Предмет социальной психологии. Место социальной психологии в системе научного знания

Социальная психология — раздел психологии, посвящённый поведению человека в группе, тому как человек воспринимает других, общается и влияет на других. Гордон Олпорт определял социальную психологию как попытку понять и объяснить, как мысли, чувства и поведение личности зависят от реального, воображаемого или предполагаемого присутствия других людей.

Само сочетание слов «социальная психология» указывает на специфическое место, которое занимает эта дисциплина в системе научного знания. Возникнув на стыке наук — психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет свой особый статус. Это приводит к тому, что каждая из «родительских» дисциплин довольно охотно включает ее в себя в качестве составной части. Такая неоднозначность положения научной дисциплины имеет много различных причин. Главной из них является объективное существование такого класса фактов общественной жизни, которые сами по себе могут быть исследованы лишь при помощи объединенных усилий двух наук: психологии и социологии. С одной стороны, любое общественное явление имеет свой «психологический» аспект, поскольку общественные закономерности проявляются не иначе как через деятельность людей, а люди действуют, будучи наделенными сознанием и волей. С другой стороны, в ситуациях совместной деятельности людей возникают совершенно особые типы связей между ними, связей общения и взаимодействия, и анализ их невозможен вне системы психологического знания.

Другой причиной двойственного положения социальной психологии является сама история становления этой дисциплины, которая вызревала в недрах одновременно и психологического, и социологического знания и в полном смысле слова родилась «на перекрестке» этих двух наук. Все это создает немалые трудности как в определении предмета социальной психологии, так и в выявлении круга ее проблем.

Для социальной психологии, как, может быть, ни для какой другой науки, актуально одновременное решение двух задач: и выработки практических рекомендаций, полученных в ходе прикладных исследований, столь необходимых практике, и «достраивание» своего собственного здания как целостной системы научного знания с уточнением своего предмета, разработкой специальных теорий и специальной методологии исследований.

Социальная психология находится на грани между психологией и социологией и приписывание того или иного направления к психологии или социологии зачастую является сугубо организационным — психологи и социологи склонны публиковать свои работы в разных журналах, посещать разные конференции. Кроме того, психологи чаще рассматривают внутриличностные аспекты и социальные ситуации, а социологи — внеличностные, социальные процессы, определяющие поведение человека, а также микроуровень социальных взаимодействий.

Социальная психология - отрасль психологии, изучающая закономерности: - поведения человека в социальной организации; - взаимоотношения людей в процессе совместной деятельности; - развития нравственно-психологического климата в коллективе; - возникновения и развития коллективных и личностных установок, мотивов, побуждений; - возникновения и разрешения межличностных конфликтов; - лидерства и индивидуального стиля деятельности; - поведения и социально-психологической адаптации людей в стрессовых ситуациях

Это нау­ка, которая изучает закономерности познания людьми друг друга, их взаимоотношений и взаимовлияний. Итак, в центре исследовательского внимания социального психолога находятся последствия различного рода контактов между людьми, прояв­ляемые в виде мыслей, чувств и действий отдельных индивидов. Эти контакты могут быть непосредственными, как говорится, ли­цом к лицу. Они бывают и опосредствованными, например, путем использования средств массовых коммуникаций — прессы, ра­дио, телевидения, кино, Интернета и др. Именно таким образом осуществляется влияние на людей не только со стороны тех или иных лиц, но и отдельных социальных групп и общества в целом.

Контакты между людьми могут быть случайными и сравни­тельно непродолжительными, например, разговор двух попутчи­ков в одном купе железнодорожного вагона. И наоборот, межлич­ностные контакты могут приобретать систематический и продол­жительный характер. Например, в семье, на работе, в компании друзей. При этом объектом исследовательского интереса соци­ального психолога могут выступать не только небольшие по своей численности группы людей, но и такие общности, которые вклю­чают в себя значительное количество распределенных на боль­шой территории людей. Например, нации, классы, партии, про­фессиональные союзы, крупные контингенты различных пред­приятий, фирм и т.п. Эти общности могут характеризоваться различной степенью организованности. Сравните, например, ог­ромную толпу на площади, собравшуюся по поводу массового праздника, и крупное воинское подразделение. Самые разнооб­разные большие группы также выступают в качестве объектов социальной психологии.

Необходимо отметить, что те или иные отношения возникают не только между отдельными индивидами, но и между целыми группами, как малыми, так и большими. Межгрупповые отноше­ния могут носить различный характер — от взаимопонимания и сотрудничества вплоть до острой конфронтации. Повсеместно наблюдаемые явления глобализации, характерные для начала нашего века, делают исключительно актуальными проблемы межкультурной коммуникации. Сегодня все большее количество представителей различных этносов и культур непосредственно сталкиваются друг с другом в процессе осуществления различ­ных совместных акций. Научить этих людей успешно взаимодей­ствовать для достижения общих целей — тоже социально-пси­хологическая проблема.

Итак, рассматривая структуру социальной психологии как науки, можно выделить следующие ее разделы:

Социальная психология личности охватывает проблематику, обусловленную общественной природой личности, ее включенно­стью в различные группы и общество в целом. Это, например, во­просы социализации личности, ее социально-психологических качеств, мотивации поведения личности, влияния социальных норм на это поведение.

Социальная психология общения и межличностного взаимо­действия рассматривает различные виды и средства коммуника­ций между людьми (включая и массовые коммуникации), меха­низмы этих коммуникаций, типы взаимодействия людей — от кооперации до конфликта. Тесно связаны с данной проблема­тикой и вопросы социального познания, такие как восприятие, понимание и оценка людьми друг друга.

Социальная психология групп охватывает разнообразные групповые явления и процессы, структуру и динамику малых и больших групп, различные стадии их жизнедеятельности, а также межгрупповые отношения.


2. Две основные ветви в социальной психологии. Отечественная традиция в социальной психологии.

С начала прошлого века стали оформляться две ветви социальной психологии — психологическая и социологическая. Оба направления рассматривают социальное поведение, но с различных теоретических позиций.

Американская традиция(«психологическая социальная психология»)

n субъектсоциально-психологических явлений - личность.

n Предметсоциальной психологии-поведение индивида в группе, его отношение к социальной среде, его реакции по отношению к другим индивидам в определенной социальной ситуации.

Европейская традиция («социологическая социальная психология»)

Предмет социальной психологии. Место социальной психологии в системе научного знания - student2.ru В качествесубъекта социально-психологических явлений рассматривает не личность, а общности — большие и малые социальные группы.

В центре внимания психологической социальной психологии на­ходится индивид. При этом исследователи пытаются понять и предсказать социальное поведение, обращаясь к анализу непо­средственных стимулов, психологических состояний и черт лич­ности. Предполагается, что вариации в поведении обусловлены тем, как люди интерпретируют социальные стимулы, или их лич­ностными различиями.. Основным исследовательским методом здесь является эксперимент. Сторонники социологической социальной психологии, наоборот, преуменьшают роль индивидуальных раз­личий и влияний непосредственных социальных стимулов на по­ведение. В центре внимания этого направления находится группа или общество. При этом исследователи, для того чтобы понять социальное поведение, обращаются к анализу социетальных переменных, таких как социоэкономический статус, социальные роли и культурные нормы. Преобладающее внимание здесь уде­ляется характеристикам больших по размеру социальных групп, чем в психологической социальной психологии. Поэтому социальные психологи социологического направления преиму­щественно занимаются объяснением таких социетальных про­блем, как бедность, преступность, отклоняющееся поведение. Основными исследовательскими методами здесь являются оп­росы и включенное наблюдение.

Общепризнано, что оба направления современной социальной психологии влияют друг на друга, взаимно обогащаясь. Однако сегодня, несмотря на это взаимовлияние, психологическая соци­альная психология и социологическая социальная психология развиваются параллельно.

России социальная психология развивалась под сильным влиянием марксизма. В 1920-е гг. в СССР предпринимаются попытки построения марксистской социальной психологии.
Однако отечественным исследователям не удалось обосновать свои начинания в этом отношении. Период конца 1920-х — на­ чала 1930-х гг. характеризуется свертыванием и затем пол­ным прекращением социально-психологических исследований, что можно объяснить особенностями общественно-поли­тической ситуации в СССР в данный период. До конца 1950-х гг. социальная психология считается в СССР буржуаз­ной наукой.

Возрождение социальной психологии в СССР (конечно, на марксистской основе) начинается в 1960-е гг. В ряде городов появляются научно-исследовательские центры и кафедры со­циальной психологии вузов. Начинают развертываться теоре­тические и прикладные исследования. В современных усло­виях постсоветской России отечественная социальная психо­логия вступила в новый этап своего развития.

Наши рекомендации