Классификации видов памяти
Человек воспринимает окружающий мир, проявляя различную психическую активность и используя помощь разных органов чувств. Соответственно информация об окружающем мире хранится в различном виде, что позволяет говорить о различных видах памяти.
Для того, чтобы представить классификацию видов памяти, необходимо выделить основание, по которому осуществляется классификация. Принято выделять следующие типы оснований:
I. По характеру психической активности, преобладающей в деятельности.
1) Образная память – это память на представления. Представления - это образ предмета или явления, не воздействующий в данный момент на органы чувств. Образная память может быть неодинаковой по модальности, выделяет зрительную, слуховую, двигательную, обонятельную.
Преобладание у человека одного из видов образной памяти легко прослеживается в обучении. Если ученик легче запоминает, читая про себя, значит, лучше развита зрительная память. Зрительно – двигательная лучше развита у учеников, которые грамотно пишут. Слуховая – у музыкантов, двигательная – у спортсменов, зрительная – у художников.
2) Словесно–логическая память свойственна только людям. Содержанием её являются мысли. Часто она становится ведущей по отношению к другим видам памяти.
У людей с доминирующим левым полушарием лучше развита словесно–логическая память, у правополушарных – наглядно–образная память.
3) Эмоциональная память - это память на эмоции и чувства. Эмоции тесно связаны с удовлетворением или неудовлетворением потребностей. Пережитые чувства, сохраняясь в памяти, могут побудить к действию или удержать от него. Эмоциональная память – сильный вид памяти. От давно забытых событий может остаться впечатление, чувство. Например, человек не помнит фильм, но уверенно говорит, понравился он ему или нет. Эмоциональная память отличается быстротой, точностью, произвольностью, неуправляемостью.
4) Моторная память – это память тела. Например, ручные движения: писать, вышивать, - напрямую связаны с этим видом памяти.
По способу запоминания: в ходе онтогенетического развития происходит смена ведущих способов запоминания, возрастает роль осмысления семантических связей. Появление и развитие моторной, эмоциональной, образной, словесно – логической памяти соответствуют определенным этапам развития.
II. Классификация по доминирующей сенсорной области или преобладающему анализатору:
1. Зрительная память – сохранение и воспроизводство зрительных образов. Доминирует у большинства людей. Описаны уникальные случаи выдающейся памяти, когда человек быстро и надолго запоминает большой объем зрительной информации. Это явление называют эйдетическим зрением, а память - эйдетической. Человек после однократного предъявления ему информации и небольшой умственной обработки, как бы продолжает ее «видеть» и может восстановить зрительный образ спустя много времени.
2. Слуховая - это хорошее запоминание звуков (музыкальных, речевых). Хорошо развита у филологов, у людей, изучающих языки. Одна из её разновидностей - словесно-логическая, хорошо развита у лекторов и учёных.
3. Двигательная - запоминание и воспроизведение различных движений. Участвует в развитии двигательных навыков. Хорошо развита у танцоров, спортсменов, мастеров.
4. Эмоциональная - память на переживания. Участвует в работе всех видов памяти, особенно проявляется в человеческих отношениях. На ней основана прочность запоминания.
5, 6, 7 и прочие – осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти играют меньшую роль, чем перечисленные.
Чистых видов памяти не бывает. Типичными сочетаниями являются зрительно-слуховая, зрительно-двигательная и другие виды памяти.
III. Классификация по времени сохранения информации.
1.Мгновенная (иконическая)- связана с полным удержанием картины, воспринятой органами чувств, без переработки полученной информации (t=0,1 – 0,5 с). Это непосредственное отражение информации органами чувств, т. е. это полное остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов. Это память-образ.
2. Кратковременная (t= до 20 с) – в ней сохраняется не полный, а лишь обобщённый образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта память работает без предварительной установки на запоминание, но с установкой на воспроизведение материала.
Объём кратковременной памяти определяется по числу единиц информации, которую человек точно воспроизводит спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления информации (связана с актуальным сознанием). Обычно ее объём составляет 7±2 единиц информации.
3. Оперативная (от нескольких секунд до нескольких дней) обеспечивает хранение информации в течение определённого, заранее заданного срока. Срок хранения определяется задачей, поставленной перед человеком, и ею ограничен.
4. Долговременная - хранение информации в течение неограниченного срока. Предполагает возможность в любой момент времени припомнить то, что когда – то было запомнено. Формируется с помощью механизма повторения на базе кратковременной памяти или осмысливания. Для использования долговременной памяти необходимы мышление и воля, так как она связана с этими процессами.
Вследствие развития мотивационно–потребностной сферы человека может измениться его отношение к своему прошлому, следовательно, информация, хранящаяся в памяти, может по разному переживаться и осмысляться.
5. Генетическая память - информация хранится в генотипе, передаётся и воспроизводится по наследству. Механизмы запоминания – мутации и связанные с ними изменения структур генов. На неё нельзя повлиять обучением и воспитанием.
IV. По характеру участия воли (или в зависимости от целей деятельности).
1. Непроизвольная память – это автоматическое запоминание и воспроизведение, без усилий, когда отсутствует специальная цель что – то запомнить или вспомнить.
2. Произвольная – это запоминание и воспроизведение, требующее волевых усилий, движимое определённой целью. Процессы запоминания выступают как мнемические действия.
Основной объём жизненного опыта человек накапливает на основе непроизвольной памяти (без специальных мнемических намерений).
V. По степени осмысленности.
1. Механическая – это память, как функция, только повторения, без установления смысловых и ассоциативных связей.
2. Смысловая – память, опирающаяся на установление и запоминание смысловых связей, понятий. Продуктивность смысловой памяти выше, чем механической.
VI. По степени использования материала, хранящегося в памяти.
1. Память – знание (знает, но сказать не может)
2. Память – владение (например, овладение иностранным языком)
Особое место в исследованиях памяти занимают расстройства памяти. Исследование патологии памяти важны в теоретическом отношении, так как позволяют выяснить, какие структуры или факторы участвуют в протекании мнемической деятельности. Большинство видов нарушения памяти относится к разряду амнезий. Амнезия – это нарушение памяти в виде утраты способности сохранять и воспроизводить ранее приобретенные знания.
По динамике протекания нарушения мнемических процессов можно выделить следующие:
- ретроградную амнезию – забывание прошлых событий;
- антероградную – невозможность запоминания на будущее;
- ретардированную – сохранение в памяти событий, связанных с болезнью, с последующим их забыванием;
- прогрессирующую – постоянное ухудшение памяти, до полной её потери.
Процессы памяти
1. Запоминание – это процесс памяти, в результате которого происходит запечатление, закрепление нового путём связывания его с приобретенным ранее. Важнейшей особенностью запоминания является избирательность – в памяти сохраняется не всё, что воздействует на наши органы чувств.
Характер запоминания определяется мотивами, целью и способами деятельности человека. Если материал входит в содержание основной цели деятельности, он запоминается лучше, чем когда включён в условия или способы достижения цели.
2. Сохранение – наименее изученный процесс памяти. Процесс сохранения идёт непрерывно (и ночью и днём), мы его не осознаём и почти не регулируем. Сейчас известно, что активная переработка информации в памяти идёт во время сна. От её итогов зависит, как мы будем вспоминать на следующий день то, что было вчера.
Существует гипотеза, что в памяти человека хранится всё. Опыты с гипнозом доказывают это. Мы помним гораздо больше, чем воспроизводим.
3. Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого в сознании появляются образы и представления о ранее воспринятом. В результате воспроизведения информация извлекается из долговременной памяти и переводится в оперативную.
Разновидности воспроизведения:
- узнавание – воспроизведение объекта в условиях его повторного восприятия (бывает разной степени определённости, чёткости и полноты);
- собственно воспроизведение - осуществляется без повторного восприятия объекта, бывает произвольное и непроизвольное. Произвольное воспроизведение вызывается задачей, которую ставит человек. Непроизвольное воспроизведение – восприятие предметов, представления, мысли, вызванное определённым внешним воздействиям (посмотрел на погоду и вспомнил, что нет зонта);
- припоминание – это поиски информации в «голове», преодолевающие определённые трудности. Успешность припоминания зависит от условий (например, от того, насколько точно и чётко осознаётся предмет припоминания), от приёмов припоминания (намеренное представление образов и ассоциаций, составление плана);
4. Забывание – процесс, изученный недостаточно полно. Определённо установлено, что всё связанное с деятельностью личности и то, что остаётся значимым для неё, не забывается .
Забывание может быть связано:
1) с действием отрицательной индукции (сильные посторонние раздражители во время заучивания могут затруднять образования новых связей);
2) с проактивным торможением – влиянием предыдущей деятельности на образование связей в последующей деятельности (например, переучить ребенка правильно держать ручку, ложку);
3) с ретроактивным торможением – отрицательным влиянием последующей деятельности на связи, выработанные в предшествующей деятельности (например, человек прожил несколько лет за границей, приезжает на родину и начинает говорить с акцентом).
Известно, что середина информации запоминается хуже, чем начало и конец (списка, текста). Этот факт объясняется тем, что середина списка подвергается отрицательному воздействию проактивного и ретроактивного торможения;
4) с запредельным торможением – торможением, вызванным перенапряжением соответствующих корковых центров.
С явлениями запредельного торможения и отрицательной индукцией связано явление реминисценции. Оно проявляется в том, что отсроченное воспроизведение бывает более полным, чем сразу после заучивания.
По Фрейду, забывание - это вытеснение неприятного, травмирующего; мотив нежелания помнить.