Степень трудности ситуации
Структура конфликтоустойчивости личности
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
ВОЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ
ПСИХОМОТОРНЫЙ КОМПОНЕНТ |
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
МОТИВАЦИОННЫИ КОМПОНЕНТ
Глава 8. Конфликт как тип трудных ситуаций
Психологическая устойчивость— характеристика личности, состоящая в сохранении оптимального функционирования психики в условиях фрустрирующего и стрессогенного воздействия трудных ситуаций. Это свойство личности формируется одновременно с ее развитием и зависит:
□ от типа нервной системы человека;
□ опыта человека, профессиональной подготовки;
□ навыков и умений поведения и деятельности;
□ уровня развития основных познавательных структур личности.
Показателем устойчивости является вариативность. Вариативность рассматривается как гибкость, быстрота приспособляемости к постоянно меняющимся условиям жизнедеятельности, высокая мобильность психики при переходе от задачи к задаче.
Конфликтоустойчивость личности— специфическое проявление психологической устойчивости. Она рассматривается как способность человека оптимально организовать свое поведение в трудных ситуациях социального взаимодействия, бесконфликтно решать возникшие проблемы в отношениях с другими людьми.
Конфликтоустойчивость имеет свою структуру, которая включает ряд компонентов.
Эмоциональный компонент отражает состояние личности в трудной ситуации, уровень и характер возбудимости психики, влияние на успешность общения. Заключается в умении управлять своим эмоциональным состоянием в предконфликт-ных и конфликтных ситуациях, способности открыто выражать эмоции, не переходить в депрессивные состояния при затягивании или проигрыше в конфликте.
Волевой компонент — способность личности к сознательной мобилизации сил в ситуации взаимодействия, к сознательному контролю и управлению собой, своим поведением и психическим состоянием. Позволяет регулировать свое эмоциональное возбуждение в конфликтной ситуации. Он обеспечивает толерантность, терпимость к чужому мнению, самоконтроль, умение дать объективную оценку конфликта, прогнозировать развитие и возможные последствия, способность выделять главную проблему, выдвигать и обосновывать альтернативные решения проблемы.
Познавательный компонент — устойчивость функционирования познавательных процессов, невосприимчивость к провокационным действиям оппонента. Включает умение определить начало предконфликтной ситуации, анализ причин возникновения конфликта, умение сводить к минимуму искажение восприятия ситуации и личности оппонента, а также своего поведения и т. п.
Мотивационный компонент — состояние внутренних побудительных сил, способствующих оптимальному поведению в трудной ситуации взаимодействия. Обеспечивает адекватность побуждений складывающейся ситуации.
Психомоторный компонент обеспечивает правильность поведения и действий, их четкость и соответствие ситуации.
Высокий уровень конфликтоустойчивости предполагает грамотные действия и поведение в конфликтных ситуациях, оптимизацию взаимодействия в конфликте, недопущение втягивания себя в его эскалацию, сосредоточение усилий на конструктивных действиях.
Раздел 3. Теоретические основы конфликтологии
Выбор стратегии поведения в конфликте (по А. И. Шипилову)
ЖЕСТКАЯ ПОЗИЦИЯ
Нормативная стратегия
Конфронтационная стратегия
м
м
* л
Оппонент
как субъект
взаимодействия
Оппонент
как объект
воздействия
Переговорная стратегия
Манипулятивная стратегия
МЯГКАЯ ПОЗИЦИЯ
Глава 8. Конфликт как тип трудных ситуаций
Подход, в котором стратегии могут быть выделены на основе соотношения таких базовых параметров поведения, как жесткость позиции и модальность отношения к оппоненту, предложен А. И. Шипиловым.
Жесткость позицииимеет два полюса: жесткость и мягкость предъявления и отстаивания своих интересов. Первый рассматривается как напористое, энергичное воздействие на оппонента путем требований, указаний и других форм социального, физического и психологического регулирования. Мягкая позиция чаще всего трактуется не как пассивность, вялость воздействий, а как тонкие, не прямолинейные, в определенной мере косвенные средства воздействия, учитывающие нюансы личностного характера оппонента, опора на психологизм ситуации.
Модальность отношения к оппоненту— параметр поведения, отражающий степень уважительного отношения к оппоненту, который может рассматриваться как объект воздействия или как субъект взаимодействия. В первом случае на оппонента можно воздействовать силовыми методами, а также средствами, не соответствующими общепринятым нормам морали. К объекту выказывается неуважение как в прямом, так и в косвенном виде. Отношение к оппоненту как к субъекту взаимодействия предполагает признание психологического равенства с ним и реализацию уважительного отношения, предусматривает учет и реализацию правовых и нравственных норм взаимодействия.
Различное сочетание проявлений рассмотренных параметров в виде системы координат дает возможность выделить четыре основные стратегии поведения в конфликте:
□ противоборство («борьба»);
□ отстаивание своей позиции на основе существующих норм и правил («право»);
□ манипуляция другим («хитрость»);
□ открытый разговор («диалог»).
Нормативная стратегия— линия поведения, в основе которой лежит опора на нормативность позиции в сочетании с уважением к личности оппонента. Подробно излагается в различных правовых документах (инструкциях, распоряжениях, кодексах и т. п.).
Конфронтационная (или агрессивная) стратегияконфликтный тип поведения. Активное использование угроз, психологического давления, блокирующих действий, физического и морального насилия. Слабый контроль над своими эмоциями. Зачастую конфликтные действия из средства достижения поставленных целей превращаются в конечную цель — нанесение максимального ущерба оппоненту.
Манипулятивная стратегия— достижение поставленных целей путем косвенного психологического воздействия на оппонента, в результате которого он вынужден уступить или действовать в нужном для манипулятора направлении. В социально-психологических исследованиях манипулятивное решение проблем рассматривается как психологическое воздействие, нацеленное на неявное изменение направленности активности другого человека.
Переговорная стратегия— реализация стремления к поиску компромисса, к обсуждению проблемы, к разрешению противоречия путем уступок (односторонних или обоюдных), а также поиска такого решения, которое устраивает обе стороны. В переговорной стратегии реализуется установка на совместный поиск решения.
Раздел 3. Теоретические основы конфликтологии
Основные стратегии поведения в конфликте (по К. Томасу)
КООПЕРАТИВНОСТЬ (ОРИЕНТАЦИЯ НА ПАРТНЕРА)
Глава 8. Конфликт как тип трудных ситуаций
Конфликтное поведениезаключается в противоположно направленных действиях, в которых реализуются процессы мыслительной, эмоциональной и волевой сфер оппонентов. Чередование взаимных реакций, направленных на реализацию интересов каждой стороны и ограничение интересов оппонента, составляет видимую социальную реальность конфликта. Поскольку действия оппонентов в конфликтной ситуации в большой степени влияют друг на друга, а также вытекают из предыдущих действий оппонента, то есть взаимообусловливаются, то в любом конфликте они обязательно приобретают характер взаимодействия.
Конфликтное поведение как особый тип поведения вполне естественно имеет свои принципы, стратегии (способы) и тактики (приемы). Среди основных принципов конфликтного противоборства выделяют: концентрацию сил; координацию сил; нанесение удара по наиболее уязвимому пункту в расположении противника; экономию сил и времени и др.
Стратегия поведения в конфликте— ориентация личности (группы) по отношению к конфликту, установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта.
В основе выделения стратегий лежит концепция о «силовом поле» — определяющей мотивации руководителя, ориентированного либо на решение стоящих перед ним задач, например на производство, либо на человека, производителя. Первая «силовая линия» (на производство) ведет к максимально высоким объемам прибыли и рассматривается как напористость. Вторая направлена на человека, на то, чтобы условия труда в наибольшей степени отвечали его потребностям и запросам. Она рассматривается как кооперативность.
В конфликтологии и за ее пределами такой подход используется достаточно широко, а сама схема получила название двухмерной модели стратегий поведения личностиК. Томаса и Р. Киллмена, хотя чаще упоминается первый из авторов. Как правило, в конфликте мы не встретим случаев, когда используется только лишь одна стратегия. Скорее можно говорить о доминировании одной из них. Эти ведущие стратегии могут быть представлены следующим образом:
□ избегание(бездействие) — участник находится в ситуации конфликта, проблема осознается, но ни личная заинтересованность, ни интересы партнера (оппонента) не становятся стимулом для активных действий по его разрешению;
□ приспособление(уступка) свидетельствует о выходе на первый план в построении взаимодействия интересов оппонента;
□ соперничество(конкуренция) предусматривает исключительную заинтересованность в достижении собственных целей, как правило, за счет навязывания другой стороне предпочтительного для себя решения;
□ компромисспредполагает взаимодействие на основе равного учета интересов обеих сторон конфликта и некоторого отхода от первоначальных позиций на основе обоюдности;
□ сотрудничество(проблемно-решающая стратегия), признавая равную ценность интересов сторон, направляет на поиск решения, удовлетворяющего их и лежащего порой за пределами исходной ситуации.
В конфликте нет случаев, когда используется одна стратегия. Можно говорить о доминировании одной из них. Часто приходится сталкиваться с комбинациями стратегий. Соперничество — наиболее часто применяемая стратегия (более чем в 90 % конфликтов). Конфликт заключается в противоборстве, и личность (группа) идут на него, не имея других способов договориться с оппонентом. Поэтому тактические приемы соперничества наиболее разнообразны и совершенствовались в большей степени.
Раздел 3. Теоретические основы конфликтологии
Основные пути и способы разрешения значимых противоречий в социальном взаимодействии
Л | |
^ | |
S | |
л | и |
с; | к |
S | |
О | X |
0) | о |
X | |
X | CD |
ш | |
X | s |
ш | Q. |
С | |
со | |
О. | |
о | |
Q. | |
|_ | |
Глава 8. Конфликт как тип трудных ситуаций
Еще в 1942 г. американский социальный психолог М. Фоллет указывала на необходимость урегулирования конфликтов, а не подавления их. Среди способов она выделила победу одной из сторон, компромисс и интеграцию. Под интеграцией понималось новое решение, при котором выполняются условия обеих сторон, причем ни одна из них не несет серьезных потерь. В дальнейшем этот способ разрешения конфликта получил название «сотрудничество».
Изучение разрешения конфликтов между руководителем и подчиненным показало, что одна треть этих конфликтов завершается компромиссом, две трети — уступкой (преимущественно подчиненного) и только 1-2 % конфликтов завершаются путем сотрудничества.
Объяснение такого разброса в применении способов разрешения конфликтов по вертикали кроется в стереотипах мышления, поведения, а также особенностях этого вида конфликта. Большинство из нас ориентированы на противоборство. Десятилетия такой принцип преобладал во взаимодействии с теми, кто был не таким, как мы, был не согласен с нами. Да и в конфликтах между руководителем и подчиненным в 60 % ситуаций начальник прав в требованиях к подчиненному.
Рассмотренные способы разрешения конфликта на практике реализуются силовым подавлением одной из сторон или ненасильственным путем — путем переговоров (компромисс, сотрудничество, а иногда и уступка). Силовое подавление — это продолжение применения стратегии соперничества. В этом случае сильная сторона достигает своих целей, добивается от оппонента отказа от первоначальных требований. Уступившая сторона выполняет требования оппонента или приносит извинения за допущенные просчеты в деятельности, поведении или общении. Если же стороны понимают, что проблема важна для них и стоит того, чтобы ее решить с учетом обоюдных интересов, то они используют путь переговоров.
Важно нормализовать отношения оппонентов в преддверии переговорного процесса. Одним из приемов, позволяющих сделать это, является техника ПРИСН (последовательные и реципрокные инициативы в снижении напряжения — С. Линд-скольд и др.). Метод ПРИСН предложен социальным психологом Ч. Осгудом и успешно применяется при разрешении конфликтов разного уровня: международных, межгрупповых, межличностных (Б. Бетс, В. Смит). Он включает в себя следующие правила:
□ делать искренние, публичные заявления о том, что одна из сторон конфликта хочет остановить эскалацию конфликта;
□ объяснять, что примирительные шаги обязательно будут осуществлены. Сообщить, что, как и когда будет сделано;
□ выполнять обещанное;
□ побуждать оппонента к обмену уступками, но не требовать их в качестве условия выполнения собственных обещаний;
□ уступки должны осуществляться в течение достаточно длительного времени, и даже в том случае, если другая сторона не отвечает взаимностью. Они не должны приводить к увеличению уязвимости стороны, их осуществляющей;
□ расширять круг вариантов решения проблемы; искать взаимную выгоду; выяснять, что предпочитает другая сторона.
Глава 9. Классификация конфликтов Общая типология конфликтов
ЗООКОНФЛИКТЫ | |
? | |
ш | |
S | |
1- | |
о | |
и fl Ш | |
От ■пО | |
I?Id | |
ST | |
СЦ | |
в | |
л | |
О | |
^ |
Глава 9. Классификация конфликтов
Классификация— научный метод, заключающийся в разъединении всего множества изучаемых объектов и последующем их объединении в группы на основе какого-либо признака. Признак, наличие, отсутствие или степень выраженности которого выступает критерием отнесения объекта к той или иной группе, называется основанием классификации. Классификация конфликтов необходима для сравнительного изучения их существенных признаков, связей, функций, отношений, уровней организации и т. п.
Классификация — это не только приведение в систему определенной суммы понятий, характеризующих объект науки, хотя данная задача и занимает достаточно важное место в исследовательской деятельности. Это и получение новых знаний об объекте науки, и расширение понятийно-категориального аппарата конфликтологии, и приведение его в более полное соответствие объективным законам развития конфликтов. Основная задача классификации — выявить те системные признаки, которые уже объективно существуют во всем множестве конфликтов.
Выделим основные виды классификаций.
Типология— в ее основе лежит существенный признак конфликта. Это наиболее ценный и сложный вид классификации. В результате типологии выделяется ряд типов конфликтов. Сам тип выступает единицей расчленения множества конфликтов по выбранному основанию классификации.
Систематика— приведение в систему представлений о некоторой совокупности конфликтов. Основанием для классификации служит менее существенный признак конфликта, нежели тип. Созданы частные систематики конфликтов. Полная систематика конфликтов в конфликтологии в ближайшее время вряд ли достижима. Однако в принципе создание полной систематики конфликтов возможно.
Таксономия— «теория классификации и систематизации деятельности, имеющей обычно иерархическое строение». В конфликтологии таксономических классификаций конфликтов пока нет, хотя они в принципе возможны. «Гроздь» соподчиненных, взаимосвязанных конфликтов называется таксоном.
Конфликтология находится на завершающем этапе выделения в самостоятельную науку. В этих условиях первоочередными задачами классификации выступают уточнение границ того множества конфликтов, которые являются объектом науки, и выделение наиболее общих структурных единиц в объектном поле конфликтологии. Один из существенных признаков конфликта — характер и особенности участвующих в нем сторон. От того, кем представлены конфликтующие стороны, зависят характеристики конфликта. Например, используя основные виды классификации, можно выделить ряд подвидов социальных конфликтов.
Межличностные конфликты представляют собой столкновения интересов двух людей или интересов личности и группы. Средние социальные группы по количественному составу занимают промежуточное положение между малыми и большими. Если количество участников конфликта превышает несколько сотен человек, то это конфликт между большими социальными группами.
Межгосударственные конфликты представляют собой борьбу между двумя государствами или их коалициями. Может также возникнуть конфликт между государством и группой государств.
Раздел 3. Теоретические основы конфликтологии
Классификация конфликтов на основе потребностей субъектов взаимодействия (по А. И. Шипилову)
Я
ПОТРЕБНОСТИ
_п
МАТЕРИАЛЬНЫЕ
ч.
СОЦИАЛЬНЫЕ
i
ДУХОВНЫЕ
К
ОБЪЕКТ
УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
ПОТРЕБНОСТИ
РЕСУРСЫ
т
СТАТУС В ГРУППЕ, РОЛЬ
В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ
т |
ОТНОШЕНИЯХ
т
ИДЕЯ, НОРМА, ПРИНЦИП
~^У^~
Классификация конфликтов (по С. М. Емельянову)
Основание классификации | Виды конфликтов | Общая характеристика |
Сферы проявления конфликта | Экономические Идеологические Социально-бытовые Семейно-бытовые | В основе лежат экономические противоречия. В основе лежат противоречия во взглядах. В основе лежат противоречия социальной сферы. В основе лежат противоречия семейных отношений |
Степень длительности и напряженности конфликта | Бурные быстротекущие конфликты Острые длительные конфликты Слабовыраженные и вялотекущие конфликты Слабовыраженные и быстротекущие | Возникают на основе индивидуальных психологических особенностей личности, отличаются агрессивностью и крайней враждебностью конфликтующих. Возникают при наличии глубоких противоречий. Связаны с не очень острыми противоречиями либо пассивностью одной из сторон. Связаны с поверхностными причинами, носят эпизодический характер |
Субъекты конфликтного взаимодействия | Внутриличностные конфликты Межличностные конфликты Конфликты «личность-группа» Межгрупповые конфликты | Связаны со столкновением противоположно направленных мотивов личности. Субъектами конфликта выступают две личности. Субъекты конфликта: с одной стороны —личность, а с другой —группа (микрогруппа). Субъектами конфликта выступают малые социальные группы или микрогруппы |
Социальные последствия | Конструктивные конфликты Деструктивные конфликты | В основе лежат объективные противоречия. Способствуют развитию организации или другой социальной системы. В основе, как правило, лежат субъективные причины. Создают социальную напряженность и ведут к разрушению социальной системы |
Предмет конфликта | Реалистичные (предметные) конфликты Нереалистичные (беспредметные) конфликты | Имеют четкий предмет. Не имеют предмета или имеют предмет, который является жизненно важным для одного или обоих субъектов конфликта |
Глава 9. Классификация конфликтов
Важнейшей особенностью конфликта является характер потребности человека,
за удовлетворение которой он борется. Согласно теории А. Маслоу, потребности можно сгруппировать, выделив в них пять иерархически связанных уровней, куда входят следующие потребности: физиологические; в безопасности и защищенности; социальные; потребности в уважении; потребности самовыражения. В случае неудовлетворения любой из этих потребностей человек может идти на конфликт. Можно использовать более обобщенную градацию блокированных потребностей — материальные, социальные и духовные.
В зависимости от типа противоречияконфликты можно делить на возникшие в результате антагонистического противоречия либо вследствие неантагонистического противоречия.
Важной характеристикой конфликта является острота противодействия участвующих в нем сторон. В западной конфликтологии эта характеристика называется интенсивностью конфликта. По этому основанию выделяют конфликты низкой, средней и высокой интенсивности. Конфликт низкой интенсивности — спор между оппонентами. Конфликт наивысшей интенсивности завершается физическим уничтожением одной из сторон.
В зависимости от сферы жизнедеятельности человека, в которой происходят конфликты, их делят на семейные, бытовые, производственные, трудовые, политические и др.
Существенной количественной характеристикой конфликтов, часто приводящей к качественным различиям, выступает их длительность. Конфликт имеет конструктивные и деструктивные функции. В зависимости от соотношения позитивных и негативных элементов в конфликтах их делят на конструктивные, имеющие позитивные и негативные последствия одновременно, и деструктивные. Американские конфликтологии (Р. Даль и др.) классифицируют социальные конфликты в обществе по количеству сторон, участвующих в конфликте, и их последствиям. Конфликты также можно классифицировать по степени разработанности нормативных способов их разрешения.
Существуют конфликты, для разрешения которых не разработано никаких нормативных механизмов. Примером такого конфликта может быть ссора двух пассажиров в общественном транспорте. Можно выделить полностью институционализированные конфликты. Например, дуэль. Между этими крайними полюсами существует много видов конфликтов, нормативное урегулирование которых осуществляется частично.
Помимо общих классификаций существуют частные типологии. Они охватывают часть объектного поля конфликтологии, связанную с одним из типов конфликтов. Например, это могут быть причинно-мотивационные связи.
Н. В. Гришина в результате изучения производственных конфликтов выделила конфликты как реакцию:
□ на препятствие к достижению основных целей трудовой деятельности;
□ поведение, не соответствующее принятым нормам отношений, и поведение людей в совместной трудовой деятельности, не отвечающее их ожиданиям;
□ личные конфликты, возникающие в силу личных особенностей членов коллектива.
Глава 10. Структура конфликта Структура конфликтной ситуации
Глава 10. Структура конфликта
Конфликт наряду с тем, что он является системой, представляет собой и процесс.
Структура конфликтапонимается как совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни, без которых он не может существовать как динамически взаимосвязанная целостная система и процесс.
Кроме понятия «конфликт» часто используется и понятие «конфликтная ситуация» — фрагмент конфликта, цельный эпизод его развития. Поэтому структура конфликта может рассматриваться и как структура конфликтной ситуации.
В структуру конфликтной ситуации входит несколько основных элементов.
1. Участники конфликта— лица, чья степень участия в конфликте различна: от
непосредственного противодействия до опосредованного влияния на ход кон
фликта. Выделяют несколько групп участников.
Основные участники конфликта, или противоборствующие силы. Это те субъекты конфликта, которые непосредственно совершают активные (наступательные или защитные) действия друг против друга. Некоторые авторы вводят такое понятие, как «оппонент», что в переводе с латинского означает«возра-жающий, противник в споре».
Группы поддержки. Практически всегда в любом конфликте за оппонентами стоят силы, которые могут быть представлены отдельными индивидами, группами и т. д.
Другие участники. В данную группу входят субъекты, которые оказывают эпизодическое влияние на ход и результаты конфликта (подстрекатель, организатор и др.).
2. Информационные моделиконфликтной ситуации у основных и второстепенных участников конфликта.
3. Предмет конфликта— это объективно существующая или воображаемая проблема, лежащая в основе конфликта. Это то противоречие, из-за которого и ради разрешения которого стороны вступают в противоборство. Борьба отражает стремление сторон разрешить это противоречие. В ходе конфликта она может затухать и обостряться. Так же ведет себя и противоречие. Однако проблема конфликта остается неизменной, пока противоречие не разрешится.
4. Объект конфликта— его рассматривают как причину, повод к конфликту. Объектом конфликта может быть материальная (ресурс), социальная (власть) или духовная (идея, норма, принцип) ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента. Чтобы стать объектом конфликта, элемент материальной, социальной или духовной сферы должен находиться на пересечении личных, групповых, общественных или государственных интересов субъектов, которые стремятся к контролю над ним.
5. Микро- и макросреда.При анализе конфликта необходимо выделять условия, в которых находятся и действуют участники конфликта, то есть микро-и макросреду, в которых возник конфликт. Такой подход позволяет рассматривать конфликт не как изолированную систему, а как социальную ситуацию. В нее включаются не только ближайшее окружение личности, но и социальные группы, представителем которых является данный индивид.
Раздел 3. Теоретические основы конфликтологии
Трехмерная модель стратегий поведения в конфликте (по С. М. Емельянову)