Тема 8. Деструктивное поведение личности и его характеристика

Основные понятия: конструктивное поведение, деструктивное (агрессивное) поведение, прямая агрессия, косвенная агрессия, факторы агрессии, гипотеза катарсиса, когнитивные методы контроля агрессии, языковой ключ для снятия агрессии.

Проблемные задания

1. В науке сформировались два ответа на вопрос, является ли деструктивное поведение личности врожденным:

- человек по своей истинной природе добродушен, это вина общества, что он агрессивен;

- человек – неуправляемое, импульсивное животное.

Назовите имена ученых, которые высказывали подобные идеи. Приведите свои аргументы «за» или «против».

3. Изучите таблицу «Типы агрессивного поведения», сделайте ее анализ, приведите соответствующие примеры.

Тип Примеры
Физическая Активная Прямая Избиение или убийство
Физическая Активная Непрямая Закладка мин-ловушек; сговор с наемным убийцей с целью уничтожения врага
Физическая Пассивная Прямая Стремление физически не позволить другому человеку достичь желаемой цели или заняться желаемой деятельностью
Физическая Пассивная Непрямая Отказ от выполнения необходимых задач (например, отказ освободить территорию во время сидячей демонстрации)
Вербальная Активная Прямая Словесное оскорбление или унижение другого человека
Вербальная Активная Непрямая Распространение злостной клеветы или сплетен о другом человеке
Вербальная Пассивная Прямая Отказ разговаривать с другим человеком, отвечать на его вопросы и т.д.
Вербальная Пассивная Непрямая Отказ дать определенные словесные пояснения или объяснения (например, отказ высказаться в защиту человека, которого незаслуженно критикуют)

3. Изучите данные экспериментов по проблеме агрессивного поведения школьников, приведенные в таблицах. Попытайтесь выделить те параметра, которые с большей степенью вероятности приводят к формированию личности правонарушителя.

Показатели агрессивных проявлений учащихся (численные значения
приведены в %, в скобках ниже приводятся границы разброса данных)

Выявленные показатели Группы учащихся со школьными трудностями Группы учащихся без школьных трудностей
Усредненные показатели агрессивности 62% (58-75) 42% (39-45)
Суммарные предпосылки к проявлениям агрессивности 64% (58-75) 60% (39-45)
Социометрический статус в кругу сверстников Преобладает негативный И позитивный, и негативный
Тревожность Преобладает повышенный Средний уровень
Отношения с родителями в целом Все варианты Все варианты
Отношения с родителями и сверстниками на отдыхе Преобладает отрицательное Все варианты
Отношения с родителями в общих делах Все варианты Все варианты
Отношение к классному руководителю   Преобладает отрицательное Нейтральное

Проявления самостоятельности у агрессивных и неагрессивных учащихся

Оцениваемые показатели, связанные с самостоятельностью учащихся Группы детей со школьными трудностями Группы детей без школьных трудностей
Зависимость от учителя Выражена Выражена
Потребность в помощи учителя Выражена Выражена
Обращаются за помощью Эпизодически Эпизодически
Профессионально выраженные интересы Слабо выражены Ярко выражены
Готовность оказать помощь Эпизодическая Эпизодическая
Демонстративность Выражена Выражена
Отношение к сотрудничеству Равнодушное Умеренное
Стремление к успеху Сдерживаемое боязнью неудачи Высокое, но с боязнью неудачи
Выраженность видов соц. ориентации Игнорируют все виды Акцент на одном, двух видах
Самооценивание перспектив Удовлетворительное Высокое

4. В лаборатории психосоциальных исследований при Национальном центре психического здоровья (г. Москва) в ходе изучения поведения заключенных было выявлено, что наиболее агрессивной группой являются впервые осужденные воры, последнее место занимают убийцы. По индексу враждебности первое место заняли расхитители, последнее также убийцы. Попытайтесь объяснить данный противоречивый феномен.

Литература

Алфимова М.В. Психогенетика агрессивности / М.В. Алфимова,
В.И. Трубников // Вопр. психологии. - 2000. - №6. - С.112-121.

Берковиц Л. Агрессия : причины, последствия, контроль
/ Л. Берковиц. - СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. - 512 с.

Бэрон Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. - СПб. : Питер, 1997. –
336 с.

Гарр Т.Р. Почему люди бунтуют / Т.Р. Гарр. – СПб.: Питер, 2005. – 461 с.

Крэйхи Б. Социальная психология агрессии / Б. Крэйхи; пер. с англ.
А. Лисициной. - СПб. и др. : Питер, 2003. - 333 с.

Назаретян А.П. Насилие и терпимость : антропологическая ретроспектива / А.П. Назаретян // Вопр. психологии. – 2005. - №5. - С.37-50.

Осицкий А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся / А.К. Осицкий // Вопр. психологии. – 1994. - №3. – С.61-68.

Пайнс Э Практикум по социальной психологии / Э. Пайнс, К. Маслач. – СПб. : Питер, 2000. – С.366-411.

Пирогов А.И. Политическая психология : учеб. пособие для вузов / А.И. Пирогов. – М. : Академический Проект : Трикста, 2005. – С.202-243.

Психология человеческой агрессивности : хрестоматия. – Минск : Харвест, 1999. – 386 с.

Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности / А.А. Реан // Психол. журн. - 1996. - №5. - С.3-18.

Сафуанов Ф.С. Психологическая типология криминальной агрессии / Ф.С. Сафуанов // Психол. журн. - 1999. - Т.20. - №6. - С.24-35.

Скакунов Э.И. Природа политического насилия. Проблемы объяснения / Э.И. Скакунов // Социол. исслед. - 2001. - №12. - С.22-30.

Наши рекомендации