Одним из важнейших факторов возникновения конфликтов являются конфликтогены
Конфликтоген —высказывания, действия (или бездействие), порождающее или способные привести к конфликту. Чаще всего конфликтогеныпредставляют собой проявления, направленные на решение психологических проблем или достижение каких-то целей (психологических или прагматических).
Большинство конфликтогенов не являются преднамеренными оскорблениями. Более того, нередко человек выдает конфликтоген незаметно для себя (привычные слова и жесты). Но многие даже непреднамеренные конфликтогены порождены такими подсознательными причинами, как агрессия, стремление к превосходству и т. п.
На мелкие конфликтогены собеседник зачастую не реагирует. Но накопление мелких конфликтогенов приводит к внешне беспричинной (или имеющей пустяковую причину) взрывной реакции (ссора, скандал, увольнение, развод и т. п.)
А.П. Егидес предложил выделить следующиетипы конфликтогенов:
• стремление к превосходству;
• проявление агрессивности;
• проявление эгоизма
• нарушение правил;
• неблагоприятное стечение обстоятельств.
Раскроем некоторые из них подробнее.
Известный китайский мыслитель Лао-цзы учил: “Реки и ручьи отдают свою воду морям потому, что те ниже их. Так и человек, желая возвыситься, должен держать себя ниже других”. Следовательно, всевозможные проявления превосходства — это тупиковый путь, ведущий в противоположную сторону от цели — возвыситься над другим. Ибо человек -источник конфликтогенов — вызывает отрицательную реакцию окружающих, ценящих спокойную обстановку.
Агрессивность требует выхода. Однако, выплеснувшись в виде конфликтогена, часто возвращается бумерангом конфликта. Кроме того, слова писателя Льва Толстова: «То, что начато в гневе, кончается в стыде»можно назвать пророческими.
Также содержание конфликтогенов могут составлять следующие проявления:
* снисходительное отношение, то есть проявление превосходства, но с оттенком доброжелательности;
* хвастовство у многих вызывает раздражение;
* категоричность, безапелляционность - проявление излишней уверенности в своей правоте, самоуверенности; предполагает свое превосходство и подчинение собеседника;
* перебивание собеседника, тем самым, показывается, что его мысли более ценны, чем мысли других, именно его и надо слушать.
* утаивание информации. Информация - это необходимый элемент жизнедеятельности. Отсутствие информации вызывает состояние тревоги. Информация может утаиваться по разным причинам, но природа не терпит пустоты, и возникший вакуум заполняет домыслами, слухами, сплетнями, которые зачастую только усугубляют положение.
* нарушение этики, намеренные или непреднамеренные (например, воспользоваться чужой мыслью, но не сослался на автора или доставить неудобство, но не извиниться и т.п.)
* подшучивание;
* обман или попытка обмана как средство достижения цели нечестным путем, соответственно также может рассматриваться как сильнейший конфликтоген;
* напоминание (возможно, и непреднамеренное) о какой-то проигрышной для собеседника ситуации.
Также одной из часто скрытых или скрываемых, а потому важнейших причин конфликта является несовместимостьвзаимодействующих людей.
Проблемасовместимости рассмотрена нами подробно в предыдущей главе, посвященной взаимодействию людей.
* * *
Виды конфликтов
Существует огромное количество классификаций видов конфликтов. На наш взгляд, наиболее полной является следующая классификация.
1) По сфере проявления: экономические, идеологические, религиозные, семейные, социально-бытовые;
2) По проявлению: открытые, скрытые;
3) По преднамеренности: стихийные, преднамеренные, заранее спланированные, спровоцированные;
4) По коммуникативной направленности: горизонтальные, вертикальные;
5) По масштабам: локальные, общие;
6) По продолжительности: краткосрочные, долгосрочные;
7) По составу конфликтующих сторон: внутриличностные, межличностные, внутригрупповые, межгрупповые.
8) По социальным последствиям: конструктивные, деструктивные;
9) По форме проявления: саботаж, демонстрация, бойкот, отказ от сотрудничества, забастовка и т.д.;
10) По источникам конфликта: структурные, инновационные, позиционные, справедливости, борьбы за ресурсы, динамические.
Остановимся поподробнее на некоторых видах конфликтов, имеющих особое значение в нашем контексте.
1. Внутриличностные конфликты –представляет собой противопоставление двух начал в душе человека, воспринимаемое и эмоционально переживаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующего своего разрешения и вызывающая внутреннюю работу, направленную на её преодоление.
-
-
-
-
-
-
-
-
Рис. 1. Классификация внутриличностных конфликтов
Мотивационные выделяется 3 подвида:
· выбор между в равной мере привлекательными, но взаимоисключающими альтернативами (легенда о Буриданове осле);
· выбор между двумя в равной мере непривлекательными возможностями («из двух зол меньшее»);
· одна и та же цель в равной мере и привлекательна и непривлекательна («И хочется и колется»).
Когнитивные столкновение несовместимых представлений: он мой друг – друзья так не поступают;
Ролевые выделяется 3 подвида:
· Я – роль: противоречие между требованиями роли и возможностями личности
· несовместимость разных ролевых ожиданий;
· межролевые: разные ролевые позиции личности оказываются несовместимыми: семья и работа.
2. Межличностные конфликты –это ситуации противоречий, разногласий, столкновений между людьми. Дойч выделяет: кооперация – конкуренция, распределение власти, ориентация на задачу, формальный – неформальный характер отношений, интенсивность и значимость.
3. Межгрупповые конфликты –это такое взаимодействие между собственно группами людей и между отдельными представителями этих групп, а также любые ситуации, в которых участники общения взаимодействуют в межгрупповом измерении, воспринимая друг друга и себя как членов разных групп:
- мотивационные (внутренние проблемы);
- ситуативные (внешние факторы);
- когнитивные (в основе социальные установки);
- соединение различных подходов.