Психологический портрет личности
Психологический портрет личности - это комплексная психологическая характеристика человека, содержащая описание его внутреннего склада и возможных поступков в определенных значимых обстоятельствах. Это в большей степени качественное, а не количественное описание.
Индивидуальность человека определяется несколькими составляющими:
- темпераментом,
- характером,
- привычками,
- способностями,
- направленностью,
- интеллектуальностью,
- эмоциональностью,
- поведением.
Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующие динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. Свойства темперамента к числу собственно личностных качеств можно отнести только условно, они скорее составляют индивидные его особенности, так как в основном являются врождёнными. Те не менее темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера и поведение человека, определяя его поступки и индивидуальность.
Типы темпераментов:
1. Сангвиник — это обладатель сильного типа нервной системы (т. е. нервные процессы обладают силой и продолжительностью), уравновешенного, подвижного (возбуждение легко сменяется торможением и наоборот);
2. Холерик — это обладатель неуравновешенного типа нервной системы (с преобладанием возбуждения над торможением);
3. Флегматик — с сильным, уравновешенным, но инертным, неподвижным типом нервной системы;
4. Меланхолик — со слабым неуравновешенным типом нервной системы.
Характер – это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к другим людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в деятельности и общении и включает в себя то, что предаёт поведению человека специфический, характерный для него оттенок. Стержнем сформировавшегося характера являются морально-волевые качества личности. Человек с сильной волей отличается определенностью намерений и поступков, большей самостоятельностью. Он решителен и настойчив в достижении поставленных целей. Безволие человека обычно отождествляется со слабохарактерностью. Даже при богатстве знаний и разнообразии способностей слабовольный человек не может реализовать всех своих возможностей.
Способности - это индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определёнными видами деятельности и их успешному осуществлению.
1.Общие способности - те, которые одинаковым образом проявляют себя в различных видах человеческой деятельности. К ним можно отнести, например, обучаемость, внимательность, память, речь, воображение, мелкую моторику.
2.Специальные способности - способности к определённым видам деятельности. К ним относят, например, музыкальные, лингвистические, математические способности.
Эмоциональность- особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений.
Личность – понятие, обозначающее совокупность устойчивых психических качеств человека, составляющих его индивидуальность. Личностью является индивид, как субъект социальных отношений и сознательного поведения.
Эти понятия необходимы для характеристики собственной личности.
Проведя анализ тестов, можно составить психологический портрет собственной личности.
Подходы к исследованию:
- Типологический
Автор методики - немецкий психиатр и психолог Карл Леонгард (1903—1988).
В основу типологии К.Леонгарда положена акцентуация личности (введённое им понятие) – усиление, заострение тех или иных черт в пределах нормы, что делает человека повышено уязвимым к некоторым воздействиям, в то время как к другим он может быть устойчив. В своей монографии «Акцентуированные личности» исследователь не только характеризует различные типы, но и анализирует с этой точки зрения образы литературных героев, привлекая для этого произведения У.Шекспира, М.Сервантеса, О.Бальзака, И.В.Гёте и др. – всего более тридцати писателей, в том числе и русских: Ф.Достоевского, Н.Гоголя, Л.Толстого. Термин «акцентуированные личности» занял место между психопатией и нормой. Акцентуированные личности не следует рассматривать в качестве патологических, но в случае воздействия неблагоприятных факторов акцентуации могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности.
- Диспозиционный
Опросник Кеттелла является многомерной методикой, оценивающей свойства нормальной личности, он описывает личностную структуру человека, выявляет личностные проблемы, помогает найти коррекционные механизмы для решения личностных проблем. Основой теста Кеттелла служит "теория личностных черт", при этом личность описывается совокупностью первичных свойств личности, которые определяют ее внутреннее содержание и поведение. Тестируемая личность попадает в уже готовую систему координат, и там измеряются ее свойства и сравниваются с заранее заданными свойствами.
- Целостный – проективные тесты.
Проективные методики направлены на диагностику причин дезадаптации личности, бессознательных влечений, конфликтов и способов их разрешения (механизмов защиты). Условием любого проективного исследования является неопределённость тестовой ситуации, что способствует снятию давления реальности и свободному проявлению субъектом присущих ему способов поведения. Процесс взаимодействия личности c
мало структурированным стимульным материалом носит характер проецирования, вынесения вовне неосознаваемых влечений, конфликтов, инстинктов. Проективные методики, прежде всего, характеризуют качественный подход к исследованию личности, a не количественный, как психометрические тести. Проективные тести активно используются в клинической работе в целях выявления неосознаваемых аспектов
поведения и латентных личностных черт.