Мотивированное поведение как характеристика личности

В процессе взросления многие ведущие мотивы поведения со временем становятся чертами личности. К их числу следует отнести мотивацию достижения успехов, мотивацию избегания неудачи, мотив власти, мотив оказания помощи другим людям (альтруизм), агрессивные мотивы и пр. Доминирующие мотивы становятся одной из основных характеристик личности, отражающейся на других личностных чертах. Например: у людей ориентированных на успех преобладает реалистичная самооценка, а у индивидов, ориентированных на избегание неудач, - нереалистическая, завышенная или заниженная самооценка. Уровень самооценки связан с удовлетворенностью или неудовлетворенностью человека собой, своей деятельностью и ее результатами. С самооценкой личности тесно связан уровень притязаний – результат, на который рассчитывает субъект.

Мотивы аффилиации (общения) – стремление наладить добрые, эмоционально положительные отношения (любовь к человеку – высшее проявление этого мотива). В качестве противоположного ему выступает мотив отвержения – боязнь быть не принятым.

Мотив власти – стремление к власти над другими людьми. (В психологии изучают личностный мотив к власти над другими, явления лидерства и руководства).

Просоциальные мотивы и соответствующее им просоциальное поведение проявляются в альтруистических действиях относительно других, в высокой норме социальной ответственности.

Мотив агрессивности – нанесение человеку ущерба: материального, морального, физического. У человека есть две различные мотивационные тенденции, связанные с агрессивным поведением:

тенденция к агрессии - склонность оценивать ситуации, как угрожающие, стремление отреагировать;

тенденция к подавлению агрессии – оценка собственной агрессивности, как нежелательной, вызывающей угрызения совести.

Таким образом, сформированные в процессе жизни и деятельности мотивы, ставшие основными, отражаются на личности в целом

Лекция 29.Способности– 2 часа

Основные вопросы:

1. Понятие способностей.

2. Классификация, виды, уровни способностей.

3. Структура способностей.

4. Задатки и способности.

5. Качественные и количественные характеристики способностей.

6. Способности и когнитивные стили.

Понятие «способности»используется для объяснения, почему одни люди быстрее и лучше других усваивают навыки, умения и знания, или в одинаковых условиях достигают разных результатов.

Термин «способности» в психологической литературе не однозначен. Если сделать компактную классификацию, то она будет выглядеть следующим образом:

1. Способности – свойство души человека, понимаемое, как совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это старое определение. Им почти не пользуются;

2. Способности – высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Появилось в 18 – 19 веках, отчасти используется и сейчас;

3. Способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это определение более распространено и является более точным.

В отечественной психологии исследования способностей чаще всего строятся на основании последнего подхода. Наибольший вклад в его развитие внес Б. М Теплов. (Теплов Борис Михайлович 1896 – 1965 гг., русский психолог, занимался восприятием, психологией индивидуальных различий (дифференциальной психологией), разработал психологическую концепцию способностей и пр.) Он выделил три основных признака понятия «способность».

Во–первых, под способностями разумеются индивидуально–психологические особенности, отличающие одного человека от другого.

Во–вторых, способностями называют не всякие индивидуально–психологические особенности, а лишь те, которые имеют отношение к успешному выполнению каких–либо видов деятельности.

В–третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, умениям или навыкам, которые уже выработаны у данного человека.

Способности, по Теплову, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Те из них, которые не используются и не развиваются, со временем утрачиваются. Успешность выполнения любой деятельности зависит не от одной, а от сочетания различных способностей. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей, их дефицит может быть восполнен за счёт более сильного развития других.

Рубинштейн: «Способности – это закреплённая в индивиде система обобщенных психических деятельностей. В отличие от навыков, способности – результат не способов действия, а психических процессов (деятельности), посредством которых действия и деятельности регулируются».

Платонов: «Способности – качество личности, определяющее успешность овладения определённой деятельностью и совершенствование в ней. Способности – подструктура личности, наложенная на её остальные подструктуры».

Словарь: «Способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определённой деятельности».

Способности и знания, способности и умения, способности и навыки не тождественны друг другу. По отношению к навыкам, умениям и знаниям, способности человека выступают, как некоторая возможность.

Способности – это возможность, а не необходимый уровень мастерства в том или ином деле, – это действительность. Если у ребёнка выявили музыкальные способности, то это ещё не гарантия, что он будет музыкантом.

Психология отрицает тождество способностей и существенных компонентов деятельности, знаний, умений, навыков. Способности обнаруживаются только в деятельности, которая не может существовать без наличия этих способностей.

Наши рекомендации