Задание 5. Наблюдение как метод изучения личности: «Поведенческий портрет по данным наблюдения»
Студентам предлагается составить «Поведенческий портрет личности по данным наблюдения». Задание выполняется в рабочей тетради для практических занятий (в виде «Психологического дневника»). Отработка данного задания включает в себя два занятия с интервалом в две недели, в течение которого проводятся необходимые наблюдения.
На первом занятии студенты знакомятся с содержанием задания – составить на основе данных наблюдения «поведенческий портрет» человека (своего товарища по группе), то есть дать настолько точное и подробное описание рисунка его поведения и привычек, чтобы можно было однозначно идентифицировать портрет с тем, кто является объектом наблюдения ...
Следует подчеркнуть, что в портрете должны быть полностью исключены какие-либо упоминания характерных, отличительных черт внешности наблюдаемого человека, типа «слегка косит левым глазом» или «чаще всего одета в розовую кофточку». В задании предлагается использовать схему перекрестного наблюдения, при котором за одним испытуемым наблюдают сразу несколько человек, а сам испытуемый, в свою очередь, выступает в роли наблюдателя по отношению к кому-то другому. Для этого каждый студент получает карточку с фамилией того человека, поведение которого он должен описать. Необходимым требованием к студентам является сохранение тайны относительно того, кто за кем наблюдает. Таким образом, каждому становится известен только собственный объект наблюдения; каждый наблюдатель не имеет сведений относительного того, за кем наблюдают другие, а также не является ли он сам объектом наблюдения. На первом этапе студенты должны составить первые «поведенческие портреты» своих наблюдаемых, основой которых является весь предыдущий опыт общения с наблюдаемым и данные, накопленные в результате обыденных, житейских наблюдений за его поведением. Указания к этому описанию:
а) составляется в произвольной форме, возможны употребления сравнений, литературных оборотов и т.п.;
б) должно касаться как можно большего числа сторон и черт поведения;
в) может касаться любых особенностей поведения испытуемого, начиная с характерных жестов и мимики и кончая наиболее общими характеристиками поведения (такими, как, например, способы решения жизненных задач и т.п.);
г) не должно содержать в себе указаний на специфические черты внешности наблюдаемого, по которым он легко узнается и безошибочно идентифицируется; а также суждений и оценок наблюдателя относительно личности наблюдаемого человека. Учитывая то обстоятельство, что поведенческие портреты будут зачитываться и обсуждаться на занятиях, следует отказаться в описаниях от попыток «проникнуть во внутренний мир», которые могут не только обидеть наблюдаемых, но и ухудшить психологический климат в группе. В течение двух недель до второго занятия студенты наблюдают за своими испытуемыми, стараясь зафиксировать как можно больше информации для составления «портрета». Наблюдение должно по возможности охватить поведение испытуемого в разнообразных ситуациях, осветить его с разных сторон. Наблюдать следует скрыто, тактично, стараясь, чтобы испытуемый не замечал факта наблюдения, чтобы наблюдение на искажало его естественного поведения, а его влияние на ситуацию наблюдения было минимальным. Результаты наблюдения фиксируются в дневнике наблюдений, который ведется в соответствии с предъявляемыми к таким дневникам требованиями.
Ко второму занятию студенты должны представить дневник наблюдений и написанный на основе систематических, относительно длительных наблюдений второй «портрет» испытуемого.
На втором занятии происходит проверка дневников наблюдений и анализ составленных описаний поведения.
При сравнении данных, полученных различными наблюдателями, обнаруживаются разные подходы к объекту наблюдения, неизбежные при нестандартизированном типе наблюдения. Качественный анализ согласия наблюдателей позволяет рассмотреть причины расхождения между ними, выявить значимость объективных условий наблюдения (продолжительности, частоты, различия ситуаций).
Тема 2. Основные подходы к пониманию происхождения психики в фило- и онтогенезе. Отличительные характеристики психики человека. Сознательная деятельность человека. Психологическая структура сознания.
Цели и задачи:ознакомление с концепциями происхождения психики с позиций биологического и психосоциального походов, изучение основных отличительных особенностей психики человека. Проблема сознательного и бессознательного в психологии.
Основные понятия:сознание, деятельность, субъективность, психическое отражение, психика, активность.
Вопросы к занятию:
1. Общая характеристика основных подходов к пониманию происхождения психики в фило- и онтогенезе;
2. Основные этапы филогенетического развития психики;
3. Отличительные характеристики психики человека;
4. Сознательная деятельность человека. Психологическая структура сознания;
5. Понятие о психических процессах, свойствах и состояниях; их значение в практической деятельности врача;
6. Проблема бессознательного в концепциях отечественных и зарубежных исследователей.
Задание № 1. Шимпанзе Рафаэль (в опытах Павлова и Орбэли) научился заливать огонь, мешавший ему достать лакомство из ящика, набирая в кружку воду из бака. В одном из очередных опытов ящик с апельсином и горящим перед отверстием ящика огнем был помещен на плоту на озере. На другом плоту, соединенном с первым бамбуковой перекладиной, помещался известный Рафаэлю бак с водой. Шимпанзе, чтобы залить огонь, перебирался по перекладине на другой плот к баку, не догадываясь зачерпнуть воду из озера.
Какая особенность психического отражения обезьяны (в сравнении с психическим отражением человека) проявляется в данном примере?
Задание № 2. В 1920 г. вблизи индийской деревни Годамури в логове волков были найдены две девочки (получившие позднее имена Амала и Камала). Младшей (Амале) было приблизительно 18 мес; старшей (Камале) — около 7 лет. Девочки были отправлены в сиротский приют в Миднапуре, где была предпринята попытка их перевоспитания. Амала прожила в приюте около года. За это время в ее воспитании отмечался довольно быстрый прогресс. В то же время перевоспитание Камалы шло с большими затруднениями. За 4 года она выучила только 6 слов. В возрасте 16-18 лет она вела себя, как четырехлетнее дитя.
Чем объясняется задержка развития Камалы? Почему воспитание Амалы шло значительно успешнее?
Задание№ 3.Отечественный психолог Н.Н. Ладыгина-Котс сопоставляла подражательное конструирование шимпанзе и ребенка трех с половиной лет. Были обнаружены следующие факты:
а) один из них мог составить фигуру из двух-трех частей только
в том случае, если перед ним находилась фигура-образец, другой
мог выполнять задание и в отсутствие образа, по памяти;
б) одна из причин ошибок конструктора состояла в том, что он, увидев
фигуру-образец, отказывался делать ее, а делал фигуру, подобную
той, которую видел в предшествующем опыте. Требовалось некоторое усилие, чтобы заставить его сделать задание правильно;
в) и шимпанзе, и ребенок при выборе элементов, предлагаемых для
конструирования, соблазнялись их новизной, необычностью. Но
если один, взяв ненужный элемент, не включал его в конструкцию,
другой нередко пытался это сделать, и только указание экспериментатора помогало ему избежать ошибки.
Определите, какие из приведенных фактов относятся к поведению шимпанзе и какие — к поведению ребенка. Какие особенности регуляции поведения ребенка по сравнению с поведением шимпанзе проявляются в данном примере?
Задание№ 4.Немецкие ученые В. и Л. Келлог проделали опыт подергивания за волосы шимпанзе и ребенка. Оказалось, что в то время как один из испытуемых тотчас начинал хныкать, другой, даже при более сильном подергивании, не издавал звуков, но лишь отстранял своей рукой руку исследователя.
Какое проявление относится к поведению шимпанзе и какое — к поведению ребенка? Почему?
Задание№ 5. Противоречат ли каким-либо методологическим принципам современной психологии описанные ниже концепции? Если да, то каким именно?
а) Согласно американскому психологу начала XX в. Дж. Уотсону,
манипулируя внешними раздражителями, особенностями среды,
возможно управлять по заданной программе эмоциональными
реакциями человека и, более того, можно «изготовить» человека
любого склада, с любыми характеристиками поведения.
б) В. Вундт утверждал, что сознание принципиально отлично от
всего внешнего и материального. Поэтому психология имеет
уникальный предмет — непосредственный опыт субъекта, пости-
гаемый исключительно путем самонаблюдения. Все прочие науки
изучают результаты переработки этого опыта.
в) По 3. Фрейду, фактор бессознательного является определяющим для законов как личной, так и общественной жизни. В неосознаваемых потребностях и влечениях человека лежит причина его интересов, вкусов, привязанностей, выбора того или иного вида профессиональной деятельности, его суеверий, верований и др.
Задание №6. Попытаться найти в современных средствах массовой информации использование различных техник манипулирования сознанием (реклама, политика, телевидение). В психологическом дневнике отразить свое мнение по данному вопросу.