности с установкой на определение угрожающего предмета.

В психологии различают ситуативную тревогу как психическое состояние индивида в какой-то период его жизнедеятельности и тревогу как черту личности, то есть тревожность.

Тревожность -- это качество личности, выражающееся в повышенной склонности индивида испытывать тревогу по поводу реальной или воображаемой опасности. Тревожность обычно повышается при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживших последствия тяжелой психической травмы.

3. Стресс (от англ. stress -- напряжение) -- эмоциональное состояние напряжения, возникающее под влиянием сильных экстремальных воздействий. Понятие ``стресс'' было введено канадским физиологом Гансом Селье (1936) и означало неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, которое помогает организму приспособиться к возникшим трудностям, справиться с ними. Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса. Таким образом, любое событие, факт или сообщение может вызвать стресс, то есть стать стрессором.

Появление состояния стресса зависит не только от события или ситуации, которые его вызвали, но и от личности человека, от его опыта, ожиданий, самооценки, уверенности или неуверенности себе и т. д. Особенно большое значение имеют, конечно, оценка угрозы, ожидание опасных последствий, которые содержит в себе ситуация.

Стресс в начальной фазе может быть даже полезен для человека. В состоянии стресса происходит мобилизация психологических сил. Но развитие стресса приводит к дистрессу.

Дистресс (от англ. distress -- горе, страдание, истощение) -- это стресс, оказывающий отрицательное воздействие на организм, приводящий к истощению нервных и физических сил, разрушению функциональных систем, психической патологии, дезорганизации деятельности и поведения.

4. Фрустрация (от лат. frustratio -- обман, тщетное ожидание) -- это состояние переживания напряжения, которое охватывает человека, когда на пути к достижению цели или решению задач он встречается с неожиданными объективно непреодолимыми или субъективно так понимаемыми препятствиями, которые мешают удовлетворению его потребностей.

Причины, вызвавшие фрустрацию (фрустраторы), могут быть самыми различными. Это может быть лишение (отсутствие у человека необходимых средств для удовлетворения потребностей), конфликт и т.д. Фрустрация может привести к тем же отрицательным последствиям, что и стресс, в том числе, к дезорганизации деятельности и поведения. Очень часто состояние фрустрации сопровождается агрессивным поведением. Если же человек ``зацикливается'' на фрустраторе, то возможен патологический исход -- психическое заболевание. Возможно и астеническое проявление фрустраций - депрессивное состояние: человек переживает печаль, отчаяние, им овладевает чувство бессилия, теряется смысл жизни.

Состояния психического напряжения угрожают психике и организму человека. Для преодоления их отрицательного воздействия на психику и организм необходимо

1) правильно оценивать значимость событий;

2) стремиться к достаточной разноплановой информированности по данному вопросу;

3) принимать конкретные меры по снятию возбуждения (переживания), включающие в себя а) переоценку событий (аутотренинг); б) эмоциональную разрядку (дать выговориться, выплакаться и т. д.); в) мышечное расслабление (релаксация).

Психическая напряженность может быть эмоциональной и операциональной. Операциональная психическая напряженность преимущественно определяется характером и особенностями деятельности. Она обусловлена рядом факторов, таких, как монотонность, гипокинезия, работа в режиме ожидания, совмещенная деятельность, дефицит времени деятельности.

Эмоциональная напряженность - Психическая напряженность, вызванная длительной перегрузкой, напряжением эмоциональной сферы (эмоциональным возбуждением).

Для многих видов деятельности типичны экстремальные стрессовые ситуации двух крайних типов: с требованием существенного повышения активности; с требованием поддержания активности на необходимом уровне.

Тип стрессовой ситуации с необходимостью существенного повышения активности возникает тогда, когда требования интенсивных действий и жесткие временные ограничения вынуждают человека предельно напрягать силы и мобилизовывать внутренние резервы. Тип экстремальной ситуации с требованием поддержания активности на необходимом для деятельности уровне возникает из-за существенного ограничения притока значимой информации, её однообразия, вынужденной низкой двигательной активности. Он обусловлен малой интенсивностью выполняемой работы. При этом человеку, как правило, приходиться прилагать значительные волевые усилия для поддержания достаточно высокого уровня бодрствования и рабочей активности.

Для стрессовых ситуаций обоих описанных типов характерна одна общая черта – появление у человека острого внутреннего конфликта между требованиями, которые предъявляет к нему деятельность, и его действительными возможностями. В результате такого конфликта повышается вероятность снижения эффективности деятельности, ухудшается функциональное состояние, ухудшается состояние здоровья, увеличивается предрасположенность к ошибочным действиям, несчастным случаям и авариям (М.А. Котик).

Поведение в состоянии напряженности отличается негибкостью: утрачивает пластичность, свойственную ему в спокойной обстановке. Например, спортсмены нередко отмечают, что при встрече с серьез­ным противником из-за сильного волнения подсказанная тренером или товарищем комбинация становится настолько навязчивой, чго в ходе борьбы спортсмены только о ней и думают, забывая обо всех дру­гих приемах. Это происходит потому, что спортсмен некритически воспринимает рекомендованную комбинацию как лучшую.

В состоянии напряженности в первую очередь страдают сложные действия и интеллектуальные функции: сокращается объем внима­ния, нарушаются процессы восприятия и мышления, появляюья лишние ненаправленные действия, снижается объем памяти и элемен­тарных мыслительных операций. Один из известных волейболис гс в писал: «Напряжение порой бывает так велико, что потом не можешь вспомнить ход встречи, забываешь, что и как делал. В таком состоя­нии немудрено проиграть что угодно. Это как воздушная яма, куда проваливается самолет. Команда в такой ситуации полностью теряет управление».

Возникновение того или иного типа напряженности (реакции мо­билизации или реакции торможения) обусловлено многими факто­рами. Одним из них является степень объективной и субъективной трудности задачи для данного человека. Если степень трудности мак­симальная и задача неразрешимая, продуктивность работы вначале повышается, а затем снижается. Если же задача трудная, но разреши­мая, то повышение или понижение продуктивности зависит от степе­ни подготовленности человека: при хорошей подготовленности (тре­нированности) помехи и препятствия улучшают выполнение задачи, а при плохой — ухудшают.

Большое значение имеют также личностные особенности, в том числе типологические особенности проявления свойств нервной сис­темы. Лица с сильной нервной системой лучше выдерживают экстре­мальные условия, чем лица со слабой нервной системой.

19.

20.

Хронический стресс- патологическое состояние, возникающее из-за того, что нормальная кратковременная стрессовая реакция организм длится слишком долго или возникает слишком часто, что может нарушать работу иммунной и сердечно-сосудистых систем и приводить к атрофии гиппокампа (долговременная память и пространственные ориентации).

Составляющие хронического стресса:

Тревога

Агрессия

Депрессия

Астения

Соматизация вегетативной симптоматики стресса

Проявления хронического стресса:
- чрезмерно чувствительное отношение к стрессовым ситуациям, иными словами, даже незначительное потрясение может вывести человека из состояния равновесия, вызвать агрессию и панику;
- «глаза на мокром месте»;
- ранимость и обидчивость;
- повышенный уровень беспокойства;
- психологическое застревание в травмирующей и причиняющей боль ситуации;
- неспособность концентрировать внимание, плохая память и мыслительная активность;
- гиперчувствительность к яркому свету или слишком громкому звуку;
- нарушения качества сна. Человек, страдающий неврозами, часто подолгу не может заснуть. Если заснуть удается, то сон не приносит отдыха, так как является неглубоким и беспокойным;
- расстройства вегетативной нервной системы проявляются в сильной потливости, учащенном биении сердца, перепадах артериального давления и расстройств со стороны желудочно-кишечного тракта;
- в отдельных случаях на фоне хронического стресса возникают сексуальные расстройства.

Причины:

- одной из причин хронического стресса служат продолжительные эмоциональные, психические и физические нагрузки. При этом, как правило, человеку не удается расслабиться, отвлечься от насущных проблем. Причиной хронического стресса в этом отношении может быть работа и семейные отношения, отношения с друзьями и неуверенность в себе. Часто несколько из перечисленных факторов выступают в комбинации;
- в отдельных случаях причиной нервного расстройства может служить невозможность закончить начатое дело, найти выход из затруднительной ситуации;

- нередко причиной развития хронического стресса выступают те же факторы, что и провоцируют депрессию;
- трудоголизм и неумение отвлечься также являются причинами нервных нарушений;
- многие люди по своему характеру не могут переносить даже недлительные и умеренные нагрузки как физические, так и психологические, что также приводит к развитию стресса хронического характера;
- кроме психологических и эмоциональных состояний на развитие данного рода нервных расстройств оказывают влияние такие патологии, как, к примеру, грипп.

Лечение:

По мнению психологов, преодоления кризисных ситуаций возможно при условии соблюдения принципов, на базе которых можно сформировать систему стратегий восстановления психической равновесия. К таким принципам относятся:
принцип удовлетворения;
принцип реальности;
принцип ценности;
принцип творчества.

Принцип удовлетворения предусматривает осуществление психологической защиты на основе выявления максимальной степени эмоционального благополучия, возможного в условиях неблагоприятной ситуации. Механизм реализации этой высокой степени благосостояния заключается в когнитивной и эмоциональной инфантильности человека.

Принцип реальности нацеливает на трезвый подход к миру, в котором движение к какой-либо цели рассматривается не как прямолинейный процесс подъема на все новые и новые ступеньки, а предполагает длинные, в том числе обходные пути и косвенные средства. Психологический механизм реализации принципа реальности заключается в основном в способности к терпению.

Принцип ценности указывает на необходимость построения систем различных жизненных альтернатив на одной ценностные основании, в результате чего каждая из альтернатив в рамках данной системы ценностей получает свою оценку. Этот приоритетный список оценок и служит инструментом рационализации той ситуации, которую нужно преодолеть.

Принцип творчества определяет в значительной мере самосовершенствования человека, активное и сознательное созидание человеком самого себя, причем не только в идеальном смысле, но и в практическом воплощении в реальных кризисных ситуациях.

Занятия по выработке различных стратегий решения жизненных задач повышают психологическую устойчивость человека в условиях, требующих напряжения духовных сил. Главную роль при этом играют не знания, а гибкость, которая позволяет своевременно изменять и тем самым нормализовать поведение.


22.

Наши рекомендации