Формирование ассоциативной психологии в xviii веке
В XVIII веке в Западной Европе нарастал процесс дальнейшего укрепления капиталистических отношений. Произошла индустриальная революция, которая превратила Англию в могущественную державу. Глубокие политико-экономические изменения привели к революции во Франции. Расшатывались феодальные устои в Германии. Эти социальные сдвиги укрепляли, в противовес клерикализму, всесилию церкви, новые идеологические и научные подходы. Расширялось и крепло движение, названное Просвещением.
Мыслители, представлявшие Просвещение, считали главной причиной всех человеческих бед невежество, религиозный фанатизм. Они требовали вернуться к естественной природе человека, покончить с суевериями, со слепой религиозной верой, утвердить в умах людей взамен ложного знания научное, проверенное опытом и разумом. Предполагалось, что, следуя этим путем, удастся избавиться от социальных бедствий и пороков с тем, чтобы повсеместно воцарились добро и справедливость. Эти идеи приобретали в различных странах различную тональность соответственно своеобразию их общественно-исторического развития. В русле обозначенных тенденций развивался ассоцианизм.
Ассоциативная психология как одно из основных направлений мировой психологической мысли, объясняющее динамику психических процессов принципом ассоциаций, имеет многовековые традиции. Сам термин “ассоциация” (от позднелатинского “соединение”) означает связь между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого. Он был введен Дж.Локком в 1698 г. и обозначал “неверные и неестественные сочетания идей”.
Первые правила ассоциаций и возможные сферы их действия были сформулированы еще индийскими, египетскими и месопотамскими мыслителями древности. Аристотель понимал под ассоциацией возникновение в сознании какого-либо образа без обычно вызывающего его раздражителя. В XVII в. Т.Гоббс выдвинул положение о том, что связи идей осуществляются по тем же законам механики, что и взаимодействие живого организма с физическим миром. Б.Спиноза сформулировал закон ассоциаций: “Если человеческое тело подверглось однажды воздействию одновременно со стороны двух или нескольких тел, то душа, воображая впоследствии одно из них, тотчас будет вспоминать и о других”.
В XVIII веке, ознаменованном завершением построения динамико-механической картины мира, возникают направления ассоциативной психологии: естественно-научное (Д.Гарли и Д.Пристли связывали возникновение ассоциаций с взаимодействием организма и внешней среды) и идеалистическое (Дж.Беркли и Д.Юм рассматривали ассоциации как связь феноменов внутри сознания субъекта). Благодаря научной деятельности представителей этих направлений к концу XVIII века утвердилось воззрение, согласно которому: а) психика построена из элементов - ощущений, которые первичны; б) сложные психические образования (представления, чувства, мысли) вторичны и возникают посредством ассоциаций; в) условием образования ассоциаций является смежность двух психических процессов; г) закрепление ассоциаций обусловлено живостью ассоциируемых элементов и частотой повторения в опыте. В утверждении такого понимания ассоциативной психологии основополагающую роль сыграли выдающиеся мыслители XVIII века.
Джордж Беркли (1684-1753) - английский философ-идеалист. Оказал огромное влияние на развитие многих школ идеализма: эмпириокритицизма, прагматизма, неопозитивизма и т.д. Все его научное построение было направлено на опровержение материализма (обоснование “имматериализма”) и апологетику религии. И лишь XIX век принес признание Беркли как ученому с мировым именем.
К основным сочинениям ученого относятся “Опыт новой теории зрения” (1709), “Трактат о началах человеческого знания” (1710), “Три разговора между Гиласом и Филанусом” (1713), “Алсифон, или мелкий философ” (1732), “Сейрис, или Цепь философских размышлений и исследований” (1744).
В основе его теоретической концепции - отрицание “великого механического начала”. Дж.Беркли и Д.Юм (в отличие от Гартли) принимали за первичное не физическую реальность, не жизнедеятельность организма, а феномены сознания: “...Чувственные вещи не могут существовать иначе как только в уме, или в духе”. Их главным аргументом был эмпиризм - учение о том, что источником знания служит чувственный опыт, образуемый ассоциациями. Понятие об опыте в различных научных контекстах меняло свой облик. По Дж.Беркли, опыт - это непосредственно испытываемые субъектом ощущения: зрительные, мышечные, осязательные и др. Вещи есть комбинация ощущений или идей: “На самом деле объект и ощущение одно и то же”.
Согласно Дж.Беркли, пространство - продукт взаимодействия ощущений. Одни ощущения (например, зрительные) связаны с другими (например, осязательными), и весь этот комплекс ощущений люди считают вещью, данной им независимо от сознания, поэтому “быть - значит быть в восприятии”. Ученый делает выводы: а) человек воспринимает только свои, единичные идеи (ощущения): “Все, что существует, единично”; б) существование вещей состоит из воспринимаемости. Отсюда: существовать - значит быть воспринимаемым; в) идеи усваиваются бестелесной субстанцией (человеческой душой): у человека существует лишь способность “воображать или представлять себе идеи единичных, воспринятых ... вещей и разнообразно сочетать и делить их”; г) душа обладает: разумом - способностью воспринимать идеи и волей - способностью в определенных пределах вызывать или воздействовать на них.
Эти выводы неотвратимо склоняли к солипсизму (от лат. “solus” - единственный и “ipse” - сам) - к отрицанию любого бытия кроме собственного сознания. Чтобы выбраться из этой ловушки и объяснить, почему у различных субъектов возникают восприятия одних и тех же внешних объектов, Беркли апеллировал к особому божественному сознанию, которым наделены все люди.
“Богословское новаторство” Беркли заключалось в том, что он шел от чувственных вещей и индивидуального сознания к Богу, а не наоборот: “Чувственные вещи реально существуют; а если они существуют реально, они необходимо воспринимаются конечным духом; поэтому бесконечный дух или Бог существует”.
Отсюда следует, что идеи потенциально вечно существуют в божественном уме, а актуально - в человеческом разуме. Поэтому познание чувственное недостаточно, чтобы “узреть иной мир, стоящий выше чувственного”, “только интеллект и разум - единственно подлинные руководители на пути к истине”.
В своей теории зрительного восприятия пространства Дж.Беркли высказал несколько ценных идей, сформулировал ее основные положения: а) удаленность, положение и величина предметов воспринимаются первоначально только осязанием (собственно глаз ничего, в том числе трехмерное пространство, не воспринимает); б) в опыте происходит соединение зрения и осязания, в результате собственно осязаемые качества (расстояние, величина, фигура) начинают восприниматься и зрительно (также и слух); в) эта связь в опыте обеспечивает правильное поведение человека - пространственные характеристики вещей даются нам посредством мышечных ощущений, возникающих от поворота глаз, от напряжения его мышц. Зрительные ощущения - комбинация зрительных и осязаемых ощущений. Восприятие пространства - знание ранее приобретенных через осязание идей; г) зрительные образы связаны с языком: зрение стало для осязания языком, стало выражать содержание зрительного опыта. В сравнении зрительных идей с языком подчеркивается условность зрительных ощущений, их знаковая природа.
Дэвид Юм (1711-1776) - английский философ, историк, экономист и публицист. Сформулировал принципы новоевропейского агностицизма. Предшественник позитивизма XIX-XX веков. Учение Д.Юма завершает развитие эмпирической традиции в британской научной мысли XVIII века. Он оказался создателем оригинальной скептической науки, фундаментом которой являются радикальный феноменализм - субъективно-идеалистическое учение, согласно которому познание имеет дело не с объектами материального мира, существующими независимо от сознания, а лишь с совокупностью элементарных чувственных компонентов, агностицизм и как их важнейшая основа - психологизм теории познания.
Основные сочинения Д. Юма: “Трактат о человеческой природе”(1739), “Исследование о человеческом познании”(1748), “История Англии”(1762), “Эссе”(1741), “Естественная история религии”(1755).
В своей теоретической концепции Д.Юм провозглашает, что вопрос о реальности физического мира теоретически неразрешим, хотя на практике в этом сомневаться не приходится. Люди полагают, что эти объекты являются причиной возникающих у них впечатлений и идей. Следуя чисто психологическому - интроспективному способу исследования, субстанция есть удобная фикция воображения. Отсюда субъект и его душа - это всего лишь сменяющие друг друга связки или пучки впечатлений. “Духовной субстанции” не существует, т.к. ее невозможно обнаружить с помощью впечатлений.
Задача знания, по Д.Юму, - руководство для практической жизни. Единственный предмет знания - объекты математики. Остальные факты не могут быть доказаны логически, а выводятся из опыта: действительность - лишь поток впечатлений, которые неизвестны и непостижимы.
Познавательный опыт складывается из восприятий и построен: 1) из “впечатлений” (ощущения, эмоции-страсти); 2) из “идей” - копий впечатлений (следование “психологическому атомизму”). “Идея ощущения” имеет двойную природу и выступает как отнесенность к внешнему объекту и как содержание сознания. Д.Юм выделяет классы феноменов внутри сознания по субъективным признакам (без соответствия образа внешнему предмету): а) впечатления (разграничиваются по живости, силе и другим качествам, о которых сообщает только интроспекция); б) идеи (зависят от других фактов сознания по правилам). Вера в необходимость является результатом привычки, которая учит нас, что за одним феноменом появляется другой.
Принцип ассоциаций и виды ассоциативных связей описываются психологическим механизмом. Выделяются типы ассоциаций: по сходству, по смежности в пространстве и времени, причинности, по контрасту. Принцип ассоциаций Д.Юм возводит в ранг объяснительного принципа (по аналогии с законом гравитации Ньютона), но причины “притяжения” в человеческом мире, как и телесном, непознаваемы.
Учение об аффектах Д.Юма включает ряд положений: волей человека руководят лишь аффекты; аффект может быть преодолен не разумом, а лишь другим аффектом; разум является “рабом аффекта”. Под аффектом ученый понимал “сильную и ощутимую эмоцию нашего духа, возникающую, когда перед нами предстает некоторое благо, или зло, или какой-нибудь объект, который в силу изначального строения наших способностей в состоянии вызвать в нас стремление к себе”. Существуют следующие виды аффектов: спокойные (чувство прекрасного или безобразного); бурные (любовь, ненависть, печаль, радость); особый вид - аффект “симпатии” (человеческие существа по природе сходны).
Мыслителем высказана идея социальной обусловленности аффектов: “Мы не можем испытывать ни одного желания, не имеющего отношение к обществу... Всякое удовольствие ослабевает, если наслаждаться им в одиночестве, а всякое страдание становится жестоким и невыносимым”.
Таким образом, познание, по Юму, - это ассоциация различных идей. Знание отношений причинности в окружающем человека мире устанавливается в опыте. Поясняя это положение, он приводил такой пример: если хлеб однажды насытил вас, то рождается уверенность, что подобные объекты будут вызывать те же действия. Этот вывод основан на принципе ассоциации или привычке.
В психологической картине Д.Юма игнорируются объекты реального мира и активная человеческая личность, действиями которой только и возможно воссоздание связей вещей окружающего нас мира - осталась динамика психических атомов (сама по себе или в себе). Мнение Д.Юма о том, что понятие о субъекте может быть сведено к пучку ассоциаций, было направлено своим критическим острием против представления о душе как особой, дарованной Всевышним сущности, которая порождает и связывает между собой отдельные психические феномены.
Дэвид Гартли (1705-1757) - английский мыслитель, один из основоположников ассоциативной психологии. Стремился объяснить психические процессы на основе принципов И.Ньютона. Его влияние огромно не только в психологии, но и в этике, эстетике, логике, биологии, педагогике. После Гартли ассоцианизм становится господствующим направлением. Его фундаментальный научный труд - “Наблюдения над человеком” (Размышление о человеке, его строении, его долге и упованиях) (1749).
Д.Гартли одним из первых попытался применить опытно-индуктивный метод и дедуктивные приемы познания к изучению психической жизни: “Правильный метод рассуждения заключается в том, чтобы на основе некоторых отобранных, четко определенных и точно доказанных явлений открыть и установить общие законы действия, оказывающие влияние на рассматриваемый предмет, а затем объяснить и предсказать другие явления при помощи этих законов”. Гартли называет свой метод анализом и синтезом, хотя речь идет об опытно-индуктивном и гипотетико-дедуктивном методах, лежавших в основе методологии естествознания нового времени.
Учение о вибрациях и ассоциациях идей Д.Гарли, с одной стороны, опирается на исследование ощущений как первичных элементов сознания, с другой стороны, призвано раскрыть общие законы психической деятельности, объяснить с их помощью все многообразие проявлений психики человека. По образцу ньютоновой картины природы Д.Гартли представил психический мир человека продуктом работы организма как вибраторной машины. Вибрации внешнего эфира посредством органов чувств вызывают “сначала в нервах, а затем в головном мозгу вибрации бесконечно малых мозговых частиц”. Эти вибрации служат физиологической основой психических процессов: ощущения, восприятия, мышления; основой эмоциональных состояний; произвольных и непроизвольных движений. Различия протекания психических процессов объясняются различием вибраций (физиологически: по силе, по частоте, по месту воздействия, по направлению проникновения в мозг). Параллельно этому в мозгу возникают, сочетаются и сменяют друг друга психические “спутники” этих вибраций - от чувствования до абстрактного мышления и произвольных действий. Таким образом, психический механизм основан на законе об ассоциациях.
Механизм ассоциации включает следующие этапы: вибрации внешнего эфира вызывают соответствующие вибрации вещества нервов и мозга; этим вибрациям соответствуют определенные психические явления; между вибрациями устанавливается определенная связь; в последующем вызов одной вибрации повлечет за собой и вызов другой; это соответствует процессу взывания одной идеи при помощи другой. Поэтому ассоциация является пассивным отражением нервных связей.
Д.Гартли возвел ассоциацию во всеобщий механический закон всех форм психической деятельности, в нечто подобное великому закону всемирного тяготения Ньютона: принцип ассоциаций распространялся на все стороны психической деятельности: сенсорную, интеллектуальную, эмоциональную, волевую.
Таким образом, учение Д.Гарли - первая материалистическая концепция бессознательного, ему принадлежит приоритет ряда идей современной психофизиологии. Головной мозг утверждался главным, действующим вместилищем памяти, внимания, воображения, мышления - всех умственных способностей человека. Установка на строго детерминистское объяснение того, как возникает и работает психический механизм, а также подчиненность этого учения решению социально-нравственных задач - все это придало схеме Д.Гартли широкую популярность.