Лекция 2. Виды и свойства внимания
Краткое содержание лекции.Классификация видов внимания.Непроизвольное внимания и побуждающие его факторы. Особенности произвольного внимания. Факторы произвольного внимания. Послепроизвольное внимание. Свойства внимания.
Классификация видов внимания.Существует несколько классификаций внимания. По Джемсу внимание может быть сенсорным или непосредственным, когда объект интересен сам по себе и производным или опосредованным, когда объект вызывает интерес по ассоциации.
Внимание может быть непроизвольным или пассивным, рефлекторным, не требующим волевых усилий и произвольным, активным, сопровождающимся усилиями воли.
Классификация по признаку произвольности (Н.Ф.Добрынин) выделяет три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.
Непроизвольное внимание– наиболее простое, генетически исходное, возникает под действием сильного, контрастного, или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя. Характеризуется легкостью возникновения и переключения. Физиологический механизм – ориентировочный рефлекс или доминанта, возникающая на основе устойчивого интереса личности.
К факторам, вызывающим непроизвольное внимание, относят: физические, психофизиологические и психические факторы.
Первая группа факторов связана с характером внешнего раздражителя, его силой, новизной, динамичностью, длительностью.
Вторая группа факторов связана с соответствием внешних раздражителей внутреннему состоянию человека.
Третья группа – связана с общей направленностью личности. Так, если человек интересуется психологией, то, он будет направлять свое внимание на ту информацию, которая так или иначе связана с психологией.
Непроизвольное внимание может быть вынужденным, невольным, привычным. Вынужденным называется внимание, которым трудно управлять, его привлекают стимулы повышенной интенсивности, а также повторяющиеся, движущиеся, необычные стимулы.
Невольным называется внимание к объектам, которые связаны с удовлетворением основных потребностей, например, голода или жажды.
Привычное внимание связано с основными сферами интересов и деятельности человека. Поэтому люди с разными интересами по-разному реагируют не разные объекты.
Особенности произвольного внимания. Произвольное внимание называют волевым, активным, преднамеренным. Оно возникает при постановке и принятии человеком цели. Характеризуется направленностью в соответствии с целью. Требует волевых усилий. Физиологический механизм – доминанта под влиянием второй сигнальной системы.
Основной функцией произвольного внимания является регулирование психических процессов.
К факторам произвольного внимания относят: социальные факторы. С точки зрения теории развития высших психических функций Л.С.Выготского произвольное внимание формируется у ребенка при общении его с взрослым. Взрослый выделяет объект из окружающей среды, указывая на него жестом или словом, а ребенок отвечает на этот сигнал, прослеживая жест или повторяя слово. Потом ребенок жестом и словом воздействует на взрослого, чтобы привлечь его внимание, и наконец, на самого себя, подчиняя свое поведение собственной инструкции.
В результате экспериментальных исследований и фактов наблюдений была установлена последовательность развития произвольного внимания в онтогенезе человека:
- первые недели – месяцы жизни – появление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания;
- конец первого года жизни – возникновение ориентировочно-исследовательской деятельности как предпосылки произвольного внимания;
- второй-третий год жизни – развитие первоначальной формы произвольного внимания;
- четыре с половиной – пять лет – появление способности направлять внимание под влиянием сложной инструкции взрослого;
- пять-шесть лет – возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции, с опорой на внешние вспомогательные средства;
- школьный возраст – дальнейшее развитие и совершенствование произвольного внимания, включая волевое внимание.
Волевое внимание возникает в случае конфликта между сознательно выбранным направлением деятельности и проявлением непроизвольного внимания.
Послепроизвольное вниманиевозникает на основе произвольного внимания и после него. Оно имеет целенаправленный характер, но, в отличие от произвольного внимания не требует волевых усилий. Чтобы перейти от произвольного внимания к послепроизвольноу, необходимо активизировать деятельность. Здесь работает закон осмысления и интереса.
Как было сказано в предыдущей лекции, если мы хотим сосредоточить внимание на определенном объекте, мы должны открывать в нем все новые и новые стороны. Включение процессов мышления, раскрывающих в предмете новые стороны и связи, создает условия для устойчивости внимания.
Свойства внимания.Устойчивость внимания заключается в способности определенное время сосредотачиваться на одном объекте. Основным условием устойчивости внимания является активное отношение к объекту внимания, возможность обнаруживать в нем новое содержание.
Концентрация внимания – степень сосредоточенности. Это свойство связано с особенностями функционирования доминантного очага возбуждения в коре головного мозга. Концентрация внимания зависит от значимости объекта т от свойств нервной системы человека. По данным исследований Б.М.Теплова и В.Д.Небылицына установлено, что людям со слабой нервной системой дополнительные раздражители мешают сосредоточиться, а с сильной нервной системой – повышают концентрацию внимания.
Распределение внимания – это способность выполнять одновременно два или несколько видов деятельности. Распределение внимания возможно, если один из видов деятельности автоматизирован, и не требует внимания.
Переключение внимания означает сознательное перемещение внимания с одного объекта на другой. Способность к переключению внимания зависит от особенностей нервной системы человека, предшествующей или последующей деятельности, отношения человека к деятельности. Чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться.
Объем внимания – количество объектов, которые могут быть восприняты одновременно с достаточной ясностью.
Показателем внимания конкретного человека являются количественные характеристики каждого из этих свойств. Они изучаются при помощи специальных методов.
Задания для самостоятельной работы
1. Свойства внимания и их экспериментальное исследование. Составьте структурную схему, используя материал источника: Практикум по общей и экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. Пособие / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Манича.- СПб.: Изд. Питер, 2000-2002. Глава VI. Внимание. С.79-86.
2. Развитие внимания. Составьте план-конспект, используя материал источника: Маклаков А. Г. Общая психология СПб: Питер, 2014. С. 370 – 372.
Контрольные вопросы по теме
1. Дайте характеристику внимания как психического явления.
2. Расскажите о физиологических механизмах внимания.
3. Какие Вы знаете теории и концепции, рассматривающие феномен внимания?
4. Приведите классификацию видов внимания.
5. Дайте характеристику непроизвольного и произвольного внимания.
6. Что называют послепроизвольным вниманием?
7. Назовите основные свойства внимания и методы их экспериментального исследования.
8. Что такое мнимая и подлинная рассеянность?
9. Расскажите о развитии внимания в разные периоды жизни.
Рекомендуемая литература
1. Маклаков, А. Г. Общая психология СПб: Питер, 2014.
2. Практикум по общей и экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Манича.- СПб.: Изд. Питер, 2000-2002.
3. Психология внимания: Хрестоматия / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – Москва АСТ, 2008.
4. Фаликман, М.В.Внимание: Общая психология: в 7 томах: учебник / ред. Б.С. Братусь. – Том 2. – 2-е изд. – Москва: Академия, 2010.
Раздел III.