Тема 2. Психические феномены и их проявление в сфере права
Содержание
Вводные методические указания. 2
Тематический план. 3
Содержание тем с методическими указаниями и планами семинаров. 4
Вопросы для подготовки к экзамену. 25
Рекомендуемая литература. 28
Вводные методические указания
Применение в процессе деятельности сотрудников органов внутренних дел[1] психологических знаний, облегчает их труд, помогает регулировать и строить взаимоотношения с людьми, глубже понимать мотивы их поступков, познавать объективную действительность и правильно ее оценивать, использовать результаты познания в практике. Поэтому психология вовсе не отвлеченная наука, посвященная решению сложных и тонких теоретических вопросов, а важное звено в профессиональной подготовке всякого культурного и высокообразованного специалиста.
Цель изучения дисциплины - обеспечение подготовки курсантов (слушателей) по избранной специальности (направлению), формирование у них целостного представления о психологической науке и современных ее достижениях, вооружение знаниями о закономерностях развития психики человека, формирование у курсантов (слушателей) умений и навыков применения психологических приемов, позволяющих им самостоятельно совершенствовать свою профессиональную деятельность и профессионально важные качества.
Основные задачи дисциплины:
· раскрыть теоретические понятия и положения курса «Психология»;
· познакомить курсантов (слушателей) с основами общей, социальной психологии, основами психодиагностики применительно к деятельности следователя;
· показать и обосновать специфику проявления психологических закономерностей в правовом регулировании;
· оказать помощь курсантам (слушателям) в самостоятельной работе над психологической литературой по данной учебной дисциплине.
В результате изучения дисциплины курсант (слушатель) должен:
Знать:
- сущность и содержание предмета психологии;
- основные понятия и категории психологии;
- основные психологические аспекты и закономерности профессиональной деятельности следователя;
- основы психологии личности преступника и преступных сообществ, психологических аспектов криминального поведения;
- иметь представление о психотехнике профессиональной деятельности следователя;
- понимать значение личностных и социально-психологических факторов в профессиональной деятельности.
Уметь:
- в сложных условиях, экстремальных ситуациях, связанных с выполнением служебных обязанностей, принимать правильные управленческие решения; организовывать собственную работу и работу исполнителей на основе современных представлений и рекомендаций психологии о научной организации труда сотрудников ОВД;
- использовать полученные знания в целях совершенствования профессиональной деятельности следователя.
Владеть:
- навыками практического использования достижений психологии в интересах адаптации человека к окружающей среде и рационального профессионального самоопределения, эффективного решения служебных задач в деятельности следователя;
- навыками взаимодействия с различными категориями граждан.
В рамках изучения дисциплины курсанты (слушатели) должны выполнить письменную работу в виде практикума.
Обучение по указанной дисциплине завершается сдачей курсантами (слушателями) экзамена.
Тематический план
по курсу «Психология»
на 2011-2012 учебный год
№ тем | Название темы | Всего | В т.ч. лекции | В т.ч. семинары | В т.ч. пр.зан. |
Раздел I. Теоретические и методологические основы психологии | |||||
Предмет, цель и задачи курса. История развития психологии, ее основные отрасли и методы. Теоретические основы изучения и практического использования психологических закономерностей в правоохранительной деятельности | - | ||||
Раздел II. Основные категории отечественной психологии и их проявление в праве: сознание и личность | |||||
Психические феномены и их проявление в сфере права | |||||
Психические эмоционально - волевые процессы и психические состояния, особенности их проявления в сфере права | |||||
Личность как объект психологического познания в сфере деятельности органов внутренних дел | |||||
Психология социальных групп и межличностных отношений, значение ее анализа для совершенствования правоохранительной деятельности | |||||
Всего | |||||
Экзамен |
Содержание тем с методическими указаниями и планами семинаров
Тема 1. Предмет, цели и задачи курса. История развития психологии, ее основные отрасли и методы. Теоретические основы изучения и практического использования психологических закономерностей в правоохранительной деятельности
Лекции – 2 часа
Семинары – 2 часа
Содержание темы.Предмет психологии. Методологические основы психологии как науки. История развития психологии. Система психологии. Связь психологии с другими науками.
Краткая характеристика основных методов психологии. Общепсихологические методы как методы научного исследования, применяемые в правоохранительной деятельности. Метод наблюдения. Общие рекомендации по применению метода наблюдения в деятельности следователя. Преимущества и недостатки применения метода наблюдения при решении служебно-оперативных задач. Метод беседы. Эксперимент. Тестирование. Анализ результатов деятельности. Социометрические методы. Специальные методы. Методы судебно-психологической экспертизы. Психологический анализ материалов уголовного дела. Биографический метод. Использование прикладных методов психологии в расследовании преступлений.
Роль психологических знаний в деятельности следователя. Основная цель и задачи изучения дисциплины.
Методические указания.Данная тема является вводной. При изучении ее необходимо уяснить основные психологические проблемы курса, начиная с определения предмета психологии.
Предметом психологии являются закономерности психических процессов и состояний, индивидуально-типологические особенности личности и их проявление в различных условиях деятельности человека. Психология - это наука о психике, психологической деятельности, ее закономерностях и развитии.
Психология первоначально развивались в рамках философии, но в 18 веке она становится самостоятельной наукой. Выделяют 4 основных этапа развития психологии:
1. Психология как наука о душе.
2. Психология как наука о сознании.
3. Психология как наука о поведении.
4. Психология, как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики.
К настоящему времени психология представляет собой сложную систему научных дисциплин и курсанты должны представлять себе основные отрасли психологии, а также понимать, что между ними существует тесная взаимосвязь и взаимодействие. Отрасль психологии, призванная давать универсальные знания о психике человека, называется общей психологией. Так, общая психология изучает общие закономерности психики, основные принципы, методы, систему понятий. Другие отрасли (социальная психология, юридическая, дифференциальная, профессиональной деятельности и др.) изучают реализацию общих закономерностей в различных условиях деятельности человека.
В качестве основных методов, используемых психологией, принято выделять наблюдение (житейское - научное, включенное – не включенное и т.д.), эксперимент (лабораторный - естественный, констатирующий - формирующий). К вспомогательным методам обычно относят: беседу, тестирование, анализ результатов деятельности и другие. Разумеется, каждый из выделенных методов имеет свои особенности. В правовом отношении интересны методы судебно-психологической экспертизы, психологический анализ уголовного дела, а также метод составления психологического портрета преступника. Их основная задача заключается в оказании помощи сотрудникам ОВД.
Вопросы к семинару:
1. Общие представление о психологии, как науке: предмет, цель и задачи психологии.
2. История развития психологии, методологические основы.
3. Методы психологической науки.
4. Теоретические основы использования психологических знаний в деятельности следователя.
Доклад:«Психологический портрет как один из методов психологии: техника его составления».
Тема 2. Психические феномены и их проявление в сфере права
Лекции – 6 часов
Семинары – 2 часа
Практические занятия – 8 часов
Содержание темы.Отражение воздействий окружающей действительности. Психика и ее основные функции. Сознание. Правосознание. Проблемы формирования обыденного правосознания. Деформация правосознания. Психологический механизм воздействия социальных норм на личность и формирования правового поведения. Конформизм и его значение в формировании правопослушного поведения.
Основные формы проявления психики и их взаимосвязь. Место и значение психических процессов, состояний, свойств и образований в сфере права.
Ощущение: понятие, функции, свойства, виды. Пороги ощущений и их значение для правоохранительной деятельности.
Сущность и особенности восприятия. Типы восприятия, последовательность актов восприятия и виды перцептивных действий. Учет закономерностей восприятия в расследовании обстоятельств, имеющих правовую регламентацию. Психологические и психофизиологические факторы, влияющие на формирование свидетельских показаний на стадии восприятия.
Свойства, виды внимания. Возможности внимания в деятельности следователя.
Сущность и характеристика памяти, ее место в правоохранительной деятельности. Виды памяти. Законы и эффекты памяти, их значение в решении служебно-оперативных задач. Продуктивность памяти и учет причин, влияющих на ее продуктивность. Психологические факторы, влияющие на запоминание обстоятельств происшествия. Психологические факторы, влияющие на воспроизведение события свидетелем.
Сущность и особенности воображения, проявляемые в деятельности следователя. Содержание и особенности мышления. Виды, операции и формы мышления. Качества мышления и процесс решения мыслительной задачи. Характеристика интуиции. Интуиция в деятельности следователя. Характеристика и структура интеллекта. Психологическая характеристика речи. Культура речи следователя.
Методические указания. Приступая к изучению данной темы, необходимо иметь в виду, что мир психических явлений достаточно широк. Среди них обычно выделяют психические процессы, психические свойства, психические состояния, психические образования, социально-психологические явления и процессы. Психика – это свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений реального мира. Выделяют три основные функции психики:
- отражение воздействий окружающего мира;
- регуляция поведения и деятельности;
- осознание человеком своего места в окружающем мире.
Психическое отражение имеет свои особенности: во-первых, это не мертвое, зеркальное однонаправленное отражение, а сложный, постоянно изменяющийся процесс, в котором любые внешние воздействия преломляются через ранее сложившиеся особенности психики, через конкретные состояния человека; во-вторых, оно основано на материальных нейрофизиологических процессах и является результатом высшей нервной деятельности; в-третьих, это всегда правильное, верное отражение действительности.
Особо при изучении темы следует обратить внимание на тот факт, что психика является результатом развития живой материи, которая возникла на определенной ступени развития живых организмов и прошла несколько стадий развития. Высшая стадия развития психики - сознание человека.
К существенным признакам (особенностям) сознания относятся следующие:
- отражение действительности через совокупность знаний, т.е. через обобщенный общечеловеческий опыт;
- предвидение событий, осознание цели деятельности, т.е. предвосхищение будущего результата деятельности, его психическое моделирование;
- обобщенное отражение существенных, закономерных связей действительности;
- взаимосвязь индивидуального и общественного сознания;
- самосознание как система индивидуализированных ценностных ориентаций.
При формировании сознания человек реализует свое отношение:
- к материальному миру вещей и явлений;
- к другим людям, членам его общества;
- к самому себе как личности и члену общества.
Одной из форм сознания является правосознание. В широком смысле слова под правосознанием понимается весь правовой опыт поведения личности, группы, общества. Правосознание подразделяется на общественное, групповое, индивидуальное. Высший уровень правосознания характеризуется совокупностью взглядов на правовую систему, осознанием социальной значимости права, оценкой его сущности, овладением правовой идеологией. Особенно следует уделить внимание дефектам правосознания – негативному отношению к праву и формированию противоправного поведения.
В целом, знание закономерностей психики позволяет следователю более эффективно организовать свою деятельность, правильно построить взаимоотношения с другими людьми, уяснить причины нарушений норм во взаимоотношениях. Психологические понятия лежат в основе исходных уголовно-правовых понятий (вина, личность преступника, цели и мотивы преступления). Правовое регулирование является формой социальной регуляции.
Психика многообразна в своих формах и проявлениях. Основные психологические феномены существуют в форме процессов, состояний и качеств, каждое из которых может быть индивидуальным и групповым, внутренним (психическим) и внешним (поведенческим).
Психическими явлениями, обеспечивающими первичное отражение и осознание человеком воздействий, окружающей действительности являются психические процессы. Их принято подразделять на познавательные, эмоциональные и волевые.
При изучении познавательных процессов необходимо придерживаться следующей схемы:
1) сущность данного познавательного процесса, его определение;
2) физиологические механизмы познавательного процесса;
3) виды (классификация) того или иного познавательного процесса;
4) закономерности данного познавательного процесса и их проявление в деятельности сотрудников правоохранительных органов.
Ощущение является простейшим познавательным процессом. Оно дает человеку знание об отдельных качествах предметов. На ощущениях основаны более сложные познавательные процессы: восприятие, память, мышление. Физиологической основой для ощущений являются органы чувств (анализаторы - каналы связи с внешней и внутренней средой). Каждый орган чувств (анализатор) имеет кольцевой механизм и специализируется на приеме и переработке различных воздействий.
Классификация ощущений. В зависимости от расположения рецепторов ощущения делятся на 3 основные группы:
1) экстрорецептивные ощущения, принимающие раздражения из внешней среды: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные;
2) интерорецептивные ощущения, принимающие раздражение из внутренней среды: болевые, температурные, вибрационные, равновесия;
3) проприорецептивные, связанные с рецепторами, находящимися в мышцах, связках и сухожилиях: двигательные и статические.
Важным является вопрос о психофизиологических закономерностях ощущений. К ним относятся: пороги ощущений (нижний, верхний и средний, или дифференциальный), адаптация, сенсибилизация, контраст ощущений, синестезия. Необходимо усвоить сущность этих закономерностей. Изучая различные стороны чувственного этапа познания, необходимо установить их отношение к отдельным аспектам деятельности сотрудников ОВД, и деятельности следователя в частности.
Восприятие - это отражение предметов и явлений в целостном виде. Образы восприятия построены на основе различных ощущений, однако не сводятся к их простой сумме. Восприятие связано с пониманием и осмысливанием образа, со словесным обозначением окружающих предметов. Физиологическим механизмом восприятия является комплексная аналитико-синтетическая деятельность анализаторов.
Восприятия классифицируются в зависимости от модальности рецепторов на зрительные, слуховые, осязательные. Могут быть сложными и комплексными (зрительно-слуховые, двигательно-зрительные и т.п.). К сложным видам относятся также восприятия пространства и времени.
В зависимости от участия воли восприятие делится на непроизвольное и произвольное. Преднамеренное, планомерное, специально организованное восприятие называется наблюдением, эффективность его зависит от четкости цели, анализа и обобщения наблюдаемых явлений.
Общими закономерностями восприятия являются следующие:
1) константность;
2) избирательная направленность;
3) предметность;
4) осмысленность и обобщенность;
5) целостность;
Курсантам необходимо уяснить сущность этих закономерностей и реализацию их в деятельности следователя.
Внимание - необходимое условие эффективности всех видов деятельности. Это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающее повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида. Направленность проявляется в избирательности. В зависимости от объекта выделяют формы внимания: сенсорное (перцептивное: зрительное и слуховое), интеллектуальное, моторное (двигательное).
Выделяют два основных вида внимания:
1.Непроизвольное внимание (НВ) возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений и целей человека. К основным условиям его возникновения могут быть отнесены качества раздражителей, их новизна. НВ вызывают раздражители, соответствующие потребностям. НВ связано с общей направленностью личности (например, новую театральную афишу заметит человек, интересующийся театром). Основная функция - быстрая и правильная ориентация в постоянно меняющихся условиях среды, в выделении объектов, которые могут иметь в данный момент наибольший жизненный смысл.
2.Произвольное внимание (ПВ) сознательно направляемое и регулируемое сосредоточение. Развивается на основе НВ, и как высший вид внимания сложился в процессе труда. Основная функция - активное регулирование протекания психических процессов.
Дополнительно в психологию было введено понятие «послепроизвольное внимание» - когда в целенаправленной деятельности для личности значимыми и интересными становятся содержание и сам процесс деятельности, а не только ее результат. Деятельность захватывает, и человеку не требуется волевых усилий для поддержания внимания. Оно характеризуется длительной высокой сосредоточенностью, плодотворной умственной деятельностью.
Память - это психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения следов прежнего опыта. Память тесно связана с восприятием и мышлением. Следы от событий и других раздражителей могут запечатлеваться на короткий срок - кратковременная память, на длительный срок - долговременная память. С точки зрения учения И.П. Павлова, нейрофизиологической основой памяти служит образование временных нервных связей в коре головного мозга.
Различают две формы памяти - произвольную и непроизвольную (объем произвольной памяти - 7±2) - и процессы памяти - запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.
Виды памяти подразделяют на образную и логическую. Образная память в зависимости от модальности анализатора может быть зрительной, слуховой и двигательной. Известна также эмоциональная память - сохранение и воспроизведение пережитых человеком чувств. Важно обсудить феномен эйдетической памяти.
Закономерности памяти (условия успешного запоминания): значимость события, новизна, эмоциональная окраска, соответствие потребностям человека; влияние новой информации и фактора реминисценции.
Индивидуальные различия в памяти людей проявляются в особенностях ее процессов, т. е. в том, как осуществляется запоминание и воспроизведение у разных людей, и в особенностях содержания памяти, т. е. в том, что запоминается.
Индивидуальные различия в процессах памяти выражаются в скорости, точности, прочности запоминания и готовности к воспроизведению. Скорость определяется числом повторений, необходимых для запоминания. Прочность выражается в сохранении заученного материала и в скорости его забывания. Готовность памяти выражается в том, насколько может человек легко и быстро припомнить в нужный момент то, что ему нужно. Эти различия связаны с особенностями типов ВНД, с силой и подвижностью процессов возбуждения и торможения, а также изменяются под влиянием условий жизни и воспитания.
Знание и понимание закономерностей памяти помогает правильнее организовать служебную деятельность. Эти закономерности учитываются при допросах, опросах граждан, когда сотруднику крайне важно получить полную и достоверную информацию.
Мышление возникает тогда, когда окружающая действительность требует от человека решить какую-либо задачу. Следователю постоянно приходится разрешать различные задачи. Следовательно, знание особенностей мыслительной деятельности поможет правильно организовать служебную деятельность. Для этого в процессе изучения темы необходимо усвоить сущность мышления как опосредствованного процесса, уяснить классификацию явлений мышления - мыслительные операции; формы мышления при решении задач; виды мышления - общие закономерности и индивидуальные особенности мышления. Два основных его параметра: опосредованность и обобщенность. Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы.
Виды мышления:
1. наглядно-действенное;
2. наглядно-образное;
3. отвлеченное (теоретическое).
Мышление имеет проблемный характер, т.к. всегда направлено на разрешение какой-либо проблемы, при этом непрерывно взаимодействует анализ и синтез, используются имеющиеся обобщения и устанавливаются новые взаимосвязи. На этой основе человек прогнозирует развитие событий, строит гипотезы. Мышление формирует интеллект человека. Интеллект - это способность к отвлеченному, абстрактному мышлению.
Мышление связано с языком и речью. В этом - отличие психики человека от психики животного. У животных мышление всегда наглядно - действенное. Только с появлением слова становится возможным отвлечь от познаваемого объекта какое-либо свойство и закрепить это понятие в слове. Мысль отражает в слове материальную оболочку.
Всякая мысль возникает и развивается в связи с речью. Чем глубже продумана мысль, тем четче она выражается в слове и наоборот. Формируя размышления вслух, человек формулирует их и для себя. Благодаря этому становится возможным развернутое рассуждение (сопоставление мыслей, возникающих в процессе мышления).
Речь - процесс использования человеком языка с целью передачи и усвоения общественно - исторического опыта или установления коммуникации или планирования своих действий.
Речь может быть: монологической, диалогической, внутренняя, письменная.
Функции речи: речь имеет полифункциональный характер, т.е. выступает в различных деятельностях:
1) коммуникативная функция (слово - средство общения);
2) индикативная (слово - средство указания на предмет);
3) интеллектуальная (слово - носитель обобщения, понятия).
Все эти функции речи внутренне связаны друг с другом.
Достаточно тесно мышление связано с воображением: чем меньше имеется данных, тем быстрее к работе мышления подключается воображение. Сущность процесса воображения составляет – процесс преобразования представлений, создание новых образов на основе имеющихся. Воображение, фантазия - это отражение реальной действительности в новых, неожиданных, непривычных сочетаниях и связях.
Формы воображения:
- агглютинация – предполагает склеивание различных в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей;
- гиперболизация – не только увеличение или уменьшение предмета, но и изменение количества частей предмета или их смещение;
- заострение, подчеркивание каких-либо признаков;
- схематизация – если представления, из которых конструируется образ фантазии, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план;
- типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе.
Физиологическая основа воображения: процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер – здесь идет преобразование представлений, обеспечивающее, в конечном счете, создание модели ситуации заведомо новой, ранее не возникавшей. Это связано с действием коры больших полушарий и гипоталамо-лимбической системы.
Виды воображения:
Активное воображение – пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Может быть творческим и воссоздающим.
Пассивное воображение – создание образов, которые не воплощаются и зачастую не могут быть осуществленными. Грезы – образы фантазии, преднамеренно вызванные, но не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизнь – обнаруживается связь продуктов фантазии с потребностями. Может быть преднамеренным и непреднамеренным.
Функции воображения:
- Представление действительности в образах, иметь возможность пользоваться ими, решая задачи.
- Регулирование эмоциональных состояний, снятие напряженности.
- Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека.
- Формирование внутреннего плана действий – способность выполнять их в уме, манипулируя образами.
- Планирование и программирование деятельности, составление программ, оценка их правильности, процесса реализации.
Вопросы к семинару:
1. Психологическая характеристика сознания и правосознания.
2. Понятие ощущения и восприятия.
3. Внимание как избирательная направленность и сосредоточенность психической деятельности.
4. Общая характеристика различных видов и процессов памяти.
5. Роль мышления и воображения в деятельности следователя.
6. Этапы мыслительного процесса в ходе творческого поиска доказательств при расследовании.
7. Речь как познавательный психический процесс и его роль в деятельности следователя.
Доклады:«Роль психических познавательных процессов в правоохранительной деятельности».
«Интуиция и ее основные характеристики»