Личность в юридической психологии: понятие и природа
Юридическая психология
ЮП – наука об исследовании закономерностей психики в системе человек – право. Право – это воля господствующего класса. К науке право никакого отношения не имеет (это строго между нами). Поэтому во всех кодексах отсутствует психологический момент. А криминалистика и психология обслуживают объективный момент. Таким образом, ЮП плохо структурирована, потому что разницы между психологией исследователя и жертвой преступления практически нет, но изучается в рамках одной области знаний. ЮП – психология юристов, которые говорят о праве. Правильней использовать термин «правовая психология». В психологии минимум 20 точек зрения, и почти все подтвержденные. Существует 2 психологии: первая – академическая, преподающаяся в ВУЗе – данная наука исходит из человеческих, ученых интересов. Рациональный человек не может руководствоваться верой. Академическая психология выполняет идеологическую, психотерапевтическую функцию. Вторая психология – прикладная. Это экспериментальная психология, где минимум теории, максимум эксперимент. Экспериментальная психология выполняет прикладную функции. Учебники написаны в рамках академической психологии.
Слишком разнородная выборка исследована быть не может, потому что получившееся среднее не будет иметь отношение ни к первому, ни ко второму объекту. Поэтому, например, понятие человек – это философское понятие, а не биологическое. Для познания необходимо выделить условно одинаковые группы, но мы получим разные решения для разных групп, т.е не бывает одинаковых психологических законов для людей.
Таким образом, разные группы людей живут по разным правилам, и единого подхода не существует.
Методы юридической психологии
Каждый метод является критерием объективности и надежности информации.
1. Наблюдение:
Преимущества: простота использования
Недостатки: субъективность метода – мы воспринимаем не мир, а наше представление о мире:
1) Мы склонны обращать внимание на объекты, отличающиеся от среднего уровня (идя по улице, мы видим яркие моменты, а не все подряд)
2) К хорошем настроении мы замечаем позитивные моменты и наоборот.
3) Человек будет воспринимать факты, которые удобно ложатся в его мировосприятие (флегматик, холерик и т.д.)
4) Восприятие нас оправдывает – мы неправильно воспринимаем для оправдания
Посредством метода наблюдения мы формируем большую часть наших представлений, т.е большая часть нашего мировоззрения не имеет отношения к объективности. Человек вычленяет из реальности только то, что ему комфортно.
2. Интервью
Преимущества: возможность локального, точечного исследования
Недостатки: говорит человек только то, что помнит; неизвестно – правда это или нет;
«Слово не столько обозначает, сколько имеет смысл». Метод интервью – разновидность метода наблюдения и объективным быть не может.
3. Анкетирование – это опрос посредством вопросов с минимальной двузначностью.
Преимущества: возможность математической обработки результатов.
Недостатки: поиск компромисса между большим количеством вопросов (однозначность ответа и их малым числом – недопущение утомляемости) много вопросов – неточность, мало вопросов – неоднозначность.
4. Тестирование:
Преимущества: надежность, объективность, точность
Недостатки: адресность и результаты тестирования с нарушением процедуры или с ошибкой принадлежности ничтожны
5. Эксперимент
Преимущества: наглядность и надежность – можно говорить сколько угодно, а можно поставить эксперимент
Недостатки: этическая сложность – показать дураку, что он дурак некрасиво
6. Метод экспертной оценки
Суть его – на основе малоизвестных знаний специалист делает вывод
Достоинства: знание позволяет сделать вывод
Недостатки: слишком сильная привязка к личности специалиста – а может он только говорит, что специалист
Академическая психология задействует методы в порядке перечисления (наблюдение и дальше), а прикладная в обратном.
Личность в юридической психологии: понятие и природа
3 составные части в структуре личности:
- биологическая
- социальная
- психологическая
«Биологическая, социальная и психологическая отдельно рассматриваться не могут, они друг друга дополняют». Существует механизм эволюционной специализации – определяет эволюцию – Дарвин. (случай про ежика и зайчика и их ножки). Т.к данные элементы не взаимодействуют (как пишут в теории права), они автономны с точки зрения юр психологии и изучаются отдельно в рамках биологических, социальных и психологических теорий.
Биологические теории. Это теории, основным постулатом которых выступает несамостоятельность личности. Биологическое – синоним рационального (при пожаре семьи спасут мать, она может нарожать еще, это рационально, пусть и неэтично). Этический фактор в прикладных исследованиях отсутствует.
К наиболее известной биол. теории принадлежит учения Фрейда. (учение о сексуальном…признано недостоверным). Теория состоит из идеи нецелостности психики – Фрейд утверждал, что в психике человека есть несколько автономных уровней – они противодействуют. Фрейд выделил:
1) Бессознательное – это рациональная часть нашей психики (подавленные желания, потребности, комплексы, страхи, остатки инстинктов)
2) Сознательное – это область социальных норм и запретов, бессознательное живет по принципу «хочу», сознательное «надо» (естественно знать, что надо учиться)
Это две системы направленности личности. Бессознательное более сильно, поэтому чисто теоретически мы должны себя вести как диктует природа, но если будем так себя вести, будут внешние конфликты.
Второй элемент теории – механизмы психической защиты – в частности, скрещивание рук, изменение дыхания – это выбросы психики. Механизмы:
1) Генерализация – это принятие такой жизненной философии, в рамках которой наши недостатки превращались в достоинства (выбор политического направления – коммунизм – для неиндивидуалиста, либерализм – для закомплексованных). Чем больше мы говорим на абстрактные темы, тем больше мы расскажем о себе. В данном механизме человек формирует убеждения.
2) Рационализация – это выдвижение ложной аргументации с целью избежать психического осмысления проблемы. Признак – на четкий вопрос ответ короткий, быстрый с выражением удивления на лице
Сублимация – перенос психического напряжения в социально одобряемую сферу. Это всегда обязательный элемент профессионального мышления. Должен хирург хотеть руки в крови. Садистам идти в стоматологи. Юристы – постоянная готовность принимать решения и отвечать за них, потому что в детстве не давали принимать решения или их критиковали.
3) Проекция – перенос психического напряжения на предметы окружающего мира. т.е. психика генерирует какое-то напряжение, бессознательное посылает сигнал сознательному, но сознательное не хочет воспринимать этого. При этом просто выкинуть это нельзя – бессознательное не даст, а осознать не надо – траур будет. Поэтому оно просто держит его на виду в пределах психики.
Цветовая проекция: цветовой тест М.Люшера (легко обмануть, если знать свой общий психологический тип) – каждый цвет несет символическую нагрузку:
· Красный – открытая агрессия по женскому типу – крайний вариант нормы для женщин, для мужчин – начало патологии (преобладает в одеянии цыган)
· Черный – агрессия по мужскому типу, агрессия злобы, скрываемая агрессия, крайний вариант нормы для мужчины, для женщины патология.
· Красно – черная гамма – цвет сексуальной агрессии
· Синий – цвет волевой концентрации и эмоциональной недоразвитости, а джинсы придумали для докеров – грузчиков в порту. Для мужчин – норма, для женщин – патология.
· Белый – цвет психической пластичности, цвет способности адаптироваться (невеста в белом – готова изменить свою модель поведения)
· Коричневый – цвет депрессии
· Серый – робость, нерешительность
Остальные цвета – культурные – в рамках разных культур несут разные смыслы – в Европе оранжевый цвет опасности, зеленый – эмоциональный покой для нас, для азиатов – эмоциональная активность.
4) Невербальная проекция – проекция жестов
5) Лингвистическая проекция – Перенос напряжения в речь. Она может происходить в нескольких формах. Вводные слова – отношение к сказанному.
6) Перенос – трансформация психического напряжения на человека. Наиболее неприятная вам личность – ваша калька в отрицательном смысле.
7) Регрессия – возврат к детскому поведению, чтобы избежать психического напряжения. Регрессия радикально разрушает личность, ее интеллектуальная сферу. Регрессия – убийство ума. Регрессия – результат обидчивости. В обиду можно играть, но как только теряется контроль, человек разрушается как личность.
8) Отрицание – то, что для человека травматично, он отказывается воспринимать – непринятие чего – то (зачем математика, физика, если не занимаешься этим)
9) Забывание – мягкий вариант отрицания – то, что неприятно, мы стараемся забыть (забываем о долгах). Чем вы неприятнее для человека, тем чаще он забывает то, что вам обещал.
10) Вытеснение – выброс бессознательной энергии в чистом виде. 2 формы: оговорки и сны (времена фрейдовского толкования давно прошли)
Во всех рассмотренных случаях работает общая схема: есть напряжение, оно пытается выйти во вне
Биологические теории очень просты и однозначны. С одной стороны, не следует считать их примитивными, с другой стороны, культурные, социальные и иные факторы у сложно развитых личностей требуют корректировки. Данные теории направлены на манипулирование человеком. Не позволяют провести тонкую грань между нормой и иным проявлением.
Социальные теории
В соц теориях у человека присутствует определенная свобода воли. «Бытие определяет сознание» - Маркс. Какой социум, такой и человек. Действие соц теорий очень ограничено. Социальные теории – это традиционно объяснительные теории. В криминалистике и психологии есть механизмы получения опыта. Их два.
Есть 2 формы получения социального опыта:
1) Подражание – копирование чужой модели поведения
Это энергоэкономичная формула, но неадаптивная (когда зазубрил, тогда не может размышлять)
2) Научение – понимание
Картина прямо противоположная. Механизм эффективен и адптивен, но энергозатратен (готовиться каждый день – хорошо сдадите)
Остальные социальные теории могут объясняться фразой из индийских фильмов: «Сын вора будет вором, сын прокурора – прокурором».