Заполните пропущенные слова в данных предложениях

А. Восприятием (перцепцией) называется _______________ в сознании человека предметов или явлений в совокупности их свойств и частей при их ________________ воздействии на органы чувств.

Б. В основе восприятия лежат два вида ________________________ связей: связи, образуемые в пределах одного _____________________, и межанализаторные связи.

В. __________________ восприятия – отнесённость наглядного образа восприятия к определённым предметам внешнего мира.

Г. Подпороговое (_______________) восприятие – бессознательное восприятие и переработка человеком сигналов, поступающих в мозг через органы чувств и не достигающих _______________ величины.

Восстановите соответствие.

В левой колонке даётся название свойств восприятия ощущений, в правой – их определения. Ваша задача – соединить стрелками каждое из названий свойства восприятия и соответствующее этим свойствам определение.

Название свойства восприятия   Определение свойства восприятия
     
1. Полнота восприятия   А. количество объектов, которое может воспринять человек в течение одной фиксации
2. Объём восприятия   Б. степень соответствия возникшего образа особенностям воспринимаемого объекта
3. Константность восприятия   В. сенсорная, мысленная достройка совокупности некоторых воспринимаемых элементов объекта до его целостного образа
4. Целостность восприятия   Г. свойство воспринимать объекты и видеть их относительно постоянными по величине, форме и цвету в изменяющихся физических условиях восприятия
5. Предметность восприятия   Д. отнесённость наглядного образа восприятия к определенным предметам внешнего мира

Задачи:

Задача 1.

1. Каков физиологический механизм описанного ниже явления?

2. Как это явление называется?

У испытуемых, которым было дано задание смотреть на белый экран, установленный в темной комнате, измерялся порог ночного зрения. Во время, опыта экспериментатор давал инструкцию: «Внимание! Смотрите с максимальным напряжением!» Оказалось, что после такой инструкции чувствительность ноч­ного зрения повышалась.

Задача 2.

Какая закономерность ощущений проявляется в каждом примере?

Длительно воздействующий неприятный запах перестает ощущаться.

После погружения руки в холодную воду раздражитель, нагретый до 30° С, воспринимается как теплый, хотя его температура ниже нормальной кожной температуры руки.

После слабого (близкого к пороговому) раздражения глаза одним цветом чувствительность глаза к другому, дополнительному, цвету оказывалась в течение долгого времени повышенной.

Под воздействием вкуса сахара снижается цветовая чув­ствительность к оранжево-красным лучам.

Под воздействием предшествующего раздражения глаза красным светом чувствительность зрения в темноте возрастает.

Под влиянием некоторых запахов (гераниола, бергамотового масла) наблюдается обострение слуховой чувствительности.

Из обыденной жизни и данных экспериментов следует, что место слышимого звука для нас обычно смещается по направлению к объекту, который мы видим и который способен издавать звук (например, при восприятии озвученных кинокартин). (По С. В. Кравкову, 1948.)

Задача 3.

Какая закономерность ощущений проявляется в каждом примере?

А. Побыв в помещении, человек вскоре перестал ощущать запах гари, хотя вновь вошедший человек отчетливо ощутил его.

Б. А. Н. Скрябин и Н. А. Римский-Корсаков обладали цветным слухом, т. е. слышали звуки, окрашенные в разные цвета.

В. Ориентировка слепоглухих в окружающем мире опирается преимущественно на осязательные, обонятельные, двигательные и вибрационные ощущения.

Г. При обтирании лица холодной водой острота зрения летчика-наблюдателя повысилась.

Д. При усилении освещения в зале звуки, несущиеся со сцены, стали казаться зрителям громче.

Ниже под соответствующими номерами даны ответы на поставленный к задаче вопрос. Выберите тот номер ответа, в котором все явления указаны верно.

1. а) Изменения обоняния, б) взаимодействие анализаторов, в) сенсибилизация, г) сенсибилизация, д) синестезия.

2. а) Адаптация, б) синестезия, в) специфическая сенсорная организация, г) сенсибилизация, д) сенсибилизация.

3. а) Адаптация, б) специфика абсолютного слуха, в) тренировка чувствительности, г) сенсибилизация, д) синестезия.

Задача 4.

На рисунке трехлетнего ребенка схематично изображен че­ловек: нос и уши отсутствуют, а выделенные рот и язык изобра­жены вне лица, а язык, к тому же, - вне рта. (По С. Л. Рубинштейну.)

Какой недостаток детского восприятия проявляется в данном случае?

Задача 5.

Выберите номер ответа, содержащий все существенные отличительные признаки восприятия.

1. субъективное отношение внешнего мира;

2. отражение отдельных свойств, относимых к определённому предмету;

3. первоначальный источник всех знаний об окружающем мире;

4. результат совместной деятельности ряда анализаторов;

5. целостное отражение совокупности свойств, принадлежащих предметам, явлениям окружающего мира;

6. составной элемент, из которого складываются все предметы и явления окружающего мира;

7. искажённое отражение окружающего мира;

8. отражение отдельных свойств, не относимых к какому-либо предмету;

9. отражение законов природы и общества;

10. отнесение конкретного предмета к определённой категории предметов.

Тема 7. Эмоции.

Тесты:

Тест:

1.Имя Симонова соотносится в теориях эмоций с подходом

а) информационным

б) когнитивно-аффективным

в) периферическим

г) интеллектуализма

2. Любой термин в психологии эмоций должен рассматриваться в контексте

а) языкового значения

б) знакового текста

в) аффекта

г) смысла породившей культуры, научной традиции

3. Из всех трёх типов агрессии наибольшей осознанностью и импульсивностью обладает агрессия

а) экспрессивная

б) враждебная

в) инструментальная

г) динамическая

4. Конечной целью любой деятельности является

а) упорядочение мотивов в чёткую иерархию

б) развитие интеллекта

в) удовлетворение потребностей

г) постановка новых задач

5. В концепции Рубинштейна относительно устойчивые личностные установки относятся к категории чувств

а) безобразных, абстрактных

б) предметных

в) органических

г) обобщённых

6. Термин, в основе которого лежит значение со смыслом «нападать», - это

а) гнев

б) агрессия

в) тревожность

г) фрустрация

7.В психологии эмоций вся совокупность феноменов, относящихся к эмоциям, называется эмоциональной

а) сферой

б) операцией

в) плоскостью

г) категориальностью

8.Попытка упорядочить известные классы эмоций на шкале была предпринята

а) Вудвортсом

б) Мэрфи

в) Шлосбергом

г) Дарвином

9.Импульсивный, тормозной, генерализованный – это разновидности

а) эмоционального стресса

б) агрессии

в) заключительной фазы аффекта

г) фрустрации

10.Эмоции как средство свёрнутого опознания значимости будущей ситуации выполняют функцию

а) прогностическую

б) эвристическую

в) интеллектуальную

г) экспрессивную

11.Эволюционно закрепившийся готовый стереотипный способ по разрешению биологически предусмотренных внештатных ситуаций, - это

а) аффект

б) комплекс неполноценности

в) мотив

г) эмоция

12.Эмоции как средство опознания значимости будущей ситуации выполняют функцию

а) оценочную

б) предвосхищающую, прогностическую

в) синтезирующую

г) эвристическую

13.Связь интеллекта и аффекта носит характер

а) взаимоисключения

б) взаимообратного перехода

в) рядоположенности

г) взаимодополнения

14.Эмоции по уровню значимости и иерархии психических инстанций подразделяются на:

а) нормальные перверсные

б) высшие и низшие

в) яркие и приглушённые

г) атрофированные, системные и гипертрофированные

15.Дистресс – это стресс, который

а) поддерживает и защищает гомеостаз

б) оказывает двоякое, противоположное по результатам воздействие

в) оказывает дезорганизующее воздействие

г) является сложным полизависимым

16.Агрессия, по сравнению с гневом, изменяется

а) линейно, соразмерно

б) так же

в) более интенсивно

г) менее интенсивно

17. Эмоции пронизывают все

а) поступки

б) операции

в) процессы памяти

г) процессы восприятия

Задачи:

Задача 1.

Определите, какое влияние (регулирующее, стимулирующее или дезорганизующее) оказали чувства на деятельность.

А. Урок английского языка.

Ребята принесли в класс ворону. Молодая преподавательница Н. забралась на подоконник, чтобы поймать птицу и выпустить ее. В это время учитель Мельников заглядывает в класс. Он резко отчитывает Н. Смущенная, расстроенная, она выбегает в коридор, чтобы объяснить своему учителю, любимому человеку, суть происходящего. Но тот холоден и строг. Тогда Н. возвращается в класс, хватает ворону, которую кто-то из ребят завернул в тряпку. И так, в тряпке, выбрасывает беспомощную птицу в окно. Взволнованные и возмущенные ребята грубят учительнице. Одного за другим она выгоняет их за дверь. (Т. Матвеева. Раздумья о фильме «Доживем до понедельника». «Правда» от 1 ноября 1969 г.)

Б. Досадное чувство собственного безволия возникает в тех случаях, когда отступаешь перед трудностями. В этих случаях стоит только безжалостно и искренне назвать себя тряпкой, никчемным человеком, как просыпается чувство оскорбленной гордости. С такой «злостью» и досадой берешься за работу, что себя не узнаешь. (По П. М. Якобсону, 1966.)

В. Группа ребятишек забралась на лодочный пирс. Взрослый незаметно подошел к ним и громко крикнул: «Вы что тут, озорники, делаете?» Ребята бросились врассыпную прежде, чем успели подумать, что ничего плохого они не сделали, но удрали не все ребята, один из них сел на землю и заплакал. А один из ребят нахмурился, сжал кулаки и пошел к взрослому выяснять обстановку, хотя ему тоже было страшно. (По К. К. Платонову.)

Г. Сталевар 41 года переживает тяжелое состояние по по­воду смерти единственной 18-летней дочери: Раньше он очень любил свою профессию, отличался сознательным и ответственным отношением к труду. Во время войны работал с высокой производительностью, по две-три смены не выходя из цеха. Теперь работа ему тягостна, он жалуется на крайнюю усталость, хочет перейти на инвалидность. (По В. С. Мерлину, 1968.)

Задача 2.

1. Оцените правильность или ошибочность педагогического воздействия на детей.

2. Дайте обоснование оценкам.

А. Урок математики, который ведет опытный старый учитель. Девочка-старшеклассница, только что безуспешно отстоявшая полчаса у доски и получившая вполне законную двойку, направ­ляясь к своей парте, прошептала: «Осел». Получилось достаточ­но громко и выразительно. Класс замер в ожидании реакции учителя. Слышно было, как тикают часы. И вдруг учитель улыб­нулся: «Наверное, так и есть, детка, раз, взявшись учить вас, я не сумел выучить». Девочка разрыдалась. (И. Овчинникова. Думать и еще быть .добрым. «Неделя», 1966, № 41.)

Б.. В одной из школ Новгородской области шестиклассники забрались на пришкольный огород, где и полакомились вволюшку цветной капустой. Плохо? Очень. И вот мальчишек приводят в учительскую, наваливают перед ними на столе груду кормо­вой брюквы и не выпускают до тех пор, пока они все не съедят. (И. Овчинникова. Думать и еще быть добрым. «Неделя», 1966, №. 41.)

В. Возвращаясь из детского сада, мальчик сказал матери, что его больше в группе никто не любит. «Витя все себе и для себя старается делать, везде стремится быть первым, всеми командовать», - пояснила матери воспитательница обстановку. Была продумана система. Ему дается поручение купить деду газету, и затем дед горячо и долго благодарит внука за заботливость. В квартире одно кресло, которое занимал Витя. Теперь бабушка жалуется, что ей очень неудобно сидеть на стуле, мать предлагает Вите уступить кресло бабушке, мальчик с неудовольствием это делает, вынужденно. Но бабушка говорит: «Ай да Витя! Какой хороший мальчик, позаботился о бабушке». Слава забыл купить цветные карандаши, и ему грозит двойка по рисованию. Тогда по подсказке мамы Витя с неудовольствием отдает Славе свои карандаши и на следующий день вместе со Славой радуется, что тот получил пятерку благодаря услуге Вити. (У. Березина. У меня растет сын. М., «Знание», 1971, стр. 23.)

Наши рекомендации